СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 9. Народ и Гриша Добросклонов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: попытаться проанализировать авторский замысел и понять, почему не состоялась встреча Гриши с правдоискателями.

Метод: сообщение, работа над текстом с элементами беседы.

 

Ход урока

I. Реализация индивидуального домашнего задания

Сообщение обучающегося «Кто такой Гриша Добросклонов?»

Некрасов не закончил работу над своим главным произведением, написал не все, что хотел написать. Соотношение глав и частей эпопеи обнаруживает незаполненные пробелы, пустоты, Глава «Пир на весь мир», написанная позже других, не должна была, согласно замыслу поэта, завершить эпопею, и мало того — ей намечалось место до главы «Крестьянка», написанной ранее (впрочем, мнения по этому вопросу у специалистов до сих пор расходятся). Однако концовка этой главы при всех необходимых в данном случае оговорках все же сыграла роль развязки всей эпопеи. Ведь именно здесь прозвучал ответ на вопрос, поставленный в самом начале произведения: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» Счастливым человеком оказывается не кто иной, как народный заступник Гриша Добросклонов, и к словам, завершающим «Пир на весь мир», — «Пел он воплощение счастия народного» — прибавить, по существу, нечего. В то же время это развязка особого рода. Она не возвращает странников в их родные дома, не кладет конец их скитаниям и поискам, потому что странники ничего не знают о счастье Добросклонова. Им предстоит, по-видимому, искать счастливого человека и дальше, причем идти по ложному следу — к самому царю.

Просмотр содержимого документа
«Урок 9. Народ и Гриша Добросклонов»

Урок 9. Народ и Гриша Добросклонов


Цель урока: попытаться проанализировать авторский замысел и понять, почему не состоялась встреча Гриши и правдоискателями.

Метод: сообщение, работа над текстом с элементами беседы.


Ход урока


I. Реализация индивидуального домашнего задания

Сообщение обучающегося «Кто такой Гриша Добросклонов?»

Некрасов не закончил работу над своим главным произведением, написал не все, что хотел написать. Соотношение глав и частей эпопеи обнаруживает незаполненные пробелы, пустоты, Глава «Пир на весь мир», написанная позже других, не должна была, согласно замыслу поэта, завершить эпопею, и мало того — ей намечалось место до главы «Крестьянка», написанной ранее (впрочем, мнения по этому вопросу у специалистов до сих пор расходятся). Однако концовка этой главы при всех необходимых в данном случае оговорках все же сыграла роль развязки всей эпопеи. Ведь именно здесь прозвучал ответ на вопрос, поставленный в самом начале произведения: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» Счастливым человеком оказывается не кто иной, как народный заступник Гриша Добросклонов, и к словам, завершающим «Пир на весь мир», — «Пел он воплощение счастия народного» — прибавить, по существу, нечего. В то же время это развязка особого рода. Она не возвращает странников в их родные дома, не кладет конец их скитаниям и поискам, потому что странники ничего не знают о счастье Добросклонова. Им предстоит, по-видимому, искать счастливого человека и дальше, причем идти по ложному следу — к самому царю.

С другой стороны, насколько счастлив Гриша Добросклонов? Находит ли Некрасов достаточно убедительные слова и совершенную форму для воплощения этого счастья? Вспомним, как Гриша, открыв в себе поэта, эмоционально переживал свою творческую удачу:

«— Удалась мне песенка! — молвил Гриша прыгая, — Горячо сказалася правда в ней великая...»

Добросклонову понадобилось уединение для того, чтобы в тиши прочувствовать наиболее торжественную и счастливую минуту в его жизни. Итак, развязка мнимая, иллюзорная. Подлинного завершения эпопеи нет, так же, как не завершено развитие воплощенного в ней русского национального характера, неистощимого в своих проявлениях.

Одни исследователи считают, что на вопрос, поставленный в названии, дан ответ образом Гриши Добросклонова: «...особо внимания достойна последняя самая маленькая главка «Пира...». Здесь указан счастливый, здесь содержится ответ на вопрос, поставленный в заглавии» (М. М. Гин. О своеобразии реализма Некрасова, 1996).

Н. Скатов утверждает: «Сам по себе образ Гриши не дает ответ на вопрос о счастье, ни на вопрос о счастливце. Счастье одного человека (чьим бы оно ни было и что бы под ним ни понималось, пусть даже борьба за все общее счастье) — еще не разрешение вопроса.


II. Чтение и обсуждение песни «Доля народа», «Средь мира дольного»

— Какова основная мысль песни «доля народа»?

(«Доля народа» - в этой песне утверждается мысль о том, что назначение человека в жизни — это служение народу, борьба за него.

Дело, труд воспринимаются как служение счастью народа, торжеству его лучших стремлений и надежд.)

— О чем размышляет поэт в песне «Средь мира дольного...»?

(Здесь поэт размышляет о смысле жизни, о том, какой выбрать путь, по какой дороге пойти. Жизнь открывает пред человеком разные дороги — два пути.

В жизни всегда существует проблема выбора и ответственности человека за выбранный путь. Дорога, по которой «громадная, к соблазну жадная идет толпа» - дорога «просторная...». Истинный путь, дорога «честная», по которой идут:


Лишь души сильные,

Любвеобильные,

На бой, на труд...)


— Какова цель песен Гриши Добросклонова?

(В песнях, которые поет Гриша, звучит призыв к борьбе за счастье народа, за свет, свободу. Гриша связан с народом. Крестьяне воспринимают Добросклонова как своего, как выразителя и толкователя их надежд, интересов. Гриша помог крестьянам понять правду о крестьянском грехе преодолеть состояние подавленности и вновь поверить в свои силы.)


III. Работа над диалогом Гриши Добросклонова с дядей Власом

— В чем заключается суть диалога?

(В этом диалоге соотнесены крестьянское представление о счастье и понимание о счастье. Эта беседа убеждает, что пока народное понимание счастья не совпадают с теми идеалами, за которое самоотверженно борется Добросклонов. Вместе с тем заветная мечта Гриши:


Чтоб землякам моим и каждому

Крестьянину жилось вольготно

Весело на всей святой Руси.)


— Что сближает героя с автором в этом диалоге?

(Строки эти дают возможность судить о том, что Гриша близок самому поэту. Не случайно именно в уста Гриши вложил поэт наиболее зрелые свои песни, в которых нарисовал пути борьбы за права человека. Песня «Средь мира дольного» представляет собой как бы завещание поэта, в котором он устами Гриши обращается к молодежи с призывом встать в ряды борцов за счастье народа.)

— Какие еще песни поет Гриша? О чем они?

(Глубоким лирическим чувством проникнута и песня «В минуту уныния, о родина-мать...», в которой горячо и взволнованно говорится о жизни страны до отмены крепостного права. Но в песне выражается уверенность в том, что «сбирается с силами русский народ и учится быть гражданином».

Как подлинный гимн родине звучит песня «Русь». Народ могуч и велик, и, когда он проснется, Россия превратится в могучую державу. Эта песня заставляет в народе увидеть силу, способную осуществить переустройство жизни:


Рать подымается —

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!)


IV. Чтение главы V

Итак, поэт создал «книгу народную», которую закончил короткой пятой главой.

— Почему странники, по мнению автора, не нашли ответа на волнующий вопрос?

(Странники не нашли ответа на вопрос о счастье потому, что еще не могли знать, что «Творилось с Гришею», не могли знать той «правды великой» о «воплощении счастия народного», какую знал народный заступник.)


V. Домашнее задание

Подготовиться к сочинению.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!