Урок биологии «Компоненты крови - эритроциты»
Дьячкова Н.А., МБОУ Верхнесоленовская СОШ
Веселовский район Ростовская область
Тип урока: урок открытия новых знаний, умений, навыков (урок- исследование).
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Предметные результаты обучения:
Знаниевый компонент: сформировать понятия «форменные элементы крови (эритроциты, их строение и функция)», «малокровие», «причины малокровия», «красный костный мозг», «роль костного мозга в организме» и др.
Деятельностный компонент: − уметь распознавать клетки крови на готовых микропрепаратах, сравнивать их, устанавливать причинно-следственные связи между строением клеток и выполняемыми функциями, делать выводы; −уметь проводить наблюдения и лабораторные опыты.
Педагогические методы: проблемное изложение с элементами дискуссии, поисковая работа с микроскопом, исследовательский метод. Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный экран, цифрвые микроскопы, вебкамера, пульсоксиметры, готовые микропрепараты клеток крови человека и лягушки, таблицы, мультимедийные презентации, учебник для 8 класса под редакцией Пасечника В.В., информационные листы для учащихся.
Задачи:
- образовательные: выяснить значение крови в целом и отдельных ее элементов – плазмы крови и форменных элементов.
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять значение и функции форменных элементов крови; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
- воспитательные: формировать научное мировоззрение и умение осознанно достигать поставленной цели, воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать состав и значение внутренней среды организма;
- рассмотреть форменные элементы крови и их значение;
- уметь определять функции крови.
Метапредметные:
- регулятивные:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1. Продолжить формирование умения работать с учебником.
2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
3. Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Личностные УУД
1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
4. Оценивать собственный вклад в работу группы.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, групповой.
Форма организации познавательной деятельности: групповая, парная, индивидуальная.
Оборудование: презентация «Кровь. Эритроциты», компьютер, мультимедийная панель, цифровые микроскопы, вебкамера, готовые микропрепараты «Кровь человека», «Кровь лягушки».
Ход урока
Организационный момент
Приветствие: Ребята, добрый день! Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Сегодня у нас на уроке гости. Я желаю вам хорошо поработать и уйти с урока с новыми знаниями.
Подготовка класса к работе.
Актуализация знаний учащихся.
Учитель: мы с вами уже знакомы с внутренней средой организма. Что относится к внутренней среде? (Ответы учащихся: кровь, тканевая жидкость, лимфа). Изобразите в виде схемы отношения между этими тремя жидкостями
Записывает на доске:
КРОВЬ
ТКАНЕВАЯ ЖИДКОСТЬ ЛИМФА
-Из чего состоит кровь? (Плазма и клетки крови).
-Какие бывают клетки крови? (эритроциты, лейкоциты и тромбоциты)
- к какой ткани относится кровь?
Создание проблемной ситуации
Сегодня на уроке мы будем изучать клетки крови. Какие?
- Они составляют основную массу форменных элементов крови. Их 25 триллионов в крови!
-Суммарная площадь поверхности всех этих клеток человека составляет 3400 м2.
- Впервые эти мельчайшие тельца крови с помощью микроскопа увидел голландский естествоиспытатель Антони ван Левенгук.
- эти клетки могут сделать полный круг в нашем теле за пол минуты.
- каждая четвертая клетка нашего организма – это эта клетка крови;
- отгадайте загадку:
В одну сторону текут ручейки, дорожки
И плывут по ним, плывут красные лепешки? (эритроциты)
III. Определение темы и задач урока
Учитель: так, о чем мы будем говорить сегодня? (об эритроцитах)
Определим цель урока. (Изучит строение эритроцитов и их функцию.)
Учитель: записываем в тетрадях число, тему урока.
— Почему кровь образно называют зеркалом организма? Ответ на этот вопрос предстоит дать в конце урока.
У нас с вами кровь одного цвета, а у других живых организмов? Тоже красная? На самом деле далеко не у всех животных кровь красная. Вспомните, пожалуйста, из зоологии какого цвета бывает кровь у моллюсков, насекомых, червей? Кто помнит? (Ответы учащихся)
Отчего это зависит выясним немного позже.
Ситуативное задание 1.
Найдите, как переводится слово «эритроцит»
Учащиеся: «эритрос»- красный, «цитос» - сосуд, клетка.
Крови посвящена целая наука – гематология,
от двух греческих слов «гемо» – кровь, «логос» – наука, учение.
Она изучает также органы кроветворения и заболевания крови.
IV. Изучение нового материала
1) Клетки крови
Учитель: а теперь пришло время изучить подробно строение эритроцитов и их функции.
Класс делится на три группы (по жетонам, которые каждый взял себе при входе в класс). Работа групп. Затем каждая группа отчитывается.
Группа №1. «Исследователи»
Эта группа изучает строение эритроцитов подробно и нам их презентует! Как связывается гемоглобин с кислородом.
Проводит самообследование (сатурация). Учащиеся получают Инструктивные карточки с материалами для изучения насыщения кислородом крови.
Инструктивная карточка содержит: 1. Описание метода исследования крови с помощью пульсоксиметра)
Вопросы для закрепления
Считается, что от падения сатурации страдает весь организм. Так ли это? Почему контроль за сатурацией необходим людям с заметной бледностью слизистых и кожи, при головокружении и слабости?
Группа № 2 «В стенах Лаборатории»
Учитель: у всех ли позвоночных животных строение клеток крови одинаково? Выясним это в результате лабораторной работы.
Выполнение лабораторной работы № «Сравнение крови человека с кровью лягушки»
Экспериментальная работа: учащиеся в микроскоп рассматривают готовые микропрепараты крови лягушки и человека. Делают рисунки эритроцитов и заполняют таблицу. (работа в парах)
Один ученик работает с микроскопом и веб камерой.
Цель: Выявить особенности строения эритроцитов человека и лягушки.
Оборудование: световые микроскопы, микропрепараты крови человека и лягушки;
результаты наблюдений занесите в таблицу.
Признаки | Эритроциты человека | Эритроциты лягушки |
Форма | | |
Размеры | 7-8 мкм | 21-23 мкм |
Количество (много или мало) | | |
Наличие ядра | | |
Отчетное задание:
1. Найдите черты сходства в строении эритроцитов крови человека и лягушки.
2. Найдите различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки. Сделайте вывод из этого сравнения
3. Запишите в тетради, эритроциты чьей крови — человека или лягушки — способны переносить больше кислорода. Объясните причину.
4. Запишите вывод: «Эволюция эритроцитов позвоночных животных шла в направлении ……………… ».
Учитель: чья кровь переносит больше кислорода и почему?
Запишите в тетради, эритроциты чьей крови — человека или лягушки — способны переносить больше кислорода. Объясните причину.
4. Запишите вывод: «Эволюция эритроцитов позвоночных животных шла в направлении ……………».
Группа №3 «Медицинский консилиум». (Задания на формирование ЕНГ)
Ребята подготовили презентацию (опережающее дом. задание) и расскажут нам о биохимическом и общем анализе крови и дадут ответ на задания по теме.
С помощью клинического анализа крови врачи узнают о количестве эритроцитов (красных кровяных телец); об уровне белка гемоглобина, содержащегося в эритроцитах; об общем количестве лейкоцитов (белых кровяных телец); и о других клетках крови. В клиническом анализе имеется показатель СОЭ — скорость оседания эритроцитов на дно пробирки.
Показатели эритроцитов и гемоглобина в клиническом анализе крови.
Задание 1. Чем опасно для организма человека пониженное содержание эритроцитов и гемоглобина в крови, которое называют малокровием? Выберите один верный ответ
А. Из организма не будут выводиться вредные продукты обмена.
Б. Уменьшится выработка антител, разрушающих токсичные вещества.
В. Усилится процесс свертывания крови и образования тромбов в сосудах.
Г. Нарушится перенос кислорода и углекислого газа клетками крови.
Задание 2. Аня, ученица 9 класса, находит дома на столе листок с результатами клинического анализа крови бабушки, из которого узнает о состоянии ее здоровья.
Проанализируйте информацию по эритроцитам и гемоглобину в графе «результат» в приведенной таблице и сопоставить ее с показателями «референтного интервала», после чего сделать выводы. Сделайте вывод о здоровье бабушки.
Аня спросила у бабушки о возможной причине развития у нее малокровия. На что бабушка ответила: «Я думаю, причина в том, что я пила сильные антибиотики, когда болела воспалением легких». Когда Аня пыталась разобраться в этом вопросе, то узнала, что в образовании эритроцитов участвует витамин В12, который синтезируется определенным видом бактерий.
Задание 3. Почему прием антибиотиков мог стать причиной малокровия? Помогите Ане выстроить цепочку факторов, приведших к заболеванию. Запишите в ответе соответствующую последовательность букв
А. Нарушение образования эритроцитов
Б. Нарушение микрофлоры кишечника
В. Нарушение синтеза витамина В12
Г. Прием антибиотиков
Аня вспомнила, что для предупреждения и лечения многих болезней, в том числе малокровия, необходимо соблюдать сбалансированное питание. Она захотела подсказать бабушке, какие продукты питания ей следует включать в свой рацион для того, чтобы повысить содержание гемоглобина в крови.
Задание 4. Какие продукты питания, согласно данным Таблицы 2. лучше употреблять, чтобы повысить содержание гемоглобина? Выберите три или четыре продукта питания.
Отчет групп:
Каждая группа выступает с выводами по своей работе. Озвучивают характеристику (портрет) клетки. Отчет сопровождается показом соответствующего слайда презентации.
Группа №1
Ученик рассказывает об эритроцитах (портрет) Подведение итогов, в которых сообщается о продолжительности жизни эритроцитов (120 дней), органах, где они образуются (красный костный мозг) и органах разрушения (печень, селезенка).
Красные кровяные клетки, эластичны
Форма двояковогнутых дисков
В 1 мм3- 4,5-5,5 млн. эритроцитов
Зрелые эритроциты не содержат ядра
Содержат белок — гемоглобин (железо +белок)
Функция –перенос газов
Циркулируют 120 дней
Образуются в красном костном мозге
Разрушаются в печени и селезенке
Второй- об гемоглобине. Вывод о цвете крови млекопитающих.
Выводы о самообследовании: 1 — Измерение насыщения крови кислородом у группы учащихся, замеры производились два раза: результаты первого раза — 96–99%, результаты второго раза — 97–99%;
2 — Показатели насыщения крови кислородом довольно высокие — более 95%. Насыщенность крови кислородом у учащихся класса нормальное.
Учитель: вернемся к цвету крови. Чем определяется цвет крови?
Учащиеся: определяется наличием в эритроцитах особого белка — гемоглобина. Артериальная кровь характеризуется ярко-красной окраской, что зависит от содержания в ней гемоглобина, насыщенного кислородом (оксигемоглобин). Венозная кровь имеет темнокрасную с синеватым оттенком окраску, что объясняется наличием в ней не только окисленного, но и восстановленного гемоглобина. Чем активнее орган и чем больше отдал кислорода тканям гемоглобин, тем более темной выглядит венозная кровь.
Учащийся: у насекомых, например, она прозрачная, потому что гемоглобина в их крови нет. Он им не нужен, так как кислород к клеткам переносит у них не кровь, а микроскопические трубочки — трахеи. А вот у моллюсков кровь голубая, потому что у них вместо гемоглобина работает другой белок, гемоцианин.
Группа № 2. Выводы: 1 — Эритроциты человека и лягушки имеют красную окраску, в их клетках находится гемоглобин;
2 — В эритроцитах человека отсутствует ядро, клетки имеют двояковогнутую форму. У лягушек имеются ядра, их форма овальная;
3 — Эритроциты крови человека переносят больше кислорода, чем эритроциты крови лягушки. Двояковогнутая форма и отсутствие ядра дает возможность эритроцитам поглощать большее количество кислорода;
4 — Эволюция эритроцитов позвоночных животных шла в направлении уменьшения их размеров, увеличения их численности в единице объема, изменения формы (двояковогнутые) и отсутствия ядра. В результате этого дыхательная функция крови человека осуществляется более интенсивно, чем у земноводных.
Задание для всех групп
В русской народной сказке «Царевна-лягушка» лягушка превращается в прекрасную девушку Василису Премудрую.
На основании информации об эритроцитах и изображения клеток подумайте, могла бы Василиса Премудрая существовать в облике девушки, имея строение клеток, как у лягушки?»
Выберите «Да» или «Нет» и объясните свой выбор.
Земноводные и человек рассматриваются в эволюционном плане. Активность лягушки полностью зависит от температуры окружающей среды, при похолодании она впадает в оцепенение. Василисе Премудрой с эритроцитами лягушки для жизни не хватало бы кислорода.
Группа №3
Показ и комментирование презентации. Вывод: (после презентации)
Как видим, одни только результаты анализа красных кровяных телец способны предоставить врачу массу информации для постановки диагноза. А ведь это только часть клинического (общего) анализа крови. К слову, не стоит самостоятельно ставить себе диагноз и «назначать» лечение: следует посетить врача и внимательно выслушать его рекомендации.
С помощью клинического анализа крови врачи узнают о количестве эритроцитов (красных кровяных телец); об уровне белка гемоглобина, содержащегося в эритроцитах; об общем количестве лейкоцитов (белых кровяных телец); и о других клетках крови. В клиническом анализе имеется показатель СОЭ — скорость оседания эритроцитов на дно пробирки.
Отвечают на задания: Задание 1. Ответ - Г. Нарушится перенос кислорода и углекислого газа клетками крови.
Задание 2. Бабушка не совсем здорова, так как показатели эритроцитов и гемоглобина выходят за нижнюю границу референтных интервалов — это означает, что кровь не полностью обеспечивает клетки организма кислородом.
Задание 3. Антибиотики губительно воздействуют как на болезнетворные бактерии, так и на полезную микрофлору кишечника. Учащиеся по своему опыту знают, что применение антибиотиков может вызвать серьезные проблемы, и не только малокровие, поэтому после курса антибиотиков рекомендуется принимать полезные бактерии. Правильный ответ: ГБВА
Задание 4. Учащиеся, зная, что основной элемент эритроцитов железо, отбирают продукты с большим содержанием железа. Школьники обосновывают необходимость сбалансированного питания и предупреждения заболеваний. Правильный ответ: горох, гречневая крупа, печень говяжья, мидии.
Вывод по уроку:
-благодаря мелким размерам, огромному количеству в крови, двояковогнутой форме, отсутствию в зрелых эритроцитах ядер, эритроциты связывают большое количество кислорода и доставляют его к тканям.
-строение эритроцитов соответствует выполняемой ими газовой функции и имеет приспособительное значение: огромная площадь поверхности всех эритроцитов обеспечивает быстрое поглощение ими кислорода.
4) Подведение итогов и рефлексия
Задание на дом:
1. §14 учебника, ответить на вопросы после параграфа устно;
2. Составить кроссворд по теме «Кровь» не менее 10 вопросов.
Источники информации:
Преподавание естественно-научных предметов в условиях обновления содержания общего образования: методическое пособие/ [Пентин А. Ю., Заграничная Н. А., Никишова Е. А. и др.]; под ред. А. Ю. Пентина. — М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 2021. — 184 с.
https://blood5.ru/article/3-cveta/
2. https://www.vokrugsveta.ru/quiz/238794/
О чем говорят показатели клинического анализа крови? https://www.medkirov.ru/site/LSP0EE48E
http://vgl.org.ru/images/stories/metod/krov.pdf
https://www.xn--80agteo2d4b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2020/01/Krov_and_komp.pdf