СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии 7 класс Тема: « Покровы тела»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен изучению развития покровов тела  у животных в процессе эволюции

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии 7 класс Тема: « Покровы тела»»

Урок биологии 7 класс Тема: « Покровы тела»

Цели урока:

  • образовательная – познакомить учащихся с особенностями изменения покровов тела в процессе эволюции;

  • развивающая – научить учащихся анализировать, обобщать, делать выводы, способствовать развитию логического мышления;

  • воспитательная – развитие понимания усложнения всего от простого к сложному.

Задачи:

  • ознакомить учащихся со значением покровов в жизни живых организмов;

  • дать сравнительную характеристику покровов тела у разных типов животных;

  • показать черты приспособленности животных к образу жизни;

  • способствовать развитию у учащихся кругозора.


Оборудование: учебник В. В. Латюшина, В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс», таблицы.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

  • создание настроя на работу, организация внимания учащихся;

  • оглашение результатов контрольной работы по предыдущей теме;

  • постановка целей урока.

  1. Изучение новой темы

  • вступительное слово учителя, предваряющее изучение нового материала;

  • знакомство со значением покровов;

  • сравнительная характеристика покровов тела;

  1. Закрепление полученных знаний, подведение итогов урока;

  2. Домашнее задание.





Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Приветствие. Сегодня я сначала оглашу результаты ваших контрольных работ по теме «Класс Млекопитающие» Приступим к изучению эволюции строения животных, и начнем с покровов тела.

Учащиеся слушают результаты контрольной, сосредотачиваются на целях урока.

2.Изучение новой темы.

  1. Вступительное слово учителя

На протяжении всего года мы изучали разных животных, их образ жизни и способы приспособления к различным условиям обитания. Мы видели, что животные развивались от простых типов к более сложным, как по строению, так и по образу жизни. Усложнялись и функции тканей, органов, систем органов и организма в целом, т.е. они эволюционировали

2) Сравнительная характеристика покровов тела

Все животные, и простейшие и многоклеточные, имеют покровы тела. Какие функции они могут выполнять? Правильного, кроме того:

- защитная ( от механических повреждений, от проникновения инородных веществ, от потери влаги);

- участвует в обмене веществ (выделение и дыхание);

- терморегуляция.

Особенности покровов простейших

Функцию покровов у одноклеточных организмов, имеющих постоянную форму тела выполняет клеточная оболочка. Какие одноклеточные имеют постоянную форму тела? У организмов, имеющих непостоянную форму тела эту функцию выполняет плазмалемма, она менее прочная, чем оболочка. Она характерна, например, для амебы. Некоторые образуют раковины, например, фораминиферы, радиолярии. Полости тела у простейших нет.

Особенности покровов кишечнополостных

У кишечнополостных появляется 2 слоя клеток: эктодерма (наружный слой) и эндодерма (внутренний слой). Клетки наружного слоя дифференцированы на стрекательные, нервные, половые. Полости тела у них также нет.

Особенности покровов плоских червей

Каких представителей данного типа вы знаете? у плоских червей полости тела нет. Имеется 3 слоя клеток: между эктодермой и эндодермой формируется мезодерма. Тело покрыто однослойным эпителием. У свободноживущих клетки несут реснички.

Особенности покровов круглых червей

К этому типу, напоминаю, относится, например, аскарида человеческая. У данного типа появляется первичная полость тела между покровами и кишечником, она выполняет опорную и транспортную функцию. Также имеется три слоя клеток. Тело покрыто многослойной кутикулой.

Особенности покровов кольчатых червей

Какое животное относится к кольчатым червям? Почему их называют кольчатыми? У кольчатых червей появляется уже вторичная полость тела, развивается она из мезодермы. Основная функция вторичной полости – опорная, кроме того, поддерживает постоянство внутренней среды, участвует в физиологических процессах (дыхании, выделении и т.д.). Также три слоя клеток. Тело покрыто тонкой кутикулой с железами, выделяющими слизь; клетки кутикулы несут щетинки.

Особенности покровов членистоногих

Полость тела – смешенная. Образуется в результате смешения первичной и вторичной полостей тела вследствие неоднородности сегментации и объединения сегментов в функциональные группировки: голова, грудь, брюшко. Также 3 слоя клеток. Тело покрыто хитинизированной кутикулой.

Особенности покровов рыб

У рыб сохраняется вторичная полость тела. Также три слоя клеток. Тело покрыто чешуей, богатой кожными железами, выделяющими слизь. Как вы думаете, какую функцию она выполняет?

Особенности покровов земноводных

Вторичная полость тела, 3 слоя клеток. Кожа голая с железами, выделяющими слизь (функции: дыхание, защита, питье).

Особенности покровов пресмыкающихся

Вторичная полость тела, 3 слоя клеток. Кожа сухая, без желез, покрыта чешуями.

Особенности покровов птиц

Вторичная полость тела, 3 слоя клеток. Кожа сухая, без желез. Исключение составляет копчиковая железа. Для чего она им необходима?

Особенности покровов млекопитающих

Вторичная полость тела, 3 слоя клеток. Покровы тела состоят из трех слоев:

1) эпидермис – многоклеточный наружный слой. У млекопитающих развились производные кожи (волосы, волосы, рога, копыта, ногти). Здесь расположены кожные железы и пигментные клетки, придающие коже определенную окраску;

2) собственно кожа (дерма) – толстый и волокнистый слой кожи. Здесь развиваются сальные и потовые железы.

3) подкожная жировая клетчатка – самый глубокий слой кожи. В нем находятся запасные жировые клетки. Защищает организм от механических повреждений и выполняет функцию терморегуляции.

Т.о., подводя итог, мы можем сделать вывод, что эволюция покровов тела шла по пути увеличения числа слоев и появления в них новых образований: ресничек, желез, хитиновых покровов, чешуй, когтей, ногтей, волос и т.д.

Учащиеся слушают рассказ учителя.









Учащиеся ведут беседу с учителем и отвечают на вопрос: защитную.

Записывают под диктовку учителя данные.




Учащиеся ведут беседу с учителем и отвечают на вопрос: инфузория-туфелька, хламидомонада.


Записывают под диктовку учителя данные в таблицу.









Учащиеся ведут беседу с учителем и отвечают на вопрос: бычий цепень, печеночный сосальщик.


Записывают под диктовку учителя данные в таблицу.







Учащиеся ведут беседу с учителем и отвечают на вопрос: дождевой червь, потому что тело разделено на сегменты.

Записывают под диктовку учителя данные в таблицу










Учащиеся ведут беседу с учителем и отвечают на вопрос: защитную, уменьшает трение.

Записывают под диктовку учителя данные в таблицу





.

Учащиеся отвечают на вопрос: смазывать перья перед полетом или на воде, уменьшает трение с воздухом, предотвращает от намокания.


Записывают под диктовку учителя данные в таблицу














4.Закрепление полученных знаний.

Сегодня мы с вами рассмотрели эволюцию покровов тела. Скажите, пожалуйста:

- В каком направлении шла эволюция покровов?

- У каких животных появляется первичная полость тела?

- Какие функции выполняют покровы?


Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

- Увеличении числа слоев.

- У круглых червей

-Защитная, терморегуля -ция, участвует в обмене веществ

5.Домашнее задание.

Учитель диктует домашнее задание.

Изучить параграф 36, вопросы после параграфа, дополнительный материал стр.193

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.