СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 8 классе "Гигиена кожи. Кожные заболевания"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке обучающиеся развивают понятия о гигиене кожи, профилактике кожных заболеваний и травм. Используются стратегии РКМЧП "ЗХУ" и "ИНСЕРТ", практические и познавательные задания.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 8 классе "Гигиена кожи. Кожные заболевания"»

Урок биологии, 8 класс

Тема урока: Гигиена кожи. Кожные заболевания.

Цель урока: развитие понятие о гигиене кожи, профилактика кожных заболеваний и травм.

Задачи урока:

1.Образовательные: на основании анатомо-физиологических сведений углубить знания учащихся о гигиене кожи, применении косметики; познакомить с заболеваниями кожи;

2.Развивающие: развивать исследовательские навыки, умение учащихся сопоставлять факты, сравнивать, логически излагать свои мысли.

3.Воспитательные: добиваться осознанного соблюдения учащимися гигиенических правил ухода за кожей; расширить представление учащихся о медицинских профессиях (врач-косметолог, дерматолог).

Тип урока: урок формирования ЗУН

Технологии: РКМЧП, проблемное обучение, ИКТ

Методы урока: словесные (рассказ, частично - поисковая беседа), наглядные (демонстрация слайдов, фрагменты видеофильма), практические опыт, тестирование).

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, в парах

Единственная красота,

которую я знаю,- это здоровье.

Г. Гейне


Ход урока.

  1. Организационный момент – игра «Сорока - белобока»

Сорока - белобока
(водим пальчиком по ладошке)
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
(загибаем по очереди пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Он дрова не рубил,
Он воду не носил,
Он печку не топил,
Он кашу не варил,
Он Машу не кормил.

Какое отношение имеет эта детская игра к нашему занятию?

Будьте здоровы!

  1. Подготовка к активному и сознательному усвоению материала – анализ эпиграфа, темы и целей урока

  2. Проверка домашнего задания

1. Устный опрос (вопросы от простого к сложному) – формативное оценивание, коррекция

  1. Перечислите функции кожи.

  2. Из каких слоев состоит кожа?

  3. Каковы строение и функции наружного слоя кожи?

  4. Какой тканью образована дерма?

  5. Почему кожу называют пограничным органом – барьером между организмом и окружающей средой?

2. Самостоятельная работа по карточкам – суммативное оценивание

За­да­ние для группы А (высокий уровень). Какие струк­ту­ры по­кро­вов тела обес­пе­чи­ва­ют за­щи­ту ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка от воз­дей­ствия не­бла­го­при­ят­ных фак­то­ров среды? Объ­яс­ни­те роль этих струк­тур.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1) Эпи­дер­мис – это мно­го­слой­ной оро­го­ве­ва­ю­щий эпи­те­лий, со­став­ля­ю­щая верх­няя часть кожи, за­щи­ща­ет ор­га­низм от дей­ствия ме­ха­ни­че­ских и хи­ми­че­ских фак­то­ров. Слу­щи­ва­ние ро­го­вых кле­ток спо­соб­ству­ет очи­ще­нию кожи от грязи.

2) Же­ле­зы: саль­ные — сек­рет саль­ных желез (кож­ное сало) сма­зы­ва­ет эпи­дер­мис и во­ло­сы, делая их не­сма­чи­ва­е­мы­ми водой; по­то­вые – вы­де­ля­ют пот, ко­то­рый испаряясь, за­би­ра­ет тепло от ор­га­низ­ма и по­ни­жа­ет его тем­пе­ра­ту­ру.

3) Под­кож­ный жир тоже за­щи­ща­ет от по­те­ри тепла и механических повреждений.

1) Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок – 5

2) Ответ включает 2 из выше названных элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из выше названных элементов, но содержит негрубые биологические ошибки – 4

3) Ответ включает 1 из выше названных элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из выше названных элементов, но содержит негрубые биологические ошибки – 3

4) Нет ответа или ответ неправильный- 2


Задание для группы В (средний уровень).

Тестовое задание на установление соответствия с последующей взаимопроверкой работ.


А. Сальные железы 1.Пот (продукты распада, соли)

Б. Потовые железы 2.Жир на коже

В. Рецепторы 3.Слущивание, обновление

Г. Подкожная жировая клетчатка 4.Расширение, сужение

Д. Эпидермис 5.Жировые клетки

Е. Кровеносные сосуды 6.Восприятие раздражений

7.Терморегуляция

8.Органы чувств

9.Термоизоляция, запасание жира

10.Смягчение кожи

11.Защита

12.Теплоотдача, выделение


А

Б

В

Г

Д

Е














Ключ: Критерии оценки:

А. 2. 10. «5» - нет ошибок

Б. 1. 12. «4» - одна, две ошибки

В. 6. 8. «3» - три ошибки

Г. 5. 9. «2» - четыре и более ошибок

Д. 3. 11.

Е. 4. 7.

3. Эвристическая беседаформативное оценивание, коррекция

О каких функциях кожи говорят следующие факты:

  1. Человек, у которого в результате ожога повреждена большая площадь кожи, может погибнуть.

  2. В зависимости от температуры тела кожа то бледнеет, то краснеет, потоотделение то усиливается, то ослабевает.

  3. Незрячий человек может читать и различать монеты пальцами. (демонстрация слайда №4)

  4. Человек может стричь волосы и ногти без кровотечения и не испытывая боли.

III. Изучение нового материала.

Надо ли говорить о здоровье молодым людям – юношам и девушкам, которые обычно здоровы? Безусловно, надо. Ведь здоровье человека во многом зависит от разумного, бережного отношения к нему в детстве и юности. Нельзя сохранить здоровье, не выполняя правил личной гигиены.

Обратимся к мифам древности. У древнего бога Эскулапа было две дочери – Панацея и Гигиена. Они владели даром целительства, но лечили по-разному. Панацея считала, что может подарить людям лекарство от всех болезней сразу. Гигиена же говорила, что на все случаи жизни одного единственного средства быть не может. Человек слаб и уязвим потому, что не знает законов жизни. Этим законам людей нужно учить. Разные пути у дочерей Эскулапа. Панацея лечит людей таблетками да микстурами. А Гигиена просвещает их, объясняя законы жизни. Она верит, что овладев ими, люди станут физически здоровыми, а сама жизнь прекрасной.

Вот и сегодня мы будем постигать заповеди богини Гигиены.

Что такое красота? Это прежде всего здоровье, ухоженная, сияющая и упругая кожа. Она является «лакмусовой бумажкой» нашего организма. Волдыри, сыпь, язвы – это как бы «кожная проба», показатель общего состояния здоровья. Как же правильно ухаживать за кожей, чтобы она оставалась молодой и здоровой? Кто нам поможет – Панацея или Гигиена?

Богиня Панацея - дерматолог

Богиня Гигиена – косметолог

Конечно, гораздо приятнее говорить о здоровой и ухоженной коже. Поэтому отправляемся в салон красоты.

Таблица ЗХУ

Знаю

Хочу узнать

Узнал




Зачем нужно знать тип своей кожи.
Правильный уход, каждодневная забота и тщательная гигиена позволят коже остаться упругой и эластичной, сохранив красоту и молодость на долгие годы. Каждому типу кожи нужен свой подход в уходе – это непреложное правило. Только верно определив свой тип кожи, вы подберете оптимальную программу ухода за ней, обеспечив тем самым полноценный уход.

Практическая работа «Определение жирности кожи лица с помощью бумажной салфетки» По итогам работы проводится беседа.

Итак, мы с вами определили тип кожи лица, а теперь самое время узнать, как украшают свою кожу молодежь. Модные идеи: пирсинг и татуировка. Слово врачу-дерматологу.

Самостоятельная работа с учебником «Кожные заболевания». Прием «ИНСЕРТ».

По итогам работы проводится беседа.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Игра «Верю, не верю»

Некоторые задания, предлагаемые мною, верны, а некоторые ложны.

  1. Выдавливание прыщей поможет быстрее избавиться от них.

  2. Шоколад и жирная пища в большом количестве могут стать причиной угрей.

  3. Наше настроение не влияет на состояние кожи и волос.

  4. Умывание отварами и настоями трав ромашки, календулы, крапивы, полезны для кожи лица.

  5. Веду спокойный образ жизни, никаких стрессов, сижу спокойно у телевизора, ем хорошо, сплю много, а кожа все больше покрывается угрями и блестит.

  6. Если обваришь руку кипятком или паром, то нужно посыпать кожу на месте ожога содой.

  7. Общение с животными не влияет на состояние кожи человека.

  8. При побелении кожи на морозе нужно быстро растереть кожу до покраснения снегом.

  9. Употребление поливитаминов зимой улучшает цвет кожи.

  10. Можно накрасить ресницы и не смывать их несколько дней.



Учитель: Спасибо всем за интересную работу. Мы узнали много интересного, полезного и нужного. А сейчас для проверки ваших знаний, я предлагаю ответить на вопросы. Некоторые из высказываний "правда", а некоторые "ложь".

  • Выдавливание прыщей поможет быстрее избавиться от них (ложь)

  • Шоколад и жирная пища являются причиной прыщей (правда)

  • Стрессы могут привести к появлению прыщей (правда)

  • Только подростки страдают от прыщей (ложь)

  • Использование косметических средств может привести к появлению прыщей (правда)

  • С прыщами невозможно бороться (ложь)

Ответы.

  • Это может привести к распространению инфекции.

  • Диета очень важна не только для состояния кожи, но и для общего здоровья и общего самочувствия

  • Стресс может привести к ухудшению состояния кожи.

  • Прыщи появляются у людей в возрасте от 10 до 30 лет, хотя подростки страдают ими чаще. Именно поэтому им следует пользоваться специальными средствами по уходу за кожей.

  • Косметические средства необходимо выбирать те, которые не блокируют поры. Молодой коже в период полового созревания лучше оставаться открытой. Если вы пользуетесь косметикой, то после нее тщательно очищайте кожу.

  • Ежедневно очищайте кожу лосьоном или гелем.

 Учитель: Молодцы! У меня есть еще несколько вопросов.

  • Какова общая площадь кожного покрова у взрослого человека? (2 м2)

  • Как называется верхний слой кожи? (эпидермис)

  • Что помогает коже противостоять растяжению, давлению, разрыву? (упругость)

  • Что выделяется вместе с потом? (вода, соли)

  • Каких нервных окончаний на коже больше: болевых, холодовых, тепловых (болевых)

  • Как называется воспаление и покраснение кожи? (дерматит)

Применение. За­да­ние. У Ва­ше­го род­ствен­ни­ка по­яви­лись стран­ные вы­сы­па­ния на коже. Ваша ба­буш­ка утвер­жда­ет, что это про­сто вос­па­ле­ние от грязи и со­ве­ту­ет по­ма­зать кожу мазью, со­дер­жа­щем ан­ти­био­тик. Как Вы счи­та­е­те, пра­виль­ный ли совет она дала? Ответ по­яс­ни­те.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию – самопроверка по критериям ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1) Ба­буш­ка дала не­пра­виль­ный совет.

2) Вы­сы­па­ния на коже могут иметь много раз­лич­ных при­чин, вовсе не обя­за­тель­но это бак­те­ри­аль­ная ин­фек­ция, и ан­ти­био­ти­ки могут не по­мочь.

3) Род­ствен­ни­ку стоит сна­ча­ла об­ра­тить­ся к врачу - дерматологу, чтобы точно по­ста­вить ди­а­гноз.


Тема «Кожа»

Задача№1. Кожа человека в момент выполнения тяжелой физической работы нередко краснеет. Объясните, почему это происходит?

Задача№2. Покраснение кожи связано с расширением просветов находящихся в ней кровеносных сосудов, в связи, с чем организм начинает терять много тепла. При низкой температуре окружающей среды организм должен экономить тепло, значит, просвет кровеносных сосудов должен уменьшаться, а кожа бледнеть.

Почему же мы даже зимой, в сильный мороз постоянно встречаем на улице краснощеких, румяных подростков, тогда как этот факт явно противоречит приведенным выше аргументам?

Задача №3. Предположим, что существует следующая точка зрения: «Для защиты кожи от инфекции нужно перестать мыться, иначе можно случайно смыть защитные вещества, выделяемые покровными клетками и убивающие бактерий. Таким образом, можно нанести непоправимый вред организму».

Как вы относитесь к приведенному выше утверждению?


IV. Рефлексно -оценочный (заключительный: обобщение и подведение итогов):

  • Что нового Вы узнали сегодня на уроке?

  • Удивил ли вас урок?

  • Надо ли вам еще работать над этой темой?

Ответы.

V. Дифференцированное задание с учетом интересов, склонностей и желаний учащихся:

  • Приготовить покетмод с домашним заданием самому себе «Как я буду ухаживать за своей кожей лица, рук, волосами и ногтями»

Учитель: закончить наш урок мне хочется высказыванием с глубоким смыслом:

Кожа - зеркало организма!

Давайте же следить за своей кожей и не забывать о гигиене! Спасибо вам за урок. МОЛОДЦЫ. До свидания!


















Установите соответствия:

А. Сальные железы 1.Пот (продукты распада, соли)

Б. Потовые железы 2.Жир на коже

В. Рецепторы 3.Слущивание, обновление

Г. Подкожная жировая клетчатка 4.Расширение, сужение

Д. Эпидермис 5.Жировые клетки

Е. Кровеносные сосуды 6.Восприятие раздражений

7.Терморегуляция

8.Органы чувств

9.Термоизоляция, запасание жира

10.Смягчение кожи

11.Защита

12.Теплоотдача, выделение

А

Б

В

Г

Д

Е














Установите соответствия:

А. Сальные железы 1.Пот (продукты распада, соли)

Б. Потовые железы 2.Жир на коже

В. Рецепторы 3.Слущивание, обновление

Г. Подкожная жировая клетчатка 4.Расширение, сужение

Д. Эпидермис 5.Жировые клетки

Е. Кровеносные сосуды 6.Восприятие раздражений

7.Терморегуляция

8.Органы чувств

9.Термоизоляция, запасание жира

10.Смягчение кожи

11.Защита

12.Теплоотдача, выделение

А

Б

В

Г

Д

Е














Установите соответствия:

А. Сальные железы 1.Пот (продукты распада, соли)

Б. Потовые железы 2.Жир на коже

В. Рецепторы 3.Слущивание, обновление

Г. Подкожная жировая клетчатка 4.Расширение, сужение

Д. Эпидермис 5.Жировые клетки

Е. Кровеносные сосуды 6.Восприятие раздражений

7.Терморегуляция

8.Органы чувств

9.Термоизоляция, запасание жира

10.Смягчение кожи

11.Защита

12.Теплоотдача, выделение

А

Б

В

Г

Д

Е
















Какие струк­ту­ры по­кро­вов тела обес­пе­чи­ва­ют за­щи­ту ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка от воз­дей­ствия не­бла­го­при­ят­ных фак­то­ров среды? Объ­яс­ни­те роль этих струк­тур.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Какие струк­ту­ры по­кро­вов тела обес­пе­чи­ва­ют за­щи­ту ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка от воз­дей­ствия не­бла­го­при­ят­ных фак­то­ров среды? Объ­яс­ни­те роль этих струк­тур.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Какие струк­ту­ры по­кро­вов тела обес­пе­чи­ва­ют за­щи­ту ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка от воз­дей­ствия не­бла­го­при­ят­ных фак­то­ров среды? Объ­яс­ни­те роль этих струк­тур.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Какие струк­ту­ры по­кро­вов тела обес­пе­чи­ва­ют за­щи­ту ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка от воз­дей­ствия не­бла­го­при­ят­ных фак­то­ров среды? Объ­яс­ни­те роль этих струк­тур.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Какие струк­ту­ры по­кро­вов тела обес­пе­чи­ва­ют за­щи­ту ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка от воз­дей­ствия не­бла­го­при­ят­ных фак­то­ров среды? Объ­яс­ни­те роль этих струк­тур.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________