О.Н. Козловская, учитель биологии.
МБОУ «Бейская школа-интернат»
Тема: Условия прорастания семян.
Класс: 7 класс.
Форма урока: стандартный.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
I. Организационная часть.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Объяснение нового материала.
IV. Закрепление новых знаний.
V. Итог урока.
Цели: 1. Познакомить учащихся с условиями необходимыми для прорастания семян.
2. Развивать знания школьников о различных семенах растений.
3. Коррекция внимания, мышления на основе упражнений в узнавании и
определении, анализе-синтезе, сравнении.
4. Воспитывать у учащихся аккуратность при выполнении опытов.
Оборудование:
- учебник;
- рабочая тетрадь;
- образцы семян различных растений;
- пакетики с семенами;
- проросшие семена растений (пшеница, фасоль);
- видеофрагмент «Прорастание семян»;
- 4 химических стакана под номерами (1,2,3,4);
- фильтровальная бумага.
Ход урока:
I. Организационный момент.
а) психологический настрой учащихся
Давайте улыбнёмся друг другу, пусть хорошее настроение сохранится у нас в течение всего урока.
б) проверка рабочего места.
II. Актуализация опорных знаний.
Коррекционно-педагогический приём (узнавание и определение).
Предложить учащимся рассмотреть семена разных растений. Какие семена вам знакомы? Назовите их. Назвать оставшиеся семена.
Коррекционно-педагогический приём (сравнение).
Сравните семена по форме, окраске, размерам.
Мелкие семена рассмотрите с помощью лупы.
III. Объяснение нового материала.
Семена могут долго лежать без изменений (пример сохранения всхожести семян разных растений). Демонстрация пакетиков с семенами, купленных в магазине (учащиеся определяют срок годности семян указанный на упаковке).
Демонстрация видеофрагмента «Прорастание семени растения» (длительность фрагмента 2 минуты). Почему, попав в почву, семена прорастают?
Проведение опыта.
Возьмите 4 стакана, прикрепите к ним этикетки с номерами 1, 2, 3, 4.
На дно стаканов № 1, и № 4 положите промокательную бумагу или тряпочку, а на неё по 10 семян. Закройте их промокательной бумагой и смочите водой.
В стакан № 3 положите 10 семян и залейте их водой так, чтобы семена были полностью закрыты.
В стакан № 2 тоже положите 10 семян, но ни смачивайте их и не заливайте водой.
Стаканы закройте сверху стёклами. Стаканы с номерами 1, 2, 3 оставьте в комнате. Стакан № 4 поставьте в холодильник.
Прорастая, семена начинают усиленно дышать. У стаканов с номерами 1, 2, 4 время от времени приоткрывайте стекло, чтобы к семенам поступал воздух. Со стаканом № 3 этого делать не надо.
Через некоторое время вы обнаружите, что семена проросли только в стакане № 1.
Вывод (делают учащиеся):
Тепло, влага, воздух – это условия, необходимые для прорастания семян.
Демонстрация проросших семян пшеницы и фасоли (учащиеся рассматривают семена с помощью лупы).
Далее определение понятий «всхожие» и «невсхожие» семена.
Коррекционно-педагогический приём (сравнение).
Сравните всхожие и невсхожие семена. Можно ли по внешнему виду семян определить, что они не всхожие?
Определение учащимися причин невсхожести семян:
- заболевание семян;
- повреждение насекомыми-вредителями;
- неправильное или слишком длительное хранение.
Вывод: прорастают семена только с живым зародышем. Это всхожие семена.
Что входит в состав почвы? (ответы учащихся: воздух и вода).
Вывод: Семена в почве прорастают потому, что в ней есть условия, необходимые для их прорастания.
IV. Закрепление новых знаний.
Ведите наблюдения за прорастанием семян в опыте, заложенном на уроке. Свои наблюдения записывайте в рабочую тетрадь (задание 34).
Повторная демонстрация видеофрагмента «Прорастание семени».
Вывод: Прорастают семена только с живым зародышем. Кроме того, для прорастания семян нужны влага, тепло, воздух. Такими условиями смена обеспечивает почва.
V. Итог урока.
Сегодня мы с вами познакомились с условиями прорастания семян.
Вы узнали много нового о различных семенах растений. Вы увидели, как прорастает семя.
Оценка учащихся.
Ребята, вы все сегодня хорошо поработали на уроке, молодцы!
Домашнее задание: учебник стр. 37-40.