СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 7 классе на тему "Брюхоногие моллюски"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Большой прудовик и голый слизень, их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в биоценозах и практическое значение.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 7 классе на тему "Брюхоногие моллюски"»

Класс: 7 предмет: биология дата: 21.11

Тема: Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Большой прудовик и голый слизень, их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в биоценозах и практическое значение.

Задачи:

  • Показать особенности строения и жизнедеятельности животных, относящихся к типу моллюски; рассмотреть их многообразие

  • Расширить у учащихся представление о брюхоногих моллюсках.

  • Продолжить формировать навыки проведения исследования.

  • Способствовать развитию у школьников таких качеств, как любознательность, целеустремленность, коммуникабельность.

Ход урока

Цитата урока:

«Сотри случайные черты, и ты увидишь мир прекрасен!»

А. Блок

I. Организация класса II. Приветствие

Круг радости

— Здравствуй, мир!

— Здравствуй, друг!

— Здравствуй, песен щедрый друг!

— Здравствуй, день!

— Здравствуй, век!

— Здравствуй, добрый человек!

(уч-ся читают приветствие, жестами показывают)

III. Объявляется цель урока, задачи IV. Объяснение нового материала

Вступительное слово учителя

Изучив животных, относящихся к группе черви, мы переходим к не менее загадочному и удивительному типу — моллюски. Осьминоги, кальмары, каракатицы! Какие невероятные рассказы встречаются о них. Жители морских побережий с давних времен верили, что в морской пучине живут странные огромные существа. Много легенд передавалось об этих животных из поколения в поколение, что не похожи они ни на рыб, ни на медуз, ни на раков, что у них 10 рук, толстых, длинных, как мачты судов.

Так ли это на самом деле? Такие ли они все загадочные и фантастические? Настало время и нам с вами разобраться в этих проблемах.

Сегодня мы попытаемся открыть завесу таинственности и с научной точки зрения изучить представителей типа моллюски.
На сегодняшнем уроке нам необходимо познакомиться с особенностями внешнего, внутреннего строения этих животных, рассмотреть отличительные черты классов животных этого типа. Итак, приготовились к напряженной совместной работе.

Общая характеристика моллюсков

Моллюски — это мягкотелые, трёхслойные, двусторонне симметричные многоклеточные беспозвоночные.

Моллюски — одна из наиболее распространенных групп животных (после насекомых), насчитывается свыше 130 тыс. видов.


Моллюски

Брюхоногие

Головоногие

Двустворчатые

Общие признаки

Внешнее строение

  • Тело не делится на сегменты.

  • Имеется 3 отдела: голова, нога, туловище.

  • Наличие кожной складки-мантии.

  • Наличие мантийной полости.

  • Наличие раковины.

Внутреннее строение

Уменьшена вторичная полость тела.

  • Наличие паренхимы.

  • Пищеварительная система: появляются п/в железы (ферменты). Пищеварительная система проходная: начинается ротовой полостья, в которой располагается терка — особый орган, покрытый твердыми зубчиками и служит для соскабливания пищи с различных поверхностей. В ротовую полость могут открываться слюнные железы, далее следует пищевод, который открывается в желудок. Сюда открываются протоки пищеварительной железы, заканчивается пищеварительная система кишкой, открывающейся наружу анальным отверстием.

  • Кровеносная система незамкнутая: есть сердце — предсердие, желудочек; сосуды — вены, артерии; кровь — артериальная, венозная.

  • Органы дыхания — жабры или легкие.

  • Орган выделения — почка.

  • Нервная система — разбросано-углового типа. Нервная система состоит из пяти нервных узлов, располагаются они в разных частях тела и инервируют работу всех внутренних органов. Большее скопление нервных узлов представляет окологлоточное нервное кольцо.
    Большой прудовик является гермафродитом, но оплодотворение у него перекрестное. Все молодые особи развиваются как самки, но после, переходят в стадию развития самцов. Двустворчатый моллюск — беззубка, раздельнополое животное. Оплодотворение происходит в мантийной полости самки, куда через нижний сифон вместе с водой попадают сперматозоиды. Из яйца развивается личинка, у которой имеется двустворчатая раковина с зазубренными краями, дальше она попадает в жабры рыбы или под кожу, после развития в теле рыбы, где она питается и растет, превращаясь в моллюска. Паразитарный образ развития беззубки способствует ее расселению, так она сама мало подвижна.

  • Раздельнополые или гермафродиты

Многообразие

Класс Брюхоногие:

Представители — черноморская рамена, виноградная улитка, слизни.

Особенности:

  • спирально-закрученная раковина,

  • мускулистый язык-терка,

  • сердце 2-х камерное.

Класс Двустворчатые: Представители — мидии, беззубки, перловицы, устрицы.

Особенности:

  • отсутствие головы,

  • раковина двустворчатая,

  • способ питания — фильтрация (сифон),

  • органы дыхания — жабры,

  • сердце 3-х камерное,

  • в основном раздельнополые

Класс Головоногие: Представители — осьминог, кальмар, каракатица, наутилус.

Особенности:

  • нет раковины,

  • тело делится: голова, щупальца, воронка;

  • органы дыхания — жабры;

  • сердце 3-х камерное;

  • хорошо развиты органы чувств;

  • сложно устроена нервная система.

Лабораторная работа №3.

Тема: Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков. Наблюдение за поведением прудовика (виноградной улитки), его передвижением, ответными реакциями на различные раздражения. Изучение строения раковины, наружного и внутреннего слоев раковины. Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков.

Цель: изучить и сравнить внешнее строение моллюсков; изучить строение раковины, наружного и внутреннего слоев раковины; изучить раковины морских и пресноводных моллюсков; наблюдать за поведением брюхоногих моллюсков, их передвижением, ответными реакциями на различные раздражения.

Оборудование: раковины моллюсков, живые моллюски, чашка Петри, лупа, предметное стекло.

Ход работы:

Для сравнительного изучения внешнего строения моллюсков необходимо знать их местообитание.

Беззубка обитает в медленно текущих реках, в тихих озерах и заводях с песчаным дном.

Шаровка встречается в озерах и заводях, живет также и в медленно текущих водах.

Горошинка встречается там же, где и шаровка. Живет в медленно текущих водах.

Лужанка обитает в мелких водоемах. Шаровку, горошинку и лужанку можно держать в аквариумах.

Прудовик и катушка обитают в медленно текущих водах водоемов с обильной растительностью.

Виноградная улитка встречается в садах и огородах, под камнями и другими предметами.

Наша задача – сравнить внешний вид мягкотелых и изучить их. Для этого нужно собрать коллекцию раковин мертвых моллюсков в окрестностях лесов, садов, озер. Сделать схематический набросок их внешнего вида.

Выясните, как изгибаются раковины улиток, нарисуйте их. Выясните, в какую сторону – налево или направо – изгибаются раковины. В коллекции подпишите под раковиной улитки ее название.

Проведите опыт с живой улиткой, рассмотрите ее ножку. На стекле понаблюдайте, как движется улитка.

По окончании опытов не забудьте отпустить улиток.


Как яблонь лепестки, как блики зорь,
Валяются на берегу ракушки,
У каждой свой особенный узор,
По завитку у каждой на макушке.
Е. Шевелева

В 1867 г. во Франции при постройке железной дороги было найдено захоронение первобытных людей. Вместе с людьми лежало оружие, инструменты, одежда. Среди украшений были обнаружены бусы из морских раковин. В Северной Америке в штат Миннесота (США) тоже было найдено захоронение - скелет девочки ледникового периода, на шее которой висела раковина из далеких южных морей.

Но не только в качестве украшений человек использовал и продолжает использовать раковины брюхоногих моллюсков.

Например, в Индии считали, что в раковине Чанк живет морской демон, которого победил бог Вишну. Раковина стала символом этого бога. Считали, что она имела власть над морем, заставляла стихать морские волны и обеспечивала безопасность путешественнику.

И среди мифов Древней Греции есть миф, связанный с раковиной. Это легенда про Пана козлоподобного, бога лесов и рощ, младшего брата Зевса. Когда Зевс стал царем богов, он наградил Пана рогом Тритона. Рог обладал чудесным свойством: он издавал настолько жуткие звуки, что все, потеряв рассудок, обращались в бегство. По имени Пана, трубившего в рог, это бегство было названо паническим, а состояние безрассудного страха - паникой. Пан восстал против богов, но воспользоваться в корыстных целях своим рогом он не смог, раковину подменили. Лишенный своего страшного оружия, Пан погиб.

4. Рефлексия

Сегодня обогатились ваши представления о брюхоногих моллюсках. Судите сами, легко ли им живется. А я хочу закончить урок одной старой притчей.

ПРИТЧА О МОЛЛЮСКЕ И ОРЛЕ

Однажды два яйца стали рассуждать, кем бы они хотели быть, когда из них кто-нибудь вылупится. Первое яйцо сказало: "Я хотело бы быть моллюском. Лежишь под водой, ничего не делаешь. Что океан дает, то моллюск получает, не больше и не меньше. Мне такая жизнь по душе. Спокойное существование, контролируемое океаном". Второе яйцо сказало: "Нет, такая жизнь не по мне. Я хотело бы стать орлом. Летать, где хочу, делать, что нравится. Самому добывать пищу. Орел управляет своей жизнью, и никто не управляет им. Не хочу ограничений, не хочу быть рабом океана". В этой притче есть мораль, или философский смысл. Кем вы хотите быть - моллюском или орлом? Выбор за вами.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!