Тема: Питание и здоровье
Обобщающий урок по разделу "Пищеварительная система"
Цель урока: На основе повторения знаний о строении и функциях органов пищеварительной системы, сформировать представления о гигиенических условиях и режиме питания.
Задачи:
1. Добиться усвоения учащимися знаний о строении пищеварительной системы, основных ее функциях, роли пищеварительных желез в процессе пищеварения, особенностях строения органов пищеварения в связи с выполняемыми функциями.
2. Добиться овладения умениями формулировать анатомо-физиологические обоснования правил гигиены питания.
Формы и методы:
1. Индивидуальная работа
2. Работа в малых группах
Ход урока:
1. Орг.момент
2. Анатомия системы пищеварения (индивидуальная работа с самопроверкой).
3. Физиология пищеварительной системы (работа в малых группах, игра "Бумеранг" с взаимопроверкой)
4. Золотые правила питания (работа в малых группах)
5. Домашнее задание
6. Рефлексия. Подведение итогов.
Анатомия системы пищеварения (индивидуальная работа с самопроверкой)
Любите ли вы сказки? А хорошо ли помните сказку «Колобок»? Чем она закончилась? Правильно, лиса съела Колобка. Но если рассматривать эту сказку с физиологической точки зрения, с момента, когда лиса его «Ам! И съела…» она только начинается.
Сейчас вашему вниманию будет представлена сказка «Колобок». Ваша задача – догадаться, какие органы пищеварительной системы будут играть сказочные роли.
Сказка «Колобок» (Приложение 1)
Определите соответствие героев сказки органам пищеварительной системы:
1________ 5_________
2________ 6_________
3________ 7_________
4________ 8_________
Определите, какие органы в предложенном ниже перечне являются лишними:
Желудок, пищевод, тонкий кишечник, ротовая полость, трахея, толстый кишечник, гортань, печень, глотка, анальное отверстие.
Правильность выполнения задания проверяется на доске, размещением подписей к органам пищеварительной системы (флипчарт 1)
Физиология пищеварительной системы (работа в малых группах, игра "Бумеранг" с взаимопроверкой)
Учащиеся делятся на малые группы (по 4 человека в каждой). У каждого уч-ся - карточка с четырьмя заданиями. Каждый начинает отвечать с первого вопроса, затем по часовой стрелке передает карточку следующему участнику, теперь все отвечают на 2-й вопрос, передвигают карточку по часовой стрелке и т.д., пока карточки не вернутся к тем уч-ся, у которых они были в начале игры.
Во время взаимопроверки уч-ся за правильные ответы начисляются баллы
(4 балла - максимально)
Карточка 1
1. В ротовой полости ферменты действуют в .........среде (нейтральной)
2. Защитную роль по обеззараживанию веществ и заживлению ран в ротовой полости выполняет........(лизоцим)
3. Фермент ротовой полости птиалин расщепляет..........(крахмал)
4. Центр безусловного слюноотделительного рефлекса расположен в .........мозге (продолговатом)
Карточка 2
1. В желудке ферменты действуют в .........среде (кислой)
2. Защитную роль по обеззараживанию веществ в желудке выполняет........ (соляная кислота)
3. Фермент желудочного сока липаза начинает расщеплять ........ (эмульгированные жиры)
4. В желудке происходит всасывание .......... (воды, мин. в-в, алкоголя, эмульгированных жиров)
Карточка 3
1. В тонком кишечнике ферменты действуют в.........среде (щелочной)
2. В тонком кишечнике фермент трипсин расщепляет ......... (белки)
3. В кишечном соке толстого кишечника в большом количестве содержатся различные .........(бактерии)
4. Из ворсинок тонкого кишечника в лимфу всасываются.........(глицерин и жирные кислоты)
Карточка 4
1. Протоки печени и поджелудочной железы открываются в ....(двенадцатиперстную кишку)
2. Аппендикс является отростком ..............кишки (слепой)
3. Ферменты поджелудочной железы амилаза, мальтаза, лактаза в тонком кишечнике расщепляют ........... (углеводы)
4. В обезвреживании ядовитых веществ и выведении их из организма важнейшую роль играет ...........(печень)
Питание и здоровье.
«Человек есть то, что он ест…» Г.Гейне
В пище содержится огромное разнообразие питательных веществ, которые играют определенные роли в организме. Поэтому жизненно важно есть разные продукты в правильных количествах. Несоблюдение правил питания рано или поздно скажется на общем состоянии организма.
(Презентация. Слайды 1-3)
Характер питания оказывает влияние на рост, физическое, нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, повышения иммунитета. Но каковы же секреты правильного питания?
Каждой группе, состоящей из 4 человек, предлагается «Золотое правило питания». Необходимо обосновать эти правила с физиологической точки зрения.
(Слайды 4-7)
(Слайды 8-9)
Режим питания
Для нормальной работы пищеварительной системы важно питаться в одни и те же часы – соблюдать режим питания. Соблюдение режима питания обеспечивает более быстрое переваривание и лучшее усвоение пищи.
Питаться лучше 4 раза в день. Взрослые люди могут есть 3 раза в день. При четырехразовом питании потребление пищи распределяют так:
завтрак – 25%
обед – 40%
полдник – 15%
ужин – 20%
(Слайды 10-14)
Правила приема пищи
Пища должна быть не только полезной, но и красиво выглядеть.
Пища должна быть не очень горячей и не слишком холодной. Не следует злоупотреблять острой пищей.
Сначала употребляют салат, винегрет, бульон
Не следует есть сразу после серьезных физических нагрузок: занятий спортом, тяжелой физической работы, переохлаждения или перегрева организма, а также после бурных эмоций.
Не надо пить непосредственно перед приемом пищи, во время и сразу после еды. Исключение можно сделать лишь в том случае, если употребляете очень сухую пищу, которую можно запивать небольшими глотками. Пить надо минимум за полчаса до еды и не ранее часа после еды.
Как можно меньше употребляйте жареной пищи.
После еды требуется сполоснуть рот, очистить зубы от остатков пищи.
(Слайды 15-22)
Домашнее задание.
§ 49;
Обосновать правила приема пищи с физиологической точки зрения.
Рефлексия. Подведение итогов.
«Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть!» - сегодня мы с вами познакомились с основными правилами приема пищи. Давайте вспомним основные из них.
А теперь я попрошу вас подсчитать количество баллов за выполненные в течение урока задания:
8-12 баллов – «3»
13-15 баллов – «4»
16-20 баллов – «5»
Спасибо за урок!