СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 11 классе, тема "Размножение организмов".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 11 классе, тема "Размножение организмов"

Просмотр содержимого документа
«инструктивная карта»

Инструктивная карта

Дата_______________ Класс__________ ФИО учащегося___________________________________

Тема урока___________________________________________________________________________

Задание 1. Найдите соответствия терминов и формулировок, ответ запишите.

1.Митоз

А. Специализированные клетки, обладающие гаплоидным набором хромосом и обеспечивающие при половом размножении передачу наследственной информации от родителей к детям.

2. Гаметы (половые клетки)

Б. Способ деления клетки, в результате которого происходит уменьшение (редукция) числа хромосом в дочерних клетках в два раза.

3. Зигота

В. Слияние мужской половой клетки (сперматозоида) с женской (яйцеклеткой), приводящее к образованию зиготы, которая даёт начало новому организму

4. Мейоз

Г. Клетки, формирующие тело организма. К ним относятся все клетки тела.

5. Соматические клетки

Д. Клетка, образующаяся при слиянии двух половых гамет.

6. Оплодотворение

Е. Основная форма клеточного деления, сущность которой в равномерном распределении хромосом между дочерними клетками


1 - __ , 2 - __ , 3 - __ , 4 - __ , 5 - __ , 6 - __ .

Задание 2. Запишите что такое размножение.

Размножение - _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Охарактеризуйте половое и бесполое размножение и сравните данные формы по предложенным критериям.

Формы размножения



Половое - __________________________ Бесполое - _________________________

___________________________________ ___________________________________

___________________________________ ___________________________________

___________________________________ ___________________________________



Бесполое размножение

Половое размножение

1. Сколько организмов участвует в размножении




2. Из каких клеток развивается новый организм




3. Основной способ деления клеток




4. Что происходит с генетической информацией потомков





5. Длительность процесса





Задание 4. Охарактеризуйте различные виды бесполого и полового размножения.

Классификация бесполого размножения:

Бинарное деление -__________________________________________________________________

Шизогония - _______________________________________________________________________

Споруляция - _______________________________________________________________________

Почкование - _______________________________________________________________________

Фрагментация - _____________________________________________________________________

Полиэмбриония - ____________________________________________________________________

Клонирование - ______________________________________________________________________

Вегетативное -______________________________________________________________________

Классификация бесполого размножения:

Изогамия - __________________________________________________________________________

Гетерогамия - _______________________________________________________________________

Конъюгация - ________________________________________________________________________

Партеногенез -_______________________________________________________________________


Задание 5. Сформулируйте значение полового и бесполого размножения.

Преимущества полового размножения - ______________________________________________

____________________________________________________________________________________

Преимущества бесполого размножения - _______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Вывод: _____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________


Задание 6. Прочитайте текст, объясните, в чем сущность данного способа размножения. Как лично вы относитесь к клонированию человека? Хотели бы вы иметь своего клона?

Клонирование. Каждая клетка организма содержит генетический код, описывающий все тело целиком, поэтому становится возможным построить тело на основе лишь одной клетки. Это достигается посредством удаления яйцеклетки из ее оболочки и замены его ядром клетки тела.

Используя методы стимуляции, можно добиться такого поведения клетки с замененным ядром, как если бы она была оплодотворена - она начнет развиваться в качестве эмбриона. Поместив клонированный эмбрион в матку, ученые добились успехов в производстве клонированной овцы, свиней и кошек.

В клонировании человека различают два вида: терапевтическое (ткани) и репродуктивное (получение сформировавшегося человеческого организма).

Терапевтическое используется для получения здоровых тканей с целью дальнейшей замены, ими пораженных. К примеру, вполне можно вырастить нервные ткани и затем использовать их для восстановления поврежденного мозга головы или спинного мозга.

Репродуктивное клонирование.

К сожалению, ученые не желают ограничиваться использованием метода клонирования только лишь для того, чтобы создавать стволовые клетки, но все время обращают свои взоры на возможность клонирования людей. Клонирование в этом смысле можно использовать для того, например, чтобы создать ребенка для бездетной пары или одинокой женщины. Таким образом, если ядро клетки мужа поместить в яйцеклетку его жены, то появившийся ребенок будет «идентичным близнецом» своего отца. В случае же одинокой женщины, клонирующей саму себя, у не родится дочь, как две капли воды похожая на свою мать.

Однако опыты с клонированными животными наводят на мысль, что клонирование людей приведет к возникновению серьезных дефектов, а поскольку основой для их организма служат гены взрослых людей, то они будут страдать от симптома преждевременного старения.


Задание 7. Вставьте пропущенные слова в текст.________________ - это присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни. Размножение бывает двух видов ____________________ и ____________________. _______________- это форма размножения, связанная с развитием новых организмов из половых клеток. _______________ - форма размножения, не связанная с обменом генетической информацией. Бесполое размножение бывает нескольких видов : _________________ - деление, при котором образуются две равноценные дочерние клетки._________________ - множественное деление. _________________ - размножение посредством спор. __________________ - размножение при котором на материнской особи происходит образование выроста-почки, из которого развивается новая особь. _____________________ - это разделение особи на две или несколько частей, каждая из которых развивается в новую особь. _________________ - когда во время эмбрионального развития из одной зиготы развивается несколько зародышей-близнецов. _______________ - воспроизведение генетически однородных организмов (клеток) путём бесполого размножения. _____________________ - образование нового организма из многоклеточной части тела родительской особи. Половое размножение так же бывает нескольких видов: __________________ - примитивная форма полового процесса, при котором сливаются две одинаковые морфологически и по величине гаметы. ___________________ - слияние гамет разного вида. _________________________- обмен генетической информацией между особями одного вида. _______________________ - когда новый организм развивается из неоплодотворенной яйцеклетки. Бесполое и половое размножение обеспечивает __________________ живых организмов. На основе сведений о размножении родилась наука ___________________- это наука о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов.




Просмотр содержимого документа
«размножение организмов»

Урок биологии в 11-м классе. Тема: "Размножение организмов. Значение

размножения».

Цели урока:

Образовательная: расширить знания учащихся по материалу половое и бесполое размножение.

Развивающая: создать условия для формирования компетентностей учащихся.

Воспитательная: показать значимость клонирования в жизни человека и его этические аспекты.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Рада приветствовать вас на уроке биологии, где всегда можно узнать много интересного и совершить открытие. Вот и сегодня мы с вами будем совершать открытия.

Ребята, для изучения нового материала давайте сначала вспомним некоторые термины, которые нам понадобятся на сегодняшнем занятии.

Посмотрите на слайд и найдите соответствия термина и понятия:

(слайды)


2. Создание проблемной ситуации.

Мы приходим в мир, чтобы постигнуть красоту. Красота - это радость нашей жизни. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе и распустившийся куст сирени - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную, разнообразную музыку жизни.

Ребята, скажите, а какой биологический процесс является основой всей жизни на Земле? (размножение)

Какие формы размножения живых организмов существуют в природе? (половое и бесполое)

Термин размножение не является для вас новым. Дайте его полное определение (ответы детей). Запишите более полное определение термина "размножение" в инструктивную карту (слайд).

С точки зрения науки значение размножения заключается в том, что осуществляется преемственность между поколениями, увеличивается численность особей в популяции и их расселение на новой территории, размножение обеспечивает существование вида в целом.

Какая форма размножения является более древней? (бесполое)

Соответственно, половое размножение является новой формой.


3. Формулирование учебной проблемы.

Итак, ребята, давайте представим, что мы ученые, и нам предстоит совершить открытие.

Что выдвигают ученые прежде чем приступить к соей работе? (гипотезы)

А что такое гипотеза? (предположительное суждение)

Так почему в ходе эволюции одна форма размножения не вытеснила другую, а существуют оба механизма размножения? Выскажите свои предположения (ответы детей).

Мы услышали несколько гипотез. Для того, чтобы подтвердить гипотезу или опровергнуть, нам необходима научная доказательная база. Как вы думаете, что она будет в себя включать? (ответы детей)

Вы правы. Мы вспомнили известные вам биологические термины и понятия, биологические процессы, а теперь установим причинно-следственные связи между ними и сравним их.


4. Совместное открытие знаний.

Итак, охарактеризуем половое и бесполое размножение, затем сравним данные формы по предложенным критериям. Обратите внимание на таблицу в ваших инструктивных картах.


Мы знаем, что одним из преимуществ бесполого размножения является наличие множества видов данной формы размножения. Составьте классификацию способов бесполого и полового размножения в инструктивных картах, работая с учебником и дополнительной информацией.


Комментарии к классификации по слайду. Я увидела результаты вашей работы. Вы успешно справились с ней (слайды). Однако обращаю ваше внимание на то, что такие способы бесполого размножения, как фрагментация и почкование, в других биологических источниках могут выделять как подвиды вегетативного.


Ребята, сформулируйте вывод о значении бесполого размножения в природе (позволяет быстро увеличивать численность особей определенного вида за короткий период времени в благоприятных условиях).


А теперь, используя те же критерии, сделайте вывод о преимуществе полового размножения (может происходить в изменяющихся условиях среды, возникают новые комбинации признаков).


Какое значение имеет половое размножение в жизни организмов? Ответьте на данный вопрос, комментируя слайд (на слайде - два вида организмов, которые являются родственными - белый и бурый медведь).


(Значение полового размножения состоит в том, что происходит изменение генетического материала, и это позволяет приспосабливаться организмам к разным условиям среды)

Итак, мы собрали достаточную доказательную базу, чтобы подтвердить или опровергнуть ваши гипотезы, высказанные в начале урока по разрешению проблемы: почему в процессе эволюции сохранились оба способа размножения (высвечивается на слайд). Итак, вам слово.


Так к какому выводу вы пришли: бесполое и половое размножение обеспечивает многообразие живых организмов (дети записывают вывод в конспект). (слайд)


Ребята, а теперь сформулируйте тему нашего урока. Запишите в инструктивные карты.


Учитель: Да, мир безграничен, красив, многообразен. Человек стал человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, журавлиную стаю в небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, голубой колокольчик подснежника:


Как вы считаете, может ли человек создавать новые живые организмы?


Аргументируйте свой ответ (селекция).


Совершенно верно: одним из достижений селекции является выведение новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Приведите примеры результатов селекции, с которыми вы сталкиваетесь ежедневно? (слайд селекция: кефир, булка, лекарства, корова, декоративная собачка, роза).


Пример на слайде: фиалки.


Результатом селекции является выведение новых сортов комнатных растений, они великолепны. Я сама очень люблю растения, поэтому дома и на работе меня окружают цветы. Какой способ размножения необходимо использовать, чтобы сохранить сортовые качества данного сорта фиалки?


(бесполое: листом или частью куста)


Творческая деятельность человека в селекции основана на научных знаниях и исследованиях. Наука не стоит на месте, она шагает вперед, чтобы найти решение многих проблем, в том числе и неизлечимых болезней. Человек создал новый способ получения живых организмов, в основе которого лежит бесполое размножение. А вы знаете, как называется данный способ размножения? (клонирование)


Используя информацию о клонировании, объясните, в чем сущность данного способа размножения? (время работы с доп. информацией 2 мин.)


Как лично вы относитесь к клонированию человека?


Хотели бы вы иметь своего клона?


Если вам интересна моя точка зрения на данную проблему, то она, так же как и в этой аудитории - неоднозначна. С одной стороны, человек, являясь творцом новых живых организмов, не должен вступать в противоречие с другим Творцом. Поэтому религиозные нормы отрицают клонирование. С другой стороны, научно-технический прогресс не остановить. Поэтому людям необходимо обсуждать и принимать новые нормы, которые бы учитывали новые реальности.


А сейчас я предлагаю вам выполнить еще одно задание, чтоб вы могли проверить насколько хорошо вы усвоили материал сегодняшнего урока.


5. Итог урока.


Учитель: Позвольте вам напомнить то, с чего мы начали наш урок. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе и распустившийся куст сирени - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную, разнообразную музыку жизни. Пусть эти слова, которые прозвучали в начале нашего урока, как и сам урок, помогут вам выполнить последнее задание (на столах смайлики на доске Я, МЫ, ВЫ, на слайде расшифровка, клеют смайлик в зависимости от того как они поработали на уроке по их мнению)









Просмотр содержимого документа
«смайлики»

Просмотр содержимого презентации
«мой урок»

1. Митоз А. Специализированные клетки, обладающие гаплоидным набором хромосом и обеспечивающие при половом размножении передачу наследственной информации от родителей к детям. 2. Гаметы  (половые клетки)  Б.  Способ деления клетки, в результате которого происходит уменьшение (редукция) числа хромосом в дочерних клетках в два раза. 3. Зигота В. Слияние мужской половой клетки (сперматозоида) с женской (яйцеклеткой), приводящее к образованию зиготы, которая даёт начало новому организму 4. Мейоз Г. Клетки, формирующие тело организма. Имеют диплоидный набор хромосом. К ним относятся все клетки тела. 5. Соматические клетки Д. Клетка, образующаяся при слиянии двух половых гамет. 6. Оплодотворение Е. Основная форма клеточного деления, сущность которой в равномерном распределении хромосом между дочерними клетками

1. Митоз

А. Специализированные клетки, обладающие гаплоидным набором хромосом и обеспечивающие при половом размножении передачу наследственной информации от родителей к детям.

2. Гаметы (половые клетки)

Б. Способ деления клетки, в результате которого происходит уменьшение (редукция) числа хромосом в дочерних клетках в два раза.

3. Зигота

В. Слияние мужской половой клетки (сперматозоида) с женской (яйцеклеткой), приводящее к образованию зиготы, которая даёт начало новому организму

4. Мейоз

Г. Клетки, формирующие тело организма. Имеют диплоидный набор хромосом. К ним относятся все клетки тела.

5. Соматические клетки

Д. Клетка, образующаяся при слиянии двух половых гамет.

6. Оплодотворение

Е. Основная форма клеточного деления, сущность которой в равномерном распределении хромосом между дочерними клетками

Проверяем:   1  – Е  2 – А  3 – Д  4 – Б  5 – Г  6 – В

Проверяем:

1 – Е

2 – А

3 – Д

4 – Б

5 – Г

6 – В

Размножение –  присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

Размножение –

присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

Размножение

Размножение

  • Половое
  • Бесполое
Почему в ходе эволюции одна форма размножения не вытеснила другую, а существуют оба механизма размножения?

Почему в ходе эволюции одна форма размножения не вытеснила другую, а существуют оба механизма размножения?

Гипотезы:

Гипотезы:

  • Оба способа размножения имеют свои преимущества
  • Наличие двух видов размножения увеличивает шансы организмов на выживание
Размножение

Размножение

  • Половое - форма размножения, связанная с развитием новых организмов из половых клеток
  • Бесполое - форма размножения, не связанная с обменом генетической информацией
Бесполое размножение  Половое размножение  1. Сколько организмов участвует в размножении  2. Из каких клеток развивается новый организм  3. Основной способ деления клеток  4. Что происходит с генетической информацией потомков  5. Длительность процесса

Бесполое размножение

Половое размножение

1. Сколько организмов участвует в размножении

2. Из каких клеток развивается новый организм

3. Основной способ деления клеток

4. Что происходит с генетической информацией потомков

5. Длительность процесса

Формы размножения организмов Половое Бесполое изогамия гетерогамия Бинарное коньюгация Шизогония Партеногенез Споруляция Почкование Фрагментация Полиэмбриония Клонирование Побегами Вегетативное Листом Корневые черенки

Формы размножения организмов

Половое

Бесполое

изогамия

гетерогамия

Бинарное

коньюгация

Шизогония

Партеногенез

Споруляция

Почкование

Фрагментация

Полиэмбриония

Клонирование

Побегами

Вегетативное

Листом

Корневые черенки

Бинарное деление Деление, при котором образуются две равноценные дочерние клетки.

Бинарное деление

Деление, при котором образуются две равноценные дочерние клетки.

Шизогония (множественное деление – малярийный плазмодий).

Шизогония (множественное деление – малярийный плазмодий).

  • Материнская клетка распадается на большое количество более или менее одинаковых дочерних клеток.
Споруляция Размножение посредством спор- специализированных клеток грибов и растений.

Споруляция

Размножение посредством спор- специализированных клеток грибов и растений.

Почкование

Почкование

  • На материнской особи происходит образование выроста-почки, из которого развивается новая особь.
Фрагментация

Фрагментация

  • Разделение особи на две или несколько частей, каждая из которых развивается в новую особь. В основе лежит свойство регенерации.
Полиэмбриония

Полиэмбриония

  • Во время эмбрионального развития из одной зиготы развивается несколько зародышей-близнецов. Потомство всегда одного пола.
Клонирование

Клонирование

  • Искусственный способ бесполого размножения.
  • Воспроизведение генетически однородных организмов (клеток) путём бесполого (вегетативного) размножения.
Вегетативное  размножение

Вегетативное размножение

  • При вегетативном размножении растений новая особь образуется из многоклеточной части тела родительской особи, либо из особых структур (луковица, клубень, и т.д.)
  • Ч- черенками
  • У - усами
  • Л - луковицами
  • О - отпрысками
  • К -корневищем,
  • клубнем
Изогамия - примитивная форма полового процесса, при котором сливаются две одинаковые морфологически и по величине гаметы
  • Изогамия - примитивная форма полового процесса, при котором сливаются две одинаковые морфологически и по величине гаметы
Гетерогамия – слияние гамет разного вида.
  • Гетерогамия – слияние гамет разного вида.
КОНЬЮГАЦИЯ-
  • КОНЬЮГАЦИЯ-

обмен генетической информацией между особями одного вида.

Партеногенез

Партеногенез

  • Девственное развитие, когда новый организм развивается из неоплодотворенной яйцеклетки.
  • У дафний- за лето до 180 поколений, все-самки, осенью появляются самцы.
Почему в ходе эволюции одна форма размножения не вытеснила другую, а существуют оба механизма размножения?

Почему в ходе эволюции одна форма размножения не вытеснила другую, а существуют оба механизма размножения?

Бесполое и половое размножение обеспечивает многообразие живых организмов

Бесполое и половое размножение обеспечивает многообразие живых организмов

Размножение организмов

Размножение организмов

Может ли человек создавать новые живые организмы?

Может ли человек создавать новые живые организмы?

Селекция- наука о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов.

Селекция- наука о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов.

Клонирование: за и против

Клонирование: за и против

Мы - работал самостоятельно, продуктивно, понравилось. Я – работал самостоятельно, не понравилось, обращался за помощью. Вы – работал с преподавателем, часто прибегал к его помощи.
  • Мы - работал самостоятельно, продуктивно, понравилось.
  • Я – работал самостоятельно, не понравилось, обращался за помощью.
  • Вы – работал с преподавателем, часто прибегал к его помощи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!