СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Батыево нашествие на Русь".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Батыево нашествие на Русь".»

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Начинается урок,
Он пойдет сегодня впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»! Я рада приветствовать вас на очередном уроке истории. К нам сегодня на урок пришли гости, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям и начнем наш урок.


Актуализация знаний:

Учитель:

- Вспомним предыдущую тему и проверим как вы её усвоили.

Разгадаем кроссворд.


1.Т

е

м

у

ч

и

н




2. п

о

л

о

в

ц

ы

н







3. ч

и

н

г

и

с

х

а

н




о





4. к

а

л

к

а



5. к

и

т

а

й

6. д

е

с

я

т

о

к

Вопросы:

  1. Настоящее имя Чингисхана?

  2. Союзники русских князей на р. Калке

3. Имя, которое получил Темучина на курултае ( съезде монгольской знати).

4. Река, на которой произошло сражение в 1223 году.

5. Какая страна первой оказалась захвачена монголо-татарами?

6. Наименьшая воинская единица в монгольском войске.

-Какое слово получилось в выделенных клетках( Монголия)

- С эти государством мы познакомились на прошлом уроке. Покажите на карте. (Монгольское государство)

Карта «Монгольские завоевания в 13 веке» и в презентации

Кто возглавил Монгольское государство? (Чингисхан)

Послушаем сообщение про этого правителя.

Сообщение про Чингисхана.




Постановка целей и задач. Формулирование темы.

Учитель:

Вы знаете, что историю можно изучать из разных источников.

- сегодня на уроке, ребята, мы будем работать с книгой. ( «История Древней Руси)

- Давайте прочитаем первую страницу нашей книги. ( читают)

"О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская!.."

- И есть у нас последняя страница книги. Её мы тоже прочитаем.

"Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."  

И в первом и во втором отрывке описывается русская земля.

- Сравните эти два отрывка.

-Книга состарилась сохранились записи только на первой и последней страницах , нам нужно восстановить события на страницах, которые находились между ними.


- Я предлагаю послушать стихотворение и определить тему, по которой мы будем восстанавливать книгу

Н.Кончаловской «Наша древняя столица». (Мадина)

Был страшный год, когда все страны
Боялись больше , чем огня,
Батыя – внука Чингисхана
Свое соседство с ним кляня…
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли, 
В осенний день, по степи голой, 
Топча сухие ковыли. 
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда 
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.

Учитель: сформулируйте тему урока( кто напал на Русь, кто возглавил монголо-татар)

Назовите тему урока: "Нашествие Батыя на Русь". Запишите тему в рабочие листы.

Определите цель нашего урока, что мы должны узнать:

- причины завоевательных походов монголо-татар ;

познакомиться с монголо-татарским нашествием на Русь;

- какие города, какая территория была завоевана.;

- последствия нашествия Батыя на Русь

- выяснить причины поражения русских городов

В конце урока мы должны с вами ответить на вопрос

Проблемный вопрос: Почему, несмотря на героическое сопротивление, монголы сумели покорить русские земли? 

Изучение нового материала.

  1. Причины завоевательных походов монголо- татар.

Узнаем причины завоевательных походов монголо-татар, изучив исторический текст, который лежит у вас на партах. Работаем в парах. Прочитайте и проанализируйте 1 и 2 тексты, сделайте выводы. ( подтвердить текстом)

Работа в парах.

Источник:

Текст 1- « …В то же время захватнические планы Чингисхана были связаны с особенностями хозяйства его державы. Его основу составляло развитое кочевое скотоводство. Это вынуждало монголов постоянно передвигаться по степям в поисках новых пастбищ для десятков тысяч лошадей. Но не менее важным было наличие огромной армии. Содержать которую не смог бы ни один правитель. Она должна была обеспечивать себя сама путём непрерывных войн с соседями и захвата  военной добычи. Монгольская армия была не только многочисленной, но и чётко организованной, прекрасно вооружённой…»

Текст 2- «…В 1227 году держава Чингисхана была поделена между его сыновьями на несколько больших территорий- улусов. Западный улус был предназначен старшему Джучи. Он простирался от Иртыша на востоке до «последнего моря» на западе. То есть по замыслу Чингисхана, к улусу Джучи была отнесена вся Европа. Но её нужно было ещё покорить. После смерти Чингисхана завоевание Европы стало ближайшей целью монголов. Их военная мощь значительно превосходила силы русских княжеств и их соседей.»


Ученики анализируют тексты, выявляют причины завоевательных походов.

Ответ:

  • Наличие многочисленной армии, которая должна была самостоятельно себя содержать.

  • Поиск новых пастбищ.

  • Стремление знати к обогащению.

  • Желание покорить весь мир.


Прошло 14 лет. Стали забывать на Руси, как изрубили татаро-монголы русских на Калке. Но глубокой осенью 1237 года вдруг у границ Рязанской земли появились первые вражеские разведчики.

А как только мороз схватил реки и озёра и дороги стали проезжими, в пределы рязанских владений вторглось огромное войско во главе с верховным правителем монголо – татар Батыем. Ведь именно он возглавил монголов после смерти Чингисхана.

Видео про Батыя

Видео.

-Кем приходился Батый Чингисхану?

-Какую территорию завоевал Батый до вторжения на Русь?( Волжская Булгария, Среднее Поволжье , Кипчакская степь)

В 1235г. Монголы решили отправиться походом на запад. Первой их жертвой стала Волжская Булгария. Полчища Батыя буквально стерли с лица земли это государство. Дорога на Русь была открыта

Перед лицом опасности русские князья вновь не смогли объединиться. На пути монголов встало Рязанское княжество

Познакомимся с нашествием Батыя на Русь.

2.Нашествие монголо-татар на Русь.

Представьте себе, что вы работаете в архиве и нашли древние документы. Но от времени многие слова в тексте стерлись. Восстановив текст, вы узнаете о героическом сопротивлении русских городов.

На столах лежат страницы нашей книги.

У каждой группы есть конверт с заданием и планом работы. Работайте последовательно по плану, сообща, соблюдая правила работы в группе.

Значение новых слов вы найдете в словарике, в вашем рабочем листе.

Работа в группах

Работа с текстом учебника

1 группа- Вторжение в Рязанскую землю

Первый удар был нанесён в декабре  1237 года по Рязанскому княжеству. Рязанский князь обратился за помощью к великому князю владимирскому Юрию Всеволодовичу, но тот направил небольшую дружину во главе со своим младшим сыном Всеволодом на защиту важной крепости Коломны.

Подойдя к Рязанской земле, Батый потребовал десятую часть «от всего, что имеете в земле вашей». Рязанский князь направил к нему посольство с богатыми дарами, которое возглавил княжеский сын Фёдор. Приняв подарки, Батый выдвинул новые требования: помимо выплаты дани, он велел отдать в жёны монгольской знати княжеских сестёр и дочерей. Фёдор ответил отказом и вместе с послами был казнен. Рязань шесть дней отражала непрерывные атаки, но 21 декабря была взята монголами. Завоеватели устроили в городе резню, не пощадив ни стариков, ни малых детей. Погиб и рязанский князь со своей семьёй. По преданию, уцелевшие жители Рязанской земли собрали дружину, которую возглавил Евпатий Коловрат. Они догнали врага в Суздальской земле и стали вести против него борьбу, нанося монголам большой урон, но почти все пали в неравной битве.

2 группа – Разгром Владимирского княжества

Расправившись с Рязанью, Батый направил свои отряды на Владимиро-Суздальскую землю . По пути была захвачена Коломна. Затем монголы подошли к Москве. Горожане во главе с воеводой Филиппом Нянькой, несмотря на неравные силы, пять дней мужественно сдерживали напор врага. Но Москва была взята, разграблена и сожжена, её жители беспощадно перебиты.

3 февраля 1238 года войско Батыя подошло к Владимиру. Великий князь Юрий после падения Рязани отправился на север собирать войско, а оборону города возглавил воевода Пётр Ослядюкович. 7 февраля монголы ворвались в город и подожгли его. Многие жители, в том числе и члены княжеской семьи, укрылись в Успенском соборе, но огонь настиг их и там. После опустошения Владимира воины Батыя разделились на отдельные отряды и захватили почти всё Владимиро-Суздальское княжество. Они разоряли, жгли и грабили русские города и сёла, убивали и уводили в плен людей. Чудом оставшиеся в живых жители пробирались на север, на реку Сить, в стан Юрия Всеволодовича. Решив, что у него уже достаточно сил, князь приготовился к сражению. Юрий был опытным полководцем и смелым воином, но в данном случае недооценил противника. В марте 1238 года монголы неожиданно атаковали русское войско и разгромили его. В бою погиб и сам великий князь.

3 группа – Поход на Новгород

После победы на реке Сити монгольские войска устремились к Новгороду. Их путь лежал через Торжок. Здесь монголы рассчитывали пополнить запас кормов. Но жители Торжка заранее подготовились к схватке с противником. Они наморозили на городских стенах и воротах ледяной панцирь, чтобы монголы не смогли закрепить штурмовые лестницы и поджечь город.

Горожане в течение двух недель отбивали атаки врага. Но, даже овладев Торжком, монголы не смогли пополнить хлебные запасы: жители подожгли склады с зерном.

В середине марта монгольская армия возобновила поход на Великий Новгород. Но поредевшие в битвах и не имевшие достаточных запасов фуража монгольские отряды были вынуждены остановиться, не дойдя до Новгорода сто вёрст.

В конце марта монголы подошли к небольшой крепости Козельск. Горожане оказывали мужественное сопротивление захватчикам в течение почти двух месяцев. Батый назвал Козельск «злым городом» и приказал сравнять его с землей.

После взятия Козельска обессиленные отряды Батыя ушли в богатые пастбищами придонские степи и провели там всё лето 1238 года. А осенью этого же года они совершили набеги на Муром, Нижний Новгород и другие города Северо-Восточной Руси.

Учитель: Первый поход Батыя на Русь не привёл к окончательному её подчинению монголам, хотя значительная часть северо-восточных земель подверглась страшному разгрому. В 1239 году Батый начал свой второй поход на Русь. Его целью было завоевание южных русских земель, а также вторжение в Европу.

4 группа – Нашествие на Юго-западную Русь

В 1239 году отряды завоевателей захватили и сожгли Переяславль, Чернигов и другие города к востоку от Днепра.

5 сентября 1240 года, переправившись через Днепр, войска Батыя окружили со всех сторон Киев. Город был хорошо укреплён. Киевом в то время владел Галицкий князь Даниил Романович. Однако князь при приближении монгольских войск покинул город и отправился с дружиной в Галич, чтобы организовать защиту своего княжества. Оборону Киева возглавил воевода Дмитр. Все жители встали на защиту «матери городов русских». Три месяца мужественно сражались киевляне, но ценой больших потерь монголам всё же удалось овладеть городом.

Весной 1241 года, отдохнувшие воины Батыя ринулись на Галицко-Волынскую землю, Венгрию, Польшу, Чехию,Хорватию .

Достигнув берегов Адриатического моря, обескровленные монгольские войска в 1242 году повернули назад.

Завещание Чингисхана оказалось невыполненным

Учитель: по ходу выступления групп , заполняем хронологическую таблицу в рабочем листе.


Даты

События

Весной 1239г.

Второй поход Батыя на Русь

5 сентября 1240г.

Осада Киева

Весной 1241г

Поход на Галицкую Русь, Венгрию, Польщу, Чехию.

В конце 1242г.

Вернулись на нижнюю Волгу

Заполнение хронологической таблицы в рабочих листах.

В ходе проверки выполненных заданий обучающиеся показывают на карте захваченные города, остальные находят этот город у себя в атласе. 

Вывод:

Геройски защищались русские города.

- 6 дней продержалась под натиском татар Рязань,

10 дней – Владимир, а маленький Козельск держал орду под своими стенами 50 дней!

3 месяца мужественно сражались киевляне.

5 дней Москва

  1. Последствие нашествия монголо-татар.

Учитель: давайте вернемся к последней странице нашей книги.

К чему привело нашествие монголо-татар? ( работа с отрывком)

"Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."  

Страшное зрелище представляла собою Русь. Груды обгорелых развалин вместо городов и сел, поля заросшие сорняком, кости не погребенных людей. Пустая, голая  земля. Не дошли монголо-татары до Новгорода, не решились взять Смоленск. Россия, разрушенная и истерзанная, продолжала жить.

Проблемный вопрос:

Ответ на учебную задачупочему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?

1. Раздробленность и отсутствие единства в русских землях (разобщённость русских войск и сил);

2.  высокое воинское мастерство монгольского войска (комплекс воинских приёмов, использовавшихся при штурме городов, численное превосходство, мобильность);

3. умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя и его военачальников.

Сильные стороны татар:

1. Численное превосходство;

2.  Железная дисциплина, наступательная тактика, разведка;

3.  Военно-тактическое превосходство.

Слабые стороны Руси

1.  Феодальная раздробленность;

2.  Отсутствие единой армии;

3. Техническая отсталость русских дружин

Закрепление

Давайте закрепим пройденную тему.

ЦОР:

  1. Поработаем с картой (1)

  2. Разместить события в хронологическом порядке (2)

  3. Последствия нашествия.(4)

Игра «Верю – не верю».

1. Монголо-татары были кочевниками-скотоводами.

2. Рязанское княжество первым из русских земель приняло на себя удар войск хана Батыя

3. Великий Новгород, Псков, Смоленск и Полоцк были захвачены монголо-татарами.

4. Первая встреча русских дружин с монголо-татарами произошла на р. Калке в 1223 г.

5. Монголо-Татары назвали Москву «Злым городом»


Соотнесите даты и их значения


1. 1237 г. А завершения похода Батыя на Запад


2. 1223 г. Б оборона Киева


3. 1240 г. В оборона Рязани


4. 1242 г. Г битва на реке Калке


Учитель: Достигли мы поставленных целей?


Итак, мы узнали, что несмотря на героические подвиги русского народа, Русь была разорена монголами. Но захватчики в результате сопротивления ослабли и не достигли своей первоочередной задачи: покорение Европы

Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке.

Самооценка

Оценочный лист


Критерии оценки

Оцениваю себя сам

1. Активно работал в группе


2. Выполнял свои обязанности


3. Соблюдал культуру общения



++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

- у меня не получилось работать в группе

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

Учитель:

Подведем итоги нашего урока.

Рефлексия. На доске прикреплены шаблонные изображения городов-крепостей с названиями, выполненные в разных цветах.

Красный город – «Восторг»;

Жёлтый город – «Радость»;

Зелёный город – «Удовлетворение»;

Синий город – «Уныние».

Предлагаю заселить в города жителей. А в какой город заселить жителя, зависит от вашего впечатления об уроке. (Учитель предлагает ученикам заселить города, прикрепив самостоятельно изготовленные фигурки жителей Руси к изображениям городов-крепостей, которые они выберут, исходя от впечатлений, которые им доставил урок.)

Домашнее задание.

Учитель проводит инструктаж по выполнению Д/з.

-Записываем домашнее задание: Выучить даты, параграф 16, ответить на вопросы, с.18;

и будет дополнительное очень интересное задание по желанию,.

-Ребята, монголо-татарское нашествие волновала не только историков, но и известных художников, писателей, музыкантов. Так вот поработайте в сети Интернет, может вы там найдете картину, посвященную этой теме или музыкальные или литературные произведения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!