Урок входит в состав раздела “Биология– наука о живом мире”.
Класс: 5 (ФГОС)
УМК: Алгоритм успеха, учебник 5 класс Биология, И.Н.Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова, Москва, Издательский центр “Вентана-Граф, 2012 год.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: определение понятий: “объектив”, “окуляр”, “микропрепарат”, “наблюдение”, “микромир”, самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.
Регулятивные УУД: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное (методы исследования биологических объектов) с тем, что еще не известно, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик объекта в рабочих листах, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой.
Просмотр содержимого документа
«Разработку урока "Увеличительные приборы"»
Быстрова Тамара Александровна МОУ «Основная школа №19»
г.Петрозаводск
Бактерии
Животные
Царства живой природы
Растения
Грибы
Существуют объекты, которые мы с вами никогда не сможем увидеть без специальных приспособлений? Как нам быть? Как быть ученым в этой ситуации? Можно ли увидеть невидимое?
Тема урока: УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
Лупа ручная (увеличение до 2 – 20 раз)
Линза
Оправа
Можно ли с помощью лупы рассмотреть очень мелкие объекты или изучить их строение?
Ручка
Лупа штативная (увеличение до 10 – 25 раз)
Окуляр
Предметный столик
Штатив
Зеркало
Все ли объекты живой природы мы можем рассмотреть через лупу?
Считается что первый микроскоп был создан в 1590 году голландским мастером очков Хансом Янссеном и его сыном ЗахариейЯнссеном. Но это было сказано самим ЗахариейЯнссеном в середине XVII века. Изобретение голландца заключалось в том, что он смонтировал внутри одной трубки две выпуклые линзы, и таким образом, заложил основы для конструирования сложных приборов .
Гук работал секретарем и демонстратором опытов Английского королевского общества. В это время стало известно о микроскопе. Ему поручили провести наблюдение на этом приборе. Имевшийся в его распоряжении микроскоп представлял собою полуметровую позолоченную трубу, расположенную строго вертикально. Работать приходилось стоя в неудобной позе. Гук сделал трубу наклонной, установил лампу, которая позволила подсвечивать исследуемые объекты. Позже, он придумал как улучшить качество линз и увеличить поле зрения .
Первые по-настоящему значимые наблюдения при помощи микроскопа провел английский физик Роберт Гук. В 1667 году вышла его книга «Микрография», в которой Гук описал и зарисовал, что именно ему удалось увидеть, разглядывая в микроскоп самые разные вещи.
Антони ван Левенгук в 1674 г. изготовил линзы с увеличением, достаточным для проведения простых научных наблюдений. Усовершенствовал микроскоп и открыл одноклеточные организмы. .
Устройство микроскопа
Окуляр
Тубус
Винты
Объективы
Предметный столик
Штатив
Зеркало
Как определить увеличение светового микроскопа?
Посмотри на число, указанное на окуляре
Как определить увеличение светового микроскопа?
Посмотри на число, указанное на объективе
Как определить увеличение светового микроскопа?
- Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение при использовании микроскопа, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объекте.
Правила работы с микроскопом
Микроскоп — хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.
- Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5—10 см от края стола.
- В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет.
- Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.
- Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1—2 мм от препарата.
- В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.
- После работы микроскоп уберите в футляр.
Рефлексия
Закончите письменно некоторые из предложений. Выбирайте по два-три наиболее значимых лично для вас положения
1) А вы знаете, что сегодня на уроке я_____ . 2) Больше всего мне понравилось_________ . 3) Самым интересным сегодня на уроке было_________. 4) Самым сложным для меня сегодня было__________. 5) Сегодня на уроке я почувствовал_________. 6) Сегодня я понял____________. 7) Сегодня я научился_________. 8) Сегодня я задумался_______________. 9) Сегодняшний урок показал мне____________. 10) На будущее мне надо иметь в виду__________.