Технологическая карта урока биологии
(технология проблемного обучения)
Тема урока - «Общая характеристика Подцарства Одноклеточные».
Цель: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни.
Задачи: Образовательные:
познакомить обучающихся со строением одноклеточных животных;
выявить общие черты в строении саркодовых, жгутиковых и инфузорий, а также отличия между ними.
Развивающие:
развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;
развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;
развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные:
формировать у учащихся интерес к изучению биологии;
развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране животного мира.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – формирование целостных представлений об одноклеточных животных; формирование систематизированных понятий о строении и жизнедеятельности одноклеточных животных; сформировать умение понимать смысл биологических терминов: сократительная вакуоль, светочувствительный глазок, клеточный рот, колониальность, ложноножки (псевдоподии), простейшие; анализировать полученную информацию об одноклеточных организмах;
метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний, умения работать согласно инструкции; преобразовывать информацию из одной формы в другую;
личностные – развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности; осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
УУД:
Личностные – смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.
Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.
Тип урока: комбинированный, открытия новых знаний
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная
работа в группах
индивидуальная
Оборудование: доска, экран, компьютер, проектор, ЦОР (http://fcior.edu.ru/) ПК, учебник, рабочая тетрадь.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап I. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы |
Актуализация прежних знаний с помощью вопросов: 1.Что является предметом изучения зоологии? 2.Назовите основные признаки животных. 3.Что такое симметрия? Какой бывает симметрия? 4.Предположите какие изменения произошли бы с животными, если у них появилась бы клеточная стенка? 5. Назовите основные признаки растений. Подведение учащихся к формулировке темы урока. 1.Как вы думаете, почему Одноклеточных выделили в отдельное Подцарство? Постановка проблемы. Зачитывается текст. «К третьей группе жгутиковых относятся миксотрофные организмы, со смешанным типом питания (например эвглена ): у них есть хлоропласты и они способны к фотосинтезу, но питаются также органическими веществами, поедая бактерий и других простейших.» О представителях какого царства идёт речь? Эвглена растение или животное? | Отвечают на вопросы учителя, формулируют значение систематики. Высказывают предположения. Отвечают на вопрос и формулируют тему урока, затем записывают её в рабочие тетради. Высказывают предположения. |
Этап II. Выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование оптимальных из них |
Для того чтобы ответить на проблемный вопрос предлагает учащимся наметить пути решения. Учитель подводит учащихся к выдвижению гипотезы: «Особенности строения и жизнедеятельности жгутиковых, позволяют отнести их к организмам занимающим промежуточное положение между Царством Животные и Царством Растения». | Учащиеся формулируют задачи: 1.Изучить строение простейших. 2.Изучить особенности жизнедеятельности простейших. 3.Узнать местообитания одноклеточных. |
Этап III. Опытная проверка принятых гипотез |
1.Учитель предлагает просмотреть ЦОР «Жгутиконосцы». (1-4 пункты) 2. Выполнить задания контрольного ЦОРа по теме «Жгутиконосцы» 3. Учитель предлагает ответить на проблемный вопрос урока. Эвглена растение или животное? 4. Класс делится на 4 поисковые группы. Группы получают задания. Изучить соответствующий фрагмент текста учебника и подготовить краткий устный отчёт по своим проблемам. | Учащиеся внимательно изучают содержание ЦОРа. Коллективно обсуждают и выполняют интерактивные задания контрольного модуля. Отвечают на вопрос. Группы готовят отчёты по следующим проблемам: Передвижение простейших. Питание простейших. Что такое циста? Где обитают простейшие? Внимательно слушают выступления одноклассников. |
Этап IV. Обобщение результатов, закрепление и применение их в теории и практике |
Учитель предлагает: 1. выполнить задание в рабочей тетради с.55, № 70 2.Выполнить интерактивные задания контрольного модуля ЦОРа. ( Саркодовые) | Выполняют задание в рабочей тетради. Таблица «Сходство и различие строения простейших». Выполняют индивидуально на ПК. Производят взаимопроверку. Называют ключевые моменты нового материала и как они их усвоили . |
Этап V. Подведение итогов урока. Рефлексия. |
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности, обучающихся на уроке. Организует беседу с классом по плану: Предлагает провести самооценку. | Высказываются по плану: Главным на уроке было то, что… Я уже знал, что… До сегодняшнего урока я думал, что… Было интересно и неожиданно, что… Мне осталось не понятным… Самостоятельно или с чьей-то помощью выполнил задания? Какую оценку ты бы себе поставил? |
Этап VI. Домашнее задание. |
Записывает на доске домашнее задание | Записывают домашнее задание в дневник. |