Тема урока: «Стебель. Его строение и значение».
Цели и задачи: Познакомить учащихся с внешним и внутренним строением стебля. Раскрыть взаимосвязь между особенностями строения стебля и выполняемыми функциями. Продолжить формирование понятий ткань, виды тканей, органы растений; умений работать с натуральными объектами.
Материалы и оборудование: поперечные спилы 5-10 годичных веток деревьев, лупы, таблички с терминами, магнитная и интерактивная доски, муляж поперечного среза ветки липы.
Урок с использованием приемов технологии критического мышления
Ход урока:
Организационный момент. (Приветствие класса). Слайды 1,2
Мотивационный этап. Проверка домашнего задания.
Заполнить таблицу с «белыми пятнами» Слайд №3
Видоизменения листьев
Видоизменение листьев | Функции видоизмененных листьев | примеры |
Усики | | Горох, фасоль, чина |
Чешуи тонкие | | Репчатый лук |
Чешуи сочные | | |
Колючки | | |
| Улавливание и переваривание насекомых | |
Проверка таблицы. Слайд №4
Видоизменения листьев
Видоизменение листьев | Функции видоизмененных листьев | примеры |
Усики | Закрепление лазающего стебля | Горох, вика, чина |
Чешуи тонкие | Защитная функция | Репчатый лук |
Чешуи сочные | Запасание питательных веществ | Репчатый лук |
Колючки | Уменьшение испарение влаги, защита от поедания животными | Кактус, верблюжья колючка, барбарис |
Ловчие аппараты насекомоядных | Улавливание и переваривание насекомых | Росянка, непентес, венерина мухоловка |
Тест Слайд №5
Выберите один правильный ответ
1. Лист, являясь частью побега, в свою очередь состоит из:
а) пластинки | в) прилистников |
б) черешка и основания | г) все верно |
2. Сложный лист состоит из:
а) одной листовой пластинки и одного черешка
б) одной листовой пластинки и нескольких черешков
в) нескольких листовых пластинок и одного черешка
г) нескольких листовых пластинок и нескольких черешков
3. Любой простой лист имеет:
а) листовую пластинку и основание | в) листовую пластинку и черешок |
б) листовую пластинку, основание и черешок | г) все верно |
4. Колючки кактуса – это:
а) видоизмененные побеги | в) видоизмененные листья |
б) особые выросты клеток кожицы стебля | г) все верно |
5. У водных растений, например, у кувшинки, устьица находятся:
а) на верхней стороне листа | в) на нижней стороне листа |
б) на краях листа, выступающих над водой | г) все верно |
6. У сидячих листьев отсутствует:
а) листовая пластинка | в) черешок |
б) проводящие ткани | г) основание листа |
7. Функции листа:
а) испарение | в) фотосинтез |
б) газообмен | г) все верно |
В следующих предложениях найдите ошибки и исправьте их.
Слайд №6
1) Жилкование листьев – это расположение проводящих пучков в листовой пластинке (нет ошибок)
2) Мякоть листа образована механической тканью (основной).
3) Механическая ткань придает листу сочность (прочность).
4) Простые листья имеют одну листовую пластинку (нет ошибок).
5) Осевая часть побега — лист (стебель).
6) Пара замыкающих клеток и щель между ними — это жилка (устьице).
3. Операционный этап.

На доске появляются две стрелки —
Слайд № 7
После небольшой паузы объявляется тема урока и вопросы, решаемые в процессе изучения материала (Слайд 8).
— Почему стебель можно сравнить с дорогой двустороннего движения?
— Какое он имеет строение?
— Где у дерева «паспорт»?
— Зачем растениям стебель?
Слайды 9-12
На примере рисунков и фотографий рассказывается о разнообразии стеблей по форме, по размерам и т. п. Говорится, что стебли бывают удлинённые и укороченные, травянистые, деревянистые, по направлению роста – прямостоячие, стелющиеся, лазящие, ползучие, вьющиеся
Рассматривается внутреннее строение стебля. Слайды 13 -17
По мере объяснения нового материала идет работа с натуральными объектами (спилы ветвей) и текстом учебника. Для закрепления изучаемого материала, учащимся предлагается составить логическую цепочку строения стебля, глядя на появившийся рисунок . Ученики расставляют по порядку таблички с названиями слоев стебля, начиная с наружного. Слайд №18
кора (кожица, пробка, луб) — камбий — древесина — сердцевина
Работа с учебником стр 61-63 Заполнить таблицу (на столах) рабочая карта. Слайд №19
Название слоя | Название ткани | Описание строения | Функции |
Кора (кожица, пробка) | Покровная | Кожица образована одним слоем клеток, пробка - из мертвых. | Защитная, газообмен |
Луб | Проводящая, запасающая, механическая | Внутренняя часть коры. Состоит из ситовидных трубок, клеток - спутниц, запасающих клеток, мертвых клеток. | Транспортная (флоэма), запасающая |
Камбий | Образовательная | Узкие длинные клетки с тонкими оболочками | Рост стебля в толщину |
Древесина | Основная, проводящая, механическая | Образована клетками различной формы и величины. Древесные волокна состоят из клеток с толстыми стенками | Транспортная (ксилема), опорная |
Сердцевина | Основная, запасающая | Состоит из крупных тонкостенных неплотно прилегающих друг к другу клеток. | Запасающая |
Слайд№20. Предлагается ответить на вопросы:
— Какой слой самый толстый? (древесина)
— Какой слой самый тонкий? (камбий)
— Между какими слоями находится камбий? (между лубом и древесиной)
— Какой слой обеспечивает восходящий ток? (сосуды древесины)
— Какой слой обеспечивает нисходящий ток? (ситовидные трубки луба)
— Какой слой встречается с непогодой и берет на себя функции защитника (кора).
Слайд 21-22.
Как можно узнать возраст побега или дерева в целом? Рассказ о годичных кольцах, их образовании, толщине. Работа с поперечными спилами 5-10 годичных веток деревьев.
Таким образом, мы подошли к вопросу: Зачем растениям стебель? На доске с начала урока заготовлены таблички и перевернуты. По мере ответа учащихся открывается названная функция.

Слайд № 23
Лабораторная работа № 12
Тема: «Рассмотрение годичных колец на поперечном срезе (спиле) дерева»
Цель: _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________
Оборудование: лупа, распилы древесных стеблей разных возрастов.
Техника безопасности:
Инструментами, относящимися к лабораторному оборудованию, пользуйся только с разрешения учителя.
После работы приведи рабочее место в порядок, приборы сдай учителю.
Ход работы:
Р
ассмотри спил дерева. Найди кору - ________, луб_____, древесину ______, камбий - ______и сердцевину - _______.
Определи, какой слой самый широкий - __________________________________________________________________
Выясни:
1) из какого слоя стебля образуются годичные кольца - __________________________________________________________________
2
) Что такое годичное кольцо- __________________________________________________________________
3
) Количество годичных колец указывает на _______________________________________________________
4
) Где расположены самые старшие по возрасту слои древесины: ближе к коре или к сердцевине. Ответ подчеркни.
Выясни ответы на вопросы :
1. Почему годичные кольца разные по ширине _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как с помощью годичных колец можно установить стороны горизонта? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объясни, как взаимосвязаны погодные условия и толщина годичных колец:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определи количество годичных колец на спилах деревьев:
________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сделай вывод: С чем связан рост растений в толщину ____________________________________________________________________________________________________________
Что можно узнать по годичным кольцам_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Закрепление материала. (Учащимся предлагается выполнить несколько заданий).
— Составьте синквейн к понятию стебель. Слайд №24
Пример синквейна: (правила составления синквейна)
1) Стебель
2) Зеленый, древесный.
3) Проводит, держит, запасает.
4) Является осевой частью побега.
5) Орган.
Разгадать кроссворд. Слайд №25

1. Маленькие бугорки с отверстиями на стебле растения для осуществления газообмена.
2. Тонкий слой покровной ткани на молодых побегах.
3. Тип стебля, который в процессе развития приобретает твердость, благодаря отложению в оболочке клеток лигнина.
4. Центральная часть стебля, состоящая из крупных клеток основной ткани. Запасает питательные вещества.
5. Внутренний слой коры, содержащий волокна и ситовидные трубки.
6. Образования стебля, проводящие воду и растворенные в ней соли от корней к листьям.
7. Слой коры стебля, состоящий из мертвых клеток, заполненных воздухом.
8. Тонкий слой образовательной ткани, расположенный между корой и древесиной.
9. Наиболее плотный и развитый слой стебля. По числу годичных колец этого слоя можно определить возраст растения.
10. Тип стебля у трав. Нежный и гибкий, существует обычно один год.
Слайд №26
Слайд №27 Вывод:
— Почему стебель можно сравнить с дорогой двустороннего движения?
— Какое он имеет строение?
— Где у дерева «паспорт»?
— Зачем растениям стебель?
5. Рефлексия.
Что вы сегодня узнали на уроке?
Что вам далось легче всего, какую работу понравилось выполнять?
В чем испытали затруднение? Над чем нужно поработать?
Где можно использовать знания, полученные на сегодняшнем уроке?
Вам понравился урок?
6. Домашнее задание и подведение итогов.
Слайд 28. (Задание на дом). §18
— Работа с терминами.
— Творческое задание (нарисовать спилы деревьев растущих к северу от высокой каменной стены, в густом лесу, на поле)