СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии «Класс земноводные, особенности строения и жизнедеятельности»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока по теме «Класс земноводные, особенности строения и жизнедеятельности»  составлена для УМК Сонин Н.И.; Захаров В.Б. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии «Класс земноводные, особенности строения и жизнедеятельности»»

Методическая разработка урока по биологии для 7 класса в рамках ФГОС

«Класс земноводные, особенности строения и жизнедеятельности».

Автор: ХАРЧЕНКО ОКСАНА ИВАНОВНА, учитель биологии МКОУ «Илирская СОШ №2», Иркутская область, Братский район, п. Прибрежный.

Данная разработка урока по теме «Класс земноводные, особенности строения и жизнедеятельности» составлена для УМК Сонин Н.И.; Захаров В.Б. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 7 класса.

Тема урока

Класс земноводные, особенности строения и жизнедеятельности.

Тип урока

урок изучения нового материала с использованием ЭОР

Цель урока: сформировать представления об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи с их средой обитания и образом жизни.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

• знать особенности внешнего строения и строения, скелета, земноводных на примере лягушки, выявить черты приспособленности в строении земноводных в связи со средой обитания.

•познакомиться с классификацией и многообразием земноводных


регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

познавательные:

содействовать развитию речи, мышления, познавательных умений;

• содействовать овладению методами научного исследования: сравнения, описания, обобщения, анализа и синтеза.

•продолжить работу по формированию научного мировоззрения на примере развития общебиологического понятия о связи внешнего строения земноводных со средой обитания;

•способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним

• воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимопомощи.


Решаемые учебные проблемы.

Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основное содержание учебного материала

Внешнее строение и строения скелета земноводных на примере лягушки. Приспособление к образу жизни. Классификация и многообразие земноводных.

Вид используемых на уроке средств ИКТ и учебник

компьютеры с выходом в интернет, мультимедийный проектор, акустические колонки, презентация; учебник В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. М., Дрофа, 2013.

Оборудование

- таблицы «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Травяная лягушка», «Тип Хордовые. Класс Земноводные . Развитие. Многообразие»;
- демонстрационный материал: скелет лягушки;
- влажные препараты: размножение лягушки.

Образовательные интернет-ресурсы

ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) и Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/).

Межпредметные связи

литература, география, информатика.

Формы работы

индивидуальная, фронтальная, групповая.

СТРУКТУРА УРОКА

1.Самоопределение к учебной деятельности (включение учащихся в учебную деятельность, определение её содержательных рамок).

Цель: 1) Мотивировать учащихся к учебной деятельности; 2) Определить содержательные рамки урока.

Формы работы (добрые пожелания учащимся; поддержка словом).

Деятельность учителя

Здравствуйте, ребята!

Начнём, пожалуй, наш урок.

Звонок сигнал даёт нам в срок.

Друг другу мило улыбнулись,

Ко мне тихонько повернулись.

-Ребята, закройте глаза и представьте теплый летний вечер в нашем посёлке. Какие голоса животных вы слышите? Что это за животные? Вы узнаете эти голоса? Кому они принадлежат?

-Не кажется ли вам, что звуки лягушек напоминают вам двухголосное пение? О чем оно?

-Наверное, они делятся впечатлением о прожитом дне, рассказывают о своих горестях и радостях, о своих тайнах и некоторые из них мы с вами постараемся приоткрыть.
-А случалось ли вам сидя на берегу реки наблюдать за поведением лягушек? Куда в первую очередь она старается спрятаться? (в воду)
   Таким образом, лягушек можно встретить и на суше и в воде. Не случайно их относят к классу Земноводных или Амфибий .

    Откройте свои рабочие листы и запишите тему урока: Класс земноводные, особенности строения и жизнедеятельности.

Запишите фамилию, имя.

-Давайте поставим цель нашего урока. Что вам уже известно о земноводных?

-Для этого я попрошу вас в листе «Рефлексия» заполнить колонку «Знаю. Хочу узнать» .

Знаю

Хочу узнать

Узнал







Цель урока: познакомиться с особенностями внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи с их средой обитания и образом жизни.

Деятельность учащихся

Включение в работу. Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о том, как лягушки греются на солнце, взгромоздившись на лист кувшинки, как охотятся за мошками, как могут близко подпустить к себе человека, а затем спрятаться. Запись даты и темы урока в рабочие листы.

Определение темы и цели урока.

2. Актуализация знаний (подготовка мышления детей, воспроизведение учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия ими нового материала, и указание ситуации, демонстрирующей недостаточность имеющихся знаний)

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Формы работы: индивидуальная.

Деятельность учителя

На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение представителей типа «Хордовые» и познакомимся с особенностями строения Земноводных или Амфибий. Вопрос: как связано название класса животных со средой обитания и образом жизни.

1)Демонстрация презентации «Места обитания и внешнее строение земноводных».

2)Выполните 1задание учебного модуля.

3) -Какие задачи должны были решать позвоночные при выходе на сушу?
Вывод: таким образом, у этих животных, должны были возникнуть особые приспособления для жизни в новой среде.

Деятельность учащихся

 Индивидуальное выполнение задание 1 электронного учебного модуля.

Ответы на поставленные вопросы.

 Работа с таблицей «Сравнительная характеристика водной и наземно-воздушной сред обитания».

3. Проблемное объяснение нового содержания (внимание детей обращается на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, формулируется цель и тема урока, организуется подводящий диалог, направленный на построение нового знания, которое фиксируется вербально, знаково и схематически (эталоны).

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

Формы работы (коммуникативное взаимодействие с группой учащихся, задания для самостоятельной работы).

Деятельность учителя

Постановка проблемы :

– Почему лягушки в отличие от рыб освоили наземную среду обитания?

-Изучением этих приспособлений и займутся несколько экспертных групп: экологи, систематики, анатомы, морфологи.

1. Экспертная группа экологов определяет, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения животных.
2. Экспертная группа морфологов определит особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.
3. Экспертная группа анатомов определяет, какие особенности строения скелета появились у лягушки в связи с переходом к наземному образу жизни.

4. Экспертная группа систематиков определяет, по каким систематическим признакам животных класса Земноводных объединены в группы.
-У каждой группы на столах имеются задания, над которыми они будут работать, учебники и весь необходимый для исследования дополнительный материал.
На выполнение задания вам отводится 10 минут. С результатом выполненного задания выступает один представитель от группы. Оцениваться результаты работы группы будут с учётом всех участников группы, правильности и глубины ответа. Итак, приступаем к работе.


1. Заслушивает представителей групп с результатами работы. Просит представителя группы назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения.

2. Проводит рефлексию деятельности в группах.

- Сформулируйте цель, стоявшую пред вами.

- Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.


Деятельность учащихся

Изучение материалов модулей и самостоятельное выполнение заданий. Запись определений в рабочий лист. При необходимости работа с текстом учебника на стр. 192 , работают с интерактивным рисунком с демонстрационным и тестовым режимами работы.

Самопроверка: выполнение интерактивных заданий.

По истечении отведённого времени представители групп, отчитываются о проделанной работе и делают выводы.

Задание группам.

1 группа- Экологи

Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой.

Проблема: определить, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения лягушки.
Откройте модуль №4 «Внешнее строение и поведение» часть 2.

Выполните задания по рабочей карте группы.

2 группа- Морфологи

Морфология - наука, изучающая внешнее строение живых организмов.

Проблема: определить особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.

Изучите внешнее строение лягушки: поработайте с модулем №1 «Места обитания и внешнее строение земноводных» и перейдите по ссылке на ЭОР №2 «Внешнее строение лягушки» http://files.school-collection.edu.ru. Выполните задания по рабочей карте группы.

3 группа- Анатомы.

Анатомия – наука, изучающая внутреннее строение живых организмов.

Проблема: выяснить, какие особенности строения скелета лягушки появились в связи с переходом к наземному образу жизни.

Изучите скелет лягушки: поработайте с модулями №2 «Скелет лягушки», учебник с.190- 193.

Выполните задания по рабочей карте группы.

4 группа- Систематики.

Систематика – наука о классификации живых организмов.

Проблема: определить по каким систематическим признакам животные класса

Земноводных объединены в группы.

Поработайте с модулем № 5 «Внешнее строение и поведение лягушки» часть 1 и учебником с. 189

Выполните задания по рабочей карте группы.

4. Физкультминутка. Проводится под музыку «В траве сидел кузнечик».

Деятельность учителя

Снимает зрительное напряжение.

Деятельность учащихся

Выполняют, поют.

5. Первичное закрепление (изученное содержание закрепляется и фиксируется во внешней речи).

Цель: Зафиксировать изученное содержание во внешней речи.

Формы и способы организации учебной деятельности (по «цепочка» уч-ся повторяют все вопросы этого урока, использую слайды презентации учителя . Выявление возможных затруднений и способы их коррекции.

Деятельность учителя

Ребята, давайте ещё раз повторим, что мы сегодня изучили.

Деятельность учащихся

Выполняют задание.

6.Самоконтроль с самопроверкой по эталону (самоконтроль и самопроверка по эталону, самоконтроль реализации нового знания, его интериоризация)

Цель: Проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение запоминать и ориентироваться в новом материале.

Формы работы: индивидуальная, в парах.

Деятельность учителя

Предлагает выполнить задания «Вставить пропущенные слова».



 Деятельность учащихся

Выполняют задание №4 в рабочих листах, сверяют с образцами на экране.

Выполняют задание в парах и затем обсуждают.

7. Включение в систему знаний и повторение (тренировка навыков использования нового знания совместно с ранее изученным, и повторение содержания, которое потребуется на следующих уроках)

Цель: 1) Тренировать навыки использования нового знания совместно с ранее изученным материалом (компьютерное тестирование).

Формы работы - индивидуальная.

Деятельность учителя

Предлагает классу выполнить тест.

Деятельность учащихся

Выполняют тестирование и сверяют с образцами на экране.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с таблицей «Знаю, хочу узнать, узнал», и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Задает вопрос: как связано название класса животных со средой обитания и образом жизни?

– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

- Подводит итог урока. Формулирует выводы, акцентируя внимания на знаниях и умениях, которые должны были сформироваться за урок. Оценивает работу учащихся.

Деятельность учащихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отвечают на основной вопрос урока

« Как связано название класса животных со средой обитания и образом жизни»,

исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.

Представляют свои работы.

Высказывают свое отношение к материалу урока.

Оцените свою работу и настроение…….

Мне на уроке понравилось…

Мне показалось трудным…

Я бы еще хотел…

Главным своим результатом на уроке считаю…

8. Домашнее задание

Запись домашнего задания на доске: прочитать страницы 192-198 в учебнике, подготовить по дополнительным источникам творческие работы в форме: кроссвордов, красочно оформленных сообщений.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!