СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии «Влияние условия обитания на живые организмы»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс 5 А

Тема «Влияние условия обитания на живые организмы»

Тип урока- урок, раскрывающий содержание темы

Вид урока- комбинированный

?Содержательная (предметные результаты):

Познакомиться с влиянием условий обитания на живые организмы, с приспособлениями растений  и животных в разных условиях обитания.

Деятельностная:

- формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);

-повысить интерес учащихся к изучению биологии;

- воспитывать толерантность и бережное отношение к природе.

Личностные УУД

Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

Познавательные УУД

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

Коммуникативные

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов.

Регулятивные

Выполнять учебные действия в устной, письменной речи.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии «Влияние условия обитания на живые организмы»»



Методическая разработка урока биологии

Тема «Влияние условия обитания на живые организмы»







Выполнил учитель химии и биологии

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №23»

Г. Северодвинска Архангельской области

Ваулина Алена Владимировна













Класс 5 А

Школа – МБОУ «СОШ №266»

Тема «Влияние условия обитания на живые организмы»

Тип урока- урок, раскрывающий содержание темы

Вид урока- комбинированный

Цели урока:

Ведущий метод:

1.Объяснения учителя;

2.Самостоятельня работа учащихся с тестом, дополнительной литературой, презентацией, доклад, самоконтроль;

3. Рефлексия;

4.Лабораторная работа.

Содержательная (предметные результаты):

Познакомиться с влиянием условий обитания на живые организмы, с приспособлениями растений и животных в разных условиях обитания.

Деятельностная:

- формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);

-повысить интерес учащихся к изучению биологии;

- воспитывать толерантность и бережное отношение к природе.

Личностные УУД

Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

Познавательные УУД

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников.

Коммуникативные

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения
интересов.

Регулятивные

Выполнять учебные действия в устной, письменной речи.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

          УУД

1.Оргмомент.


Учитель приветствует учащихся, выявляет отсутствующих на уроке.

Учащиеся приготавливаются к уроку.


Формирование позитивной мотивации и роста интереса к предмету.


2. Проверка уровня усвоения учащимися учебного материалы прошлого занятия.



«На прошлом уроке вы изучили тему «Отличительные признаки живых организмов». Сейчас мы проверим, как хорошо вы все запомнили, для этого вы выполните тестовую работу. Откройте тетрадь и запишите число»


Тест: тест лежит на партах. В тесте 7 вопросов, на решение отводится 5 минут. Тест строгий (с выбором одного правильного ответа).


Тест «Тела природы вокруг нас»

Выбрать один правильный ответ!

1.К телам живой природы относят:

А-горы Б-солнце В- дерево Г- машину.

2.К телам неживой природы относят:

А-носорогов Б- человек В-семена Г- океан.

3.При переливании жидкости из одного сосуда в другой она не сохраняет:

А- форму Б- цвет В- объем Г- запах.

4. Не сохраняют ни объема, ни формы, распространяясь во все стороны:

А- твердые тела Б- газы В- жидкости.

5. Что могут тела живой природы:

А- расти Б- не изменяться В-рассыпаться.

6. Наука, использовавшая знания о строении и жизнедеятельности живых существ для создания различных технических устройств:

А- биология Б- бионика В-космонавтика Г- химия.

7. Живые организмы могут:

А- размножаться Б- разбиваться на части В- покрываться ржавчиной.


Самопроверка:

Учитель открывает слайд №1 с правильными ответами. Учащиеся проверяют свою работу карандашом.


Ответы на тест:

  1. В

  2. Г

  3. А

  4. Б

  5. А

  6. Б

  7. А


Беседа:

  • Кто не допустил ошибок?

  • Кто допустил 1 или 2 ошибки?

  • Кто допустил 3 и больше ошибок?

Учащиеся открывают тетради и записывают число.




Учащиеся решают тест.



























Самопроверка учащимися теста.












Беседа учителя и учащихся по вопросам

Учатся работать в группах. Формирование позитивной мотивации и роста интереса к предмету. Сотрудничество

с одноклассниками при обсуждении.

Организуется самооценка учениками собственной учебной деятельности Формирование умения осуществлять по-знавательную и личностную рефлексию.

Умение сотрудничать

с одноклассниками при обсуждении.


3. Актуализация.


Объяснения учителя.

Учитель открывают слайд №2

Текст распечатан и лежит на партах.

«Разнообразие живых организмов.»

Живые организмы различаются по своим размерам, массе, форме, цвету. Цвет или окраска обеспечивает организмам выживание в определенной среде обитания.

Разнообразием форм, размеров и окраски отличаются обитатели рек и морей.

Вспомни луг в теплый летний день. Какое там множество удивительных по цвету, форме, размерам и аромату растений! И столь же разнообразные по внешнему виду животные- насекомые, птицы, грызуны- прыгают, бегают порхают, ползают в этом их общем разнотравном мире. Не меньше разнообразие живых организмов мы встретим и в лесу, в и поле, и в парке, и в саду.

Живые существа, обитающие в разных условиях, различаются по форме, цвету, размеру!


Ученики читают текст.

Формирование позитивной мотивации и роста интереса к предмету.

Учащиеся умеют различать среды

обитания организмов, знают их особенности.

Умение определять приспособленность растений и животных к жизни в разных средах обитания.

Формируется умение выполнять несложные практические задания.


4. Постановка темы и цели урока.


Учитель открывает слайд №3 и называет тему урока.


Слайд №3

Тема урока: «Влияние условий обитания на живые организмы».


Учитель открывает слайд №4 и просит прочитать цели урока.

Слайд №4

Цели урока:

  1. Рассмотреть разнообразие живых организмов.

  2. Выяснить влияние среды обитания на внешний вид живых организмов.

  3. Познакомиться с приспособлениями живых организмов к среде обитания.





Учащиеся записывают тему в тетрадь.





Учащиеся читают цели урока со слайда

Формирование позитивной мотивации и роста интереса к предмету.

Учащиеся умеют различать среды

обитания организмов, знают их особенности.

Умение определять приспособленность растений и животных к жизни в разных средах обитания.

Формируется умение выполнять несложные практические задания.





























5.Формирование новых знаний и способов действий.























































































































6. Закрепление блока новой учебной информации.




7. Подведение итогов, рефлексия.











8. Домашнее задание
























Слова учителя.

Учитель: «Для этого мы с вами в тетрадях выполним лабораторную работу.»

Слайд №5 Лабораторная работа №3

«Сравнение живых организмов обитающих в разных условиях.»


Учитель открывает слайд №6, говорит цель работы.

Слайд №6

Цель работы: выявить внешние различия живых организмов, обитающих в разных условиях.


Учитель открывает слайд №7, говорит первое задание. Объяснения учителя.

Слайд №7


Ход работы

Задание 1. Начертите таблицу в тетрадях.

Название живого организма

Где обитает?

Признак

Цвет

Строение

1.Верблюжья колючка

2.Кувшинка







3.Зебра

4.Белый медведь








Беседа:

  • Сколько живых организмов мы будем сравнивать?

  • Каких животных мы будем сравнивать?

  • Какие растения мы будем сравнивать?

  • Какие признаки мы будем указывать?


Учитель открывает слайд №8, читает задание 2.

Совместное заполнение таблицы учащихся с учителем в тетрадях, учитель задает учащимся наводящие вопросы.

Слайд №8

Задание 2. Рассмотри рисунки растений (верблюжьи колючки и кувшинки) и заполни таблицу.

Наводящие вопросами:

  • Назовите, где обитают эти растения?

  • Укажите, какая окраска у этих растений?

  • Какие приспособления помогают этим растениям выжить в данных условиях?


Учитель открывает слайд №9. Учитель показывает правильно заполненную таблицу.

Слайд №9

Проверка задания 2.

Название живого организма

Где обитает?

Признак

Цвет

Строение

1.Верблюжья колючка

2.Кувшинка

в пустынях

зеленый

длинный корень, мелкие листья.

на воде

зеленый

Короткий корень, крупные листья.


Учитель открывает слайд №10, читает задание 3 и просит заполнить таблицу в тетрадях по вариантам.


Слайд №10

Задание 3. Рассмотри рисунки животных (зебры и белого медведя) и заполни таблицу ( 1 вариант –зебра; 2 вариант- белый медведь).





Проверка таблицы по вариантам. Учитель сначала задает вопросы 1, потом 2 варианту:

  • Где обитает?

  • Какого цвета животного?

  • Какие особенности строения у этого животного?

Учитель открывает слайд №11, Слайд №11

Проверка задания 3.


Название живого организма

Где обитает?

Признак

Цвет

Строение

1.Зебра



2.Белый медведь

В жарких местах(Африка)

Полосатый

Сильные и быстрые ноги.

В холодных местах(Антарктида)

Белый

Мех, слой жира.


Учитель открывает слайд 12 и просит ребят выполнить устно задание. Слайд 12.

Учитель предлагает ребятам выполнить устно задание: найти ошибку в таблице.

Найди ошибку!

Название живого организма

Где обитает?

Признак

Цвет

Строение

1.Верблюжья колючка



2.Кувшинка

В пустыне

зеленый

длинный корень, мелкие листья.

На воде

зеленый

крупные листья, короткий корень.

3.Зебра


4.Белый медведь

В жарких местах(Африка)

Полосатый

Мех, слой жира.

В холодных местах(Антарктида)

Зеленый

Сильные и быстрые ноги.


Учитель открывает слайд 13. Просит ответить на вопрос и написать вывод в тетрадях.

Слайд 13.

Сделай вывод: влияют ли условия обитания на внешний вид живых организмов?

Учитель открывает слайд 14

Доклад учащегося: «Использование знаний о живых организмов для решения инженерных задач».

Слайд 14. « Использование знаний о живых организмов для решения инженерных задач».


Учитель: Сегодня мы с вами рассмотрели влияние условий обитания на живые организмы.

Рефлексия:

  • Что нового вы сегодня узнали?

  • Понравился ли вам урок?

  • Легкими для вас показались задания?

  • Как вы думаете вы хорошо справились с лабораторной работой?




Домашнее задание записывают в дневниках на следующий урок:

Параграф 8-13 повторить, самостоятельная работа.

Рабочие тетради учащиеся сдают.

Учитель оценивает устную работу на уроке учащихся.


Слайд 15

Домашнее задание:

Параграф 8-13 повторить, самостоятельная работа.


Слайд 16

Спасибо!



Учащиеся записывают тему и цель работы в тетрадь.











Учащиеся чертят в тетрадях таблицу.

Беседа учителя и учащихся по вопросам.





Учащиеся рассматривают рисунки и заполняют таблицу совместно с учителем.











Ребята проверяют свою таблицу с эталоном.

















Учащиеся рассматривают рисунки и заполнят таблицу по вариантам.

Учащиеся заполняют таблицу в тетрадях самостоятельно по вариантам:

1 вариант-зебра;

2 вариант- белый медведь.













Проверка таблицы по вариантам с помощью вопросов учителя. Варианты обмениваются и дописывают отсутствующие записи.






Ребята проверяют свою таблицу с эталоном.









Учащиеся находят ошибки в таблице.






























Учащиеся пишут вывод.



Выступление учащегося с докладом.


Беседа учителя и учащихся по вопросам.











Объяснения учителя. Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.












Учатся работать в группах. Формирование позитивной мотивации и роста интереса к предмету.

Сотрудничество

с одноклассниками при обсуждении

Формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, тетради, диска.

Формируется умение полно и точно выражать свои мысли, планировать свою учебную деятельность.

Планирование работы с учителем и сверстниками.

Учащиеся умеют различать среды

обитания организмов, знают их особенности.

Умение определять приспособленность растений и животных к жизни в разных средах обитания.

Формируется умение выполнять несложные практические задания.

Учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы.

Формируется умение планировать самостоятельную работу.



















































































































Учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влия-

ние на живые организмы.

Формируется умение планировать самостоятельную работу.


Формируются элементы экологической культуры.

Готовность к самообразованию, самовоспитанию





























Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.


Формирование умения осуществлять по-знавательную и личностную рефлексию.

Умение сотрудничать

с одноклассниками при обсуждении.