Урок биологии в 11-м классе. Тема: "Размножение организмов. Значение
размножения».
Цели урока:
Образовательная: расширить знания учащихся по материалу половое и бесполое размножение.
Развивающая: создать условия для формирования компетентностей учащихся.
Воспитательная: показать значимость клонирования в жизни человека и его этические аспекты.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Рада приветствовать вас на уроке биологии, где всегда можно узнать много интересного и совершить открытие. Вот и сегодня мы с вами будем совершать открытия.
Ребята, для изучения нового материала давайте сначала вспомним некоторые термины, которые нам понадобятся на сегодняшнем занятии.
Посмотрите на слайд и найдите соответствия термина и понятия:
(слайды)
2. Создание проблемной ситуации.
Мы приходим в мир, чтобы постигнуть красоту. Красота - это радость нашей жизни. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе и распустившийся куст сирени - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную, разнообразную музыку жизни.
Ребята, скажите, а какой биологический процесс является основой всей жизни на Земле? (размножение)
Какие формы размножения живых организмов существуют в природе? (половое и бесполое)
Термин размножение не является для вас новым. Дайте его полное определение (ответы детей). Запишите более полное определение термина "размножение" в инструктивную карту (слайд).
С точки зрения науки значение размножения заключается в том, что осуществляется преемственность между поколениями, увеличивается численность особей в популяции и их расселение на новой территории, размножение обеспечивает существование вида в целом.
Какая форма размножения является более древней? (бесполое)
Соответственно, половое размножение является новой формой.
3. Формулирование учебной проблемы.
Итак, ребята, давайте представим, что мы ученые, и нам предстоит совершить открытие.
Что выдвигают ученые прежде чем приступить к соей работе? (гипотезы)
А что такое гипотеза? (предположительное суждение)
Так почему в ходе эволюции одна форма размножения не вытеснила другую, а существуют оба механизма размножения? Выскажите свои предположения (ответы детей).
Мы услышали несколько гипотез. Для того, чтобы подтвердить гипотезу или опровергнуть, нам необходима научная доказательная база. Как вы думаете, что она будет в себя включать? (ответы детей)
Вы правы. Мы вспомнили известные вам биологические термины и понятия, биологические процессы, а теперь установим причинно-следственные связи между ними и сравним их.
4. Совместное открытие знаний.
Итак, охарактеризуем половое и бесполое размножение, затем сравним данные формы по предложенным критериям. Обратите внимание на таблицу в ваших инструктивных картах.
Мы знаем, что одним из преимуществ бесполого размножения является наличие множества видов данной формы размножения. Составьте классификацию способов бесполого и полового размножения в инструктивных картах, работая с учебником и дополнительной информацией.
Комментарии к классификации по слайду. Я увидела результаты вашей работы. Вы успешно справились с ней (слайды). Однако обращаю ваше внимание на то, что такие способы бесполого размножения, как фрагментация и почкование, в других биологических источниках могут выделять как подвиды вегетативного.
Ребята, сформулируйте вывод о значении бесполого размножения в природе (позволяет быстро увеличивать численность особей определенного вида за короткий период времени в благоприятных условиях).
А теперь, используя те же критерии, сделайте вывод о преимуществе полового размножения (может происходить в изменяющихся условиях среды, возникают новые комбинации признаков).
Какое значение имеет половое размножение в жизни организмов? Ответьте на данный вопрос, комментируя слайд (на слайде - два вида организмов, которые являются родственными - белый и бурый медведь).
(Значение полового размножения состоит в том, что происходит изменение генетического материала, и это позволяет приспосабливаться организмам к разным условиям среды)
Итак, мы собрали достаточную доказательную базу, чтобы подтвердить или опровергнуть ваши гипотезы, высказанные в начале урока по разрешению проблемы: почему в процессе эволюции сохранились оба способа размножения (высвечивается на слайд). Итак, вам слово.
Так к какому выводу вы пришли: бесполое и половое размножение обеспечивает многообразие живых организмов (дети записывают вывод в конспект). (слайд)
Ребята, а теперь сформулируйте тему нашего урока. Запишите в инструктивные карты.
Учитель: Да, мир безграничен, красив, многообразен. Человек стал человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, журавлиную стаю в небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, голубой колокольчик подснежника:
Как вы считаете, может ли человек создавать новые живые организмы?
Аргументируйте свой ответ (селекция).
Совершенно верно: одним из достижений селекции является выведение новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Приведите примеры результатов селекции, с которыми вы сталкиваетесь ежедневно? (слайд селекция: кефир, булка, лекарства, корова, декоративная собачка, роза).
Пример на слайде: фиалки.
Результатом селекции является выведение новых сортов комнатных растений, они великолепны. Я сама очень люблю растения, поэтому дома и на работе меня окружают цветы. Какой способ размножения необходимо использовать, чтобы сохранить сортовые качества данного сорта фиалки?
(бесполое: листом или частью куста)
Творческая деятельность человека в селекции основана на научных знаниях и исследованиях. Наука не стоит на месте, она шагает вперед, чтобы найти решение многих проблем, в том числе и неизлечимых болезней. Человек создал новый способ получения живых организмов, в основе которого лежит бесполое размножение. А вы знаете, как называется данный способ размножения? (клонирование)
Используя информацию о клонировании, объясните, в чем сущность данного способа размножения? (время работы с доп. информацией 2 мин.)
Как лично вы относитесь к клонированию человека?
Хотели бы вы иметь своего клона?
Если вам интересна моя точка зрения на данную проблему, то она, так же как и в этой аудитории - неоднозначна. С одной стороны, человек, являясь творцом новых живых организмов, не должен вступать в противоречие с другим Творцом. Поэтому религиозные нормы отрицают клонирование. С другой стороны, научно-технический прогресс не остановить. Поэтому людям необходимо обсуждать и принимать новые нормы, которые бы учитывали новые реальности.
А сейчас я предлагаю вам выполнить еще одно задание, чтоб вы могли проверить насколько хорошо вы усвоили материал сегодняшнего урока.
5. Итог урока.
Учитель: Позвольте вам напомнить то, с чего мы начали наш урок. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе и распустившийся куст сирени - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную, разнообразную музыку жизни. Пусть эти слова, которые прозвучали в начале нашего урока, как и сам урок, помогут вам выполнить последнее задание (на столах смайлики на доске Я, МЫ, ВЫ, на слайде расшифровка, клеют смайлик в зависимости от того как они поработали на уроке по их мнению)