СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 5 классе "Увеличительные приборы" (ФГОС)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет:  биология

Класс: 5

УМК: Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс. М.: Дрофа, 2013г.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, лупы, микроскопы, готовые микропрепараты. ПК учителя, интерактивная доска ActivBoard, ПО ActivInspire.

Тема урока:  «Увеличительные приборы. Лабораторная работа №2 "Устройство ручной лупы, светового микроскопа"».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: создать условия для осознания и осмысления блока информации о методах изучения природы, для овладения начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учёт, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.

 

Просмотр содержимого документа
«5 класс биология»

Конспект урока

ФИО педагога: Соломина С.В.

Место работы: МОУ Мышкинская СОШ

Должность: учитель

Предмет: биология

Класс: 5

УМК: Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс. М.: Дрофа, 2013г.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, лупы, микроскопы, готовые микропрепараты. ПК учителя, интерактивная доска ActivBoard, ПО ActivInspire.

Тема урока: «Увеличительные приборы. Лабораторная работа №2 "Устройство ручной лупы, светового микроскопа"».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: создать условия для осознания и осмысления блока информации о методах изучения природы, для овладения начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учёт, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.


Планируемые результаты:


Предметные результаты:

-сформировать умение работать с лупой ;

-сформировать умение работать с микроскопом;

-сформировать умение понимать смысл биологических терминов: лупа ручная, лупа штативная, микроскоп световой, микроскоп электронный, микропрепараты


Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

-Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

-Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

-Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.



Познавательные УУД

-Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

-Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

-Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.



Коммуникативные УУД

-Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.

-Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.





Ход урока

Этап урока, длительность (мин.)
+ скриншот

Учитель

Ученик

Инструменты и функции ИО

Этап 1. Организация мотивации, постановки учебной задачи, цели. (10 мин.)



-приветствует учащихся -проверяет явку учащихся

- заполняет классный журнал

- организует погружение в проблему

- организует планирование деятельности через поисковую беседу: задает вопрос который пробуждает разные мнения: - а можно ли увидеть невидимое?


- при помощи чего это можно сделать?


- использовали ли вы увеличительные приборы в своей жизни?


- как вы считаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?


- называет тему урока:

«Увеличительные приборы.

Лабораторная работа №2 "Устройство ручной лупы, светового микроскопа"». (слайд№1)


- приветствуют учителя

-называют фамилии отсутствующих



- высказывают предположения





- озвучивают все что знают об увеличительных приборах

- отвечают учителю

- отвечают учителю





- записывают число и тему урока в тетрадь




Этап 2. Планирование деятельности по достижению цели.



- какая цель нашего урока?



- давайте вместе определим шаги, которые нас приведут к желаемой цели

-записывает шаги для достижения цели предложенные обучающимися на доске


- устанавливает последовательность шагов для достижения цели

- отвечают учителю


-предлагают шаги для достижения цели



Этап 3. Реализация намеченного плана, поиск способа решения учебной задачи.

























Показывает учащимся увеличительные приборы (слайд №2)

-задает вопрос (Как называются увеличительные приборы?)

Показывает учащимся микроскоп и лупу

-устанавливает знания учеников из начальной школы о микроскопе и лупе

-предлагает выполнить задание №1 стр.14 рабочей печатной тетради (Для чего используют увеличительные приборы?) пользуясь текстом

параграфа №4



- задает вопрос (Что можно рассмотреть при помощи лупы?)


- задает вопрос (На сколько происходит увеличение предмета при помощи лупы?)



- задает вопрос (из чего состоит ручная лупа?) (Слайд №2)







- предлагает выполнить лабораторную работу №1" Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними" стр.14 - 15 рабочей печатной тетради, задание №3 - №5

(приложение №1)


- Показывает микроскоп, объясняет его устройство и правила пользования микроскопом


- предлагает прочитать задание №1 стр.16 (приложение №2) и выполнить задание №22 стр.12 - 13 рабочей печатной тетради (приложение №3)

(слайд №4)


- предлагает выполнить задание №2 стр.16 (приложение №4)


- предлагает выполнить задание №3 стр.16 (приложение №5)




-выясняет знания учащихся по определению увеличения изображения объекта

- объясняет как правильно определить во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта



- предлагает выполнить задание №5 стр.16 (приложение №6)







- Что мы узнали нового о оптических приборах?





- через вопросы выясняет: - где вам понадобятся эти знания?


- при изучении каких тем нашего учебника?


- в дальнейшей жизни пригодятся эти навыки?






-отвечают на вопрос





- отвечают на вопросы


- выполняют задание №1 стр.14 рабочей печатной тетради пользуясь текстом параграфа №4



-читают текст параграфа и находят нужную информацию


- отвечают на вопрос пользуясь текстом параграфа №4


-отвечают на вопрос и выполняют задание №2 стр.14 (рассматривают ручную лупу, записывают название ее частей и функции, которые они выполняют.)



- выполняют лабораторную работу №1" стр.14 - 15 рабочей печатной тетради, задание №3 - №5 делают выводы по работе

(приложение №1)


-слушают учителя





- выполняют задание №1 стр.16



-читают параграф №4

стр.25


-проверяют знание правил пользования микроскопом друг у друга (в парах)



- высказывают предположения

- слушают учителя, определяют во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта


- рассматривают готовые микропрепараты под микроскопом, сравнивают найденное изображение с контрольным

изображением в микроскопе на учительском столе

-Оценивают правильность своих выводов





-отвечают на вопрос



-отвечают на вопрос

-отвечают на вопрос


Перетасктвание названий увеличительных приборов к определённому объекту.
























Перетаскивание названия частей лупы в соответствующий прямоугольник.
















Перетаскивание названия частей микроскопа в соответствующие прямоугольники.

Этап 4.Контроль за процессом и результатом.

- предлагает вспомнить тему и задачи урока


- на сколько наша деятельность соответствовала теме урока?









- используя свои новые знания выполните задания для закрепления

задает домашнее задание:

-проработать текст параграфа №4, выполнить задания рабочей печатной тетради №23 - №25 , подготовить презентацию о создателе и истории микроскопа.

- называют тему и задачи урока

- отмечают наиболее трудные этапы урока

-высказывают оценочные суждения о работе партнера - определяют степень совместного продвижения к цели

-отмечают успешные ответы , интересные вопросы

-записывают

домашнее

задание


Этап 5. Оценивание продвижения к цели, рефлексивный анализ деятельности (3 мин.)


- оценивает активных учащихся

- выставляет оценки в журнал

Задает вопросы:

-кто усвоил тему полностью?

(поднимите правую руку)


-у кого остались вопросы, на которые нужно найти ответы?

(поднимите левую руку)


-если было на уроке познавательно, интересно - встаньте.


- если было не интересно и скучно на уроке - хлопнете в ладоши.


Благодарит за урок




-поднимают правую руку

- поднимают левую руку


- встают



Приложение №1

*задание №3 Возьмите кусочки мякоти плодов томата (арбуза, яблока). Рассмотрите их невооруженным глазом. Что вы видите? Сделайте рисунок.

*задание №4 Рассмотрите кусочки с помощью лупы. Что вы видите? Сделайте рисунок и сравните его с предыдущим.

*задание №5 Вывод


Приложение №2

*задание №1 Изучите микроскоп. Найдите основные части микроскопа. С помощью текста учебника и рисунка выясните, каково их значение.


Приложение №3

*задание №22 На рисунке подпишите части микроскопа. Заполните таблицу.


Приложение №4

*задание №2 стр.16 Ознакомьтесь с правилами работы с микроскопом. Научитесь устанавливать свет, добейтесь хорошей освещенности поля зрения.


Приложение №5

*задание №3 стр.16 Проверьте знание правил пользования микроскопом друг у друга


Приложение №6

*задание №5 стр.16 Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.



Использованные ресурсы:

  1. Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс . М.: Дрофа, 2013г.

  2. Сонин Н.И. Рабочая тетрадь к учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс . М.: Дрофа, 2013г.

  3. Картинка электронного микроскопа http://fizportal.ru/electronic-microscope

  4. Катринка лупы http://www.partner-sib.ru/catalog/2661/3965/23291

  5. Картинка лупа-смайлик http://ru.depositphotos.com/3643384/stock-illustration-Magnifying-glass-emoticon.html