2. Проверка уровня усвоения учащимися учебного материалы прошлого занятия. | «На прошлом уроке вы изучили тему «Отличительные признаки живых организмов». Сейчас мы проверим, как хорошо вы все запомнили, для этого вы выполните тестовую работу. Откройте тетрадь и запишите число» Тест: тест лежит на партах. В тесте 7 вопросов, на решение отводится 5 минут. Тест строгий (с выбором одного правильного ответа). Тест «Тела природы вокруг нас» Выбрать один правильный ответ! 1.К телам живой природы относят: А-горы Б-солнце В- дерево Г- машину. 2.К телам неживой природы относят: А-носорогов Б- человек В-семена Г- океан. 3.При переливании жидкости из одного сосуда в другой она не сохраняет: А- форму Б- цвет В- объем Г- запах. 4. Не сохраняют ни объема, ни формы, распространяясь во все стороны: А- твердые тела Б- газы В- жидкости. 5. Что могут тела живой природы: А- расти Б- не изменяться В-рассыпаться. 6. Наука, использовавшая знания о строении и жизнедеятельности живых существ для создания различных технических устройств: А- биология Б- бионика В-космонавтика Г- химия. 7. Живые организмы могут: А- размножаться Б- разбиваться на части В- покрываться ржавчиной. Самопроверка: Учитель открывает слайд №1 с правильными ответами. Учащиеся проверяют свою работу карандашом. Ответы на тест: В Г А Б А Б А Беседа: | Учащиеся открывают тетради и записывают число. Учащиеся решают тест. Самопроверка учащимися теста. Беседа учителя и учащихся по вопросам | Учатся работать в группах. Формирование позитивной мотивации и роста интереса к предмету. Сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. Организуется самооценка учениками собственной учебной деятельности Формирование умения осуществлять по-знавательную и личностную рефлексию. Умение сотрудничать с одноклассниками при обсуждении. |
3. Актуализация. | Объяснения учителя. Учитель открывают слайд №2 Текст распечатан и лежит на партах. «Разнообразие живых организмов.» Живые организмы различаются по своим размерам, массе, форме, цвету. Цвет или окраска обеспечивает организмам выживание в определенной среде обитания. Разнообразием форм, размеров и окраски отличаются обитатели рек и морей. Вспомни луг в теплый летний день. Какое там множество удивительных по цвету, форме, размерам и аромату растений! И столь же разнообразные по внешнему виду животные- насекомые, птицы, грызуны- прыгают, бегают порхают, ползают в этом их общем разнотравном мире. Не меньше разнообразие живых организмов мы встретим и в лесу, в и поле, и в парке, и в саду. Живые существа, обитающие в разных условиях, различаются по форме, цвету, размеру! | Ученики читают текст. | Формирование позитивной мотивации и роста интереса к предмету. Учащиеся умеют различать среды обитания организмов, знают их особенности. Умение определять приспособленность растений и животных к жизни в разных средах обитания. Формируется умение выполнять несложные практические задания. |
4. Постановка темы и цели урока. | Учитель открывает слайд №3 и называет тему урока. Слайд №3 Тема урока: «Влияние условий обитания на живые организмы». Учитель открывает слайд №4 и просит прочитать цели урока. Слайд №4 Цели урока: Рассмотреть разнообразие живых организмов. Выяснить влияние среды обитания на внешний вид живых организмов. Познакомиться с приспособлениями живых организмов к среде обитания. | Учащиеся записывают тему в тетрадь. Учащиеся читают цели урока со слайда | Формирование позитивной мотивации и роста интереса к предмету. Учащиеся умеют различать среды обитания организмов, знают их особенности. Умение определять приспособленность растений и животных к жизни в разных средах обитания. Формируется умение выполнять несложные практические задания. |
5.Формирование новых знаний и способов действий. 6. Закрепление блока новой учебной информации. 7. Подведение итогов, рефлексия. 8. Домашнее задание | Слова учителя. Учитель: «Для этого мы с вами в тетрадях выполним лабораторную работу.» Слайд №5 Лабораторная работа №3 «Сравнение живых организмов обитающих в разных условиях.» Учитель открывает слайд №6, говорит цель работы. Слайд №6 Цель работы: выявить внешние различия живых организмов, обитающих в разных условиях. Учитель открывает слайд №7, говорит первое задание. Объяснения учителя. Слайд №7 Ход работы Задание 1. Начертите таблицу в тетрадях. Название живого организма | Где обитает? | Признак | Цвет | Строение | 1.Верблюжья колючка 2.Кувшинка | | | | | | | 3.Зебра 4.Белый медведь | | | | | | | Беседа: Сколько живых организмов мы будем сравнивать? Каких животных мы будем сравнивать? Какие растения мы будем сравнивать? Какие признаки мы будем указывать? Учитель открывает слайд №8, читает задание 2. Совместное заполнение таблицы учащихся с учителем в тетрадях, учитель задает учащимся наводящие вопросы. Слайд №8 Задание 2. Рассмотри рисунки растений (верблюжьи колючки и кувшинки) и заполни таблицу. Наводящие вопросами: Назовите, где обитают эти растения? Укажите, какая окраска у этих растений? Какие приспособления помогают этим растениям выжить в данных условиях? Учитель открывает слайд №9. Учитель показывает правильно заполненную таблицу. Слайд №9 Проверка задания 2. Название живого организма | Где обитает? | Признак | Цвет | Строение | 1.Верблюжья колючка 2.Кувшинка | в пустынях | зеленый | длинный корень, мелкие листья. | на воде | зеленый | Короткий корень, крупные листья. | Учитель открывает слайд №10, читает задание 3 и просит заполнить таблицу в тетрадях по вариантам. | Слайд №10 Задание 3. Рассмотри рисунки животных (зебры и белого медведя) и заполни таблицу ( 1 вариант –зебра; 2 вариант- белый медведь). Проверка таблицы по вариантам. Учитель сначала задает вопросы 1, потом 2 варианту: Учитель открывает слайд №11, Слайд №11 Проверка задания 3. Название живого организма | Где обитает? | Признак | Цвет | Строение | 1.Зебра 2.Белый медведь | В жарких местах(Африка) | Полосатый | Сильные и быстрые ноги. | В холодных местах(Антарктида) | Белый | Мех, слой жира. | Учитель открывает слайд 12 и просит ребят выполнить устно задание. Слайд 12. Учитель предлагает ребятам выполнить устно задание: найти ошибку в таблице. Найди ошибку! Название живого организма | Где обитает? | Признак | Цвет | Строение | 1.Верблюжья колючка 2.Кувшинка | В пустыне | зеленый | длинный корень, мелкие листья. | На воде | зеленый | крупные листья, короткий корень. | 3.Зебра 4.Белый медведь | В жарких местах(Африка) | Полосатый | Мех, слой жира. | В холодных местах(Антарктида) | Зеленый | Сильные и быстрые ноги. | Учитель открывает слайд 13. Просит ответить на вопрос и написать вывод в тетрадях. Слайд 13. Сделай вывод: влияют ли условия обитания на внешний вид живых организмов? Учитель открывает слайд 14 Доклад учащегося: «Использование знаний о живых организмов для решения инженерных задач». Слайд 14. « Использование знаний о живых организмов для решения инженерных задач». Учитель: Сегодня мы с вами рассмотрели влияние условий обитания на живые организмы. Рефлексия: Что нового вы сегодня узнали? Понравился ли вам урок? Легкими для вас показались задания? Как вы думаете вы хорошо справились с лабораторной работой? Домашнее задание записывают в дневниках на следующий урок: Параграф 8-13 повторить, самостоятельная работа. Рабочие тетради учащиеся сдают. Учитель оценивает устную работу на уроке учащихся. Слайд 15 Домашнее задание: Параграф 8-13 повторить, самостоятельная работа. Слайд 16 Спасибо! | Учащиеся записывают тему и цель работы в тетрадь. Учащиеся чертят в тетрадях таблицу. Беседа учителя и учащихся по вопросам. Учащиеся рассматривают рисунки и заполняют таблицу совместно с учителем. Ребята проверяют свою таблицу с эталоном. Учащиеся рассматривают рисунки и заполнят таблицу по вариантам. Учащиеся заполняют таблицу в тетрадях самостоятельно по вариантам: 1 вариант-зебра; 2 вариант- белый медведь. Проверка таблицы по вариантам с помощью вопросов учителя. Варианты обмениваются и дописывают отсутствующие записи. Ребята проверяют свою таблицу с эталоном. Учащиеся находят ошибки в таблице. Учащиеся пишут вывод. Выступление учащегося с докладом. Беседа учителя и учащихся по вопросам. Объяснения учителя. Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. | Учатся работать в группах. Формирование позитивной мотивации и роста интереса к предмету. Сотрудничество с одноклассниками при обсуждении Формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, тетради, диска. Формируется умение полно и точно выражать свои мысли, планировать свою учебную деятельность. Планирование работы с учителем и сверстниками. Учащиеся умеют различать среды обитания организмов, знают их особенности. Умение определять приспособленность растений и животных к жизни в разных средах обитания. Формируется умение выполнять несложные практические задания. Учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы. Формируется умение планировать самостоятельную работу. Учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влия- ние на живые организмы. Формируется умение планировать самостоятельную работу. Формируются элементы экологической культуры. Готовность к самообразованию, самовоспитанию Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Формирование умения осуществлять по-знавательную и личностную рефлексию. Умение сотрудничать с одноклассниками при обсуждении. |