Урок алгебры Дата:___06.04.2016____ Класс__9___
Тема урока: Решение задач по теме «Элементы комбинаторики»
Цели урока:
Учебные – формировать умения решения и систематизации комбинаторных задач на «перестановки», «сочетание», «размещение»; умения отличать задачи на «перестановки», «сочетания», «размещения» друг от друга; умение использовать «правило произведения» при решении комбинаторных задач; умение нахождения факториала числа при решении комбинаторных задач; умение находить число сочетаний, размещений по соответствующим формулам; умения выделять главное и существенное при установлении типа комбинаторных задач; умения планировать и контролировать ход своих действий при решении задач; умения проводить аналогии при решении комбинаторных задач; умение выделять главное и существенное при работе с текстом задачи; умение последовательно излагать ход решения в письменной форме при записи новых задач и решении задач с переносом знаний в новую ситуацию; умение говорить на языке данной науки при воспроизведении формулировок основных правил и терминов комбинаторики. |
Развивающие – развивать логическое мышление, умение анализировать, обобщать; продолжить формирование математической речи, памяти, познавательной активности; развитие речи в ходе устных ответов и объяснений решений задач; развитие математической речи путём введения в активный словарь таких понятий как «перестановки», «выборки», «размещение», «сочетание»; коррекция речи учащихся в ходе обсуждения задач. Развивать коммуникативные способности учащихся (умение работать в парах, обучаться в сотрудничестве, вести монолог и диалог); Развивать умение наблюдать и систематизировать, добывать знания; логическое и теоретическое мышление; Совершенствовать вычислительные навыки. |
Воспитательные – показать, что решения комбинаторных задач возникли из практических потребностей человека; приучать к умению выслушивать других и умению общаться; продолжить воспитание в учащихся доброжелательности друг к другу; прививать чувство патриотизма. Работать над повышением грамотности устной и письменной речи учащихся; Воспитывать математическую культуру, интерес к предмету через разнообразие видов работы на уроке. |
Оборудование урока: доска, smartboard, опорный конспект, презентация.
Тип урока: совершенствование умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. ( 1/ )
С каким настроением вы пришли ко мне на урок?
II. Проверка домашнего задания. ( 5/ )
Правильность выполнения.
Знание теоретического материала.
III. Актуализация опорных знаний. ( 7/ )
Комбинаторика – раздел математики, который занят поисками ответов на вопросы: сколько всего есть комбинаций в том или ином случае, как из всех этих комбинаций выбрать наилучшую. Слово «комбинаторика» происходит от латинского слова «combinare», что в переводе на русский означает – «сочетать», «соединять». Термин "комбинаторика" был введён знаменитым Готфридом Вильгельмом Лейбницем, - всемирно известным немецким учёным.
Комбинаторные задачи делятся на несколько групп.
Перестановкой из n элементов называется каждое расположение этих элементов в определённом порядке.
Pn = n(n-1)(n-2)∙…∙3∙2∙1
Pn = n!
Произведение всех последовательных натуральных чисел от 1 до n обозначается n! n! = 1 · 2 · 3 · ... · n.
Задача1.
Квартет
Проказница Мартышка
Осёл,
Козёл,
Да косолапый Мишка
Затеяли играть квартет
…
Стой, братцы стой! –
Кричит Мартышка, - погодите!
Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите…
И так, и этак пересаживались – опять музыка на лад не идет.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть…
Сколькими способами можно рассадить четырех музыкантов?
P4 = 4!= 1 ∙2∙ 3 ∙4 = 24
Это задача на перестановки
Задача 2.
У нас имеется 5 книг, что у нас всего одна полка, и что на ней вмещается лишь 3 книги . Сколькими способами можно расставить на полке 3 книги?
Выбираем одну из 5-ти книг и ставим на первое место на полке. Это мы можем сделать 5-ю способами. Теперь на полке осталось два места и у нас осталось 4 книги. Вторую книгу мы можем выбрать 4-мя способами и поставить рядом с одной из 5-ти возможных первых. Таких пар может быть 5·4. Осталось 3 книги и одно место. Одну книгу из 3-ёх можно выбрать 3-мя способами и поставить рядом с одной из возможных 5·4 пар. Получится 5·4·3 разнообразных троек. Значит всего способов разместить 3 книги из 5-ти 5·4·3 = 60.
Это размещения .
Размещением из n элементов по k (k≤n) называется любое множество, состоящее из k элементов, взятых в определённом порядке из данных n элементов.
Задача3.
Учащиеся второго класса изучают 9 предметов. Сколькими способами можно составить расписание на один день, чтобы в нём было 4 различных предмета?
A
= = = 6∙ 7∙ 8∙ 9 = 3024
Ответ: 3024.
Задача 4. Сколькими способами можно расставить 3 тома на книжной полке, если выбирать их из имеющихся в наличии внешне неразличимых 5 книг?
Книги внешне неразличимы. Но они различаются, и существенно! Эти книги разные по содержанию. Возникает ситуация, когда важен состав элементов выборки, но несущественен порядок их расположения.
1 способ решения
123 124 125 134 135 145
234 235 245
345 Ответ: 10
2 способ решения
С= = = 10
Ответ: 10
Это сочетания .
Сочетанием из n элементов по k называется любое множество, составленное из k элементов, выбранных из данных n элементов.
IV. Проверочная работа. ( 10/ ) самопроверка
В а р и а н т 1
Найдите значение выражения:
а) ; б) ; в) .
В а р и а н т 2
а) ; б) ; в) .
Р е ш е н и е
В а р и а н т 1
а) ;
б) ;
в)
.
В а р и а н т 2
а) ;
б) ;
в) .
Физкультминутка. ( 2/ )
VI. Формирование умений и навыков. ( 12/ )
1. В сильном классе можно предложить учащимся доказать два свойства сочетания из п элементов по k (п ≥ k) (или в качестве дополнительного задания интересующимся математикой учащимся):
– первое свойство;
:
П р и м е р: .
– второе свойство;
:
П р и м е р: .
Разделить класс на две группы ( в конце работы применить взаимопроверку решенных задач в группах)
1 группа решает №776, 778(а, в), 780.
2 группа решает №777, 779, 782
2. Следующие задачи решаются с применением формул нахождения числа перестановок, сочетаний и размещений.
№ 776. Р е ш е н и е
а) Фиксируем один элемент «в». Количество перестановок из пяти оставшихся элементов: Р5 = 5! = 1 · 2 · 3 · 4 · 5 = 120.
б) Фиксируем два элемента «а» и «т». Количество перестановок из 4 оставшихся элементов: Р4 = 4! = 1 · 2 · 3 · 4 = 24.
О т в е т: а) 120 анаграмм; б) 24 анаграммы.
№ 777. Р е ш е н и е
Мальчики и девочки должны чередоваться, то есть девочки могут сидеть только на четных местах, а мальчики только на нечетных. Поэтому девочки могут меняться местами только с девочками, а мальчики – только с мальчиками. Четырех девочек можно рассадить: Р4 = 4! = 24 способами, а пятерых мальчиков Р5 = 5! = 120 способами.
Каждый способ размещения девочек может сочетаться с каждым способом размещения мальчиков, поэтому по правилу произведения общее число способов равно: Р4 · Р5 = 24 · 120 = 2880.
О т в е т: 2880 способов.
№ 778 (а; в). Р е ш е н и е
Выбираем три элемента из 12, порядок выбора не имеет значения (все трое идут в наряд).
а) Иванов и Петров идут в наряд, еще одного нужно выбрать из других 10 солдат; количество способов выбора: = 10.
в) Иванов идет в наряд, а Петров остается. Еще двоих, идущих в наряд с Ивановым, нужно выбрать из других 10 солдат (Иванова и Петрова не считаем); количество способов:
.
О т в е т: а) 10 способов; в) 45 способов.
№ 779. Р е ш е н и е
а) Выбираем 4 шахматистов из 16 без указания порядка; количество способов:
.
б) Выбираем 4 шахматистов из 16 с указанием порядка их расположения в команде; количество способов:
= 13 · 14 · 15 · 16 = 43680.
О т в е т: а) 1820 способов; б) 43680 способов.
№ 780. Р е ш е н и е
Выбираем (без повторений) 2 буквы из 5 и 3 цифры из 10; порядок выбора учитывается (например: 213 кт и 321 тк – разные).
Количество способов выбора:
(для букв);
(для цифр).
Каждый вариант выбора букв может сочетаться с каждым вариантом выбора цифр, поэтому, по комбинаторному правилу умножения, общее число способов равно:
О т в е т: 14400 способов.
№ 782. Р е ш е н и е
Выбираем из группы туристов в п человек четырех дежурных (порядок выбора значения не имеет); число способов . Затем выбираем из группы туристов в п человек двух дежурных – число способов . Так как число способов выбора четырех дежурных в 13 раз больше, чем двух, получаем уравнение:
= 13 · ;
;
;
;
п2 – 5п – 150 = 0;
п1 = 15, п2 = –10. Так как п N, то п2 = –10 – не удовлетворяет условию, значит, п = 15.
О т в е т: 15 туристов.
VI I. Закрепление темы. ( 5/ )
Проблемный вопрос:
Может ли нам комбинаторика помочь в реальной жизни?
Решение комбинаторных задач развивает творческие способности, помогает при решении
олимпиадных задач, задач из ГИА, ЕГЭ.
Области применения комбинаторики:
-учебные заведения ( составление расписаний)
-сфера общественного питания (составление меню)
-лингвистика (рассмотрение вариантов комбинаций букв)
-спортивные соревнования (расчёт количества игр между участниками)
-агротехника (размещение посевов на нескольких полях)
-география (раскраска карт)
-биология (расшифровка кода ДНК)
-химия (анализ возможных связей между химическими элементами)
-экономика (анализ вариантов купли-продажи акций) азартные игры (подсчёт частоты
выигрышей)
-криптография (разработка методов шифрования)
-доставка почты (рассмотрение вариантов пересылки)
-военное дело (расположение подразделений)
Необыкновенно популярной головоломкой стал кубик Рубика, изобретенный в 1975 году преподавателем архитектуры из Будапешта Эрне Рубиком для развития пространственного воображения у студентов.
Лучшее время, показанное на чемпионате мира 1982 г. по скоростной сборке кубика Рубика, составило всего 22,95 секунды.
Кубик Рубика служит не только развлечением, но и прекрасным наглядным пособием по комбинаторике.
Вывод:
Комбинаторика повсюду.
Комбинаторика везде.
Комбинаторика вокруг нас.
Составить СИНКВЕЙН к слову комбинаторика
IV. Итоги урока. ( 2/ )
Домашнее задание: п.33, № 778 (б), № 781, № 844
VII. Рефлексия. ( 1/ )
Определи своё настроение в конце урока
4
4
4