СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии по теме "Общая характеристика царства растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке , выполняя задания, дети узнают систематику царства растений, выяснят особенности строения и размножения каждой систематической группы царства растений.

Просмотр содержимого документа
«Мой урок Характеристика царства Растения»

Технологическая карта урока биологии в 5 классе

Разработчик: Ружейникова Дарья Сергеевна, учитель биологии МБОУ Михайловской СШ

Тема: Царство Растения.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Образовательные: формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы, обладающих определенными признаками .

Развивающие: выделение существенных особенностей представителей царства растений.

Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к приборам и оборудованию, аккуратность.

Технологии: элементы технологии развития ассоциативно-образного мышления, ИКТ .

Результаты:

Предметные: формировать умение объяснять, как строение растений связано с их жизнедеятельностью;

формировать умение понимать смысл биологических терминов: ткань, орган, низшие и высшие растения, фотосинтез, продуценты, хлорофилл

Метапредметные:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой текст в схему и пр.).

Коммуникативные УУД Продолжить формирование умения самостоятельно организовыватьучебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать иформулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельновыработанные критерии оценки.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и принеобходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.



Личностные : Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации кобучению и самопознанию.

Оборудование: ПК;

мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

1 .Организационный этап.

2.Актуализация знаний.

3.Постановка учебной задачи.

4. Формулирование проблемы, планирование деятельности

5. Открытие нового знания.

6. Первичная проверка понимания

7. Физкультминутка

8. Закрепление изученного материала

9. Рефлексия деятельности

10.Информация о домашнем задании





Ход урока



Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

1.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

2 мин.





Цель этапа:

мотивация учащихся к работе на уроке, создание ситуации успеха.

Радуюсь утру, радуюсь дню

Здравствуйте дети  я вам говорю.

С доброго слова начнём мы урок

К знаниям новым всегда будь готов!

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Ребята, сегодня, идя к вам на урок, я нашла карту.

Давайте вместе рассмотрим что это за карта

-Что это за острова, что обозначает красный крестик?

-Верно, это клад.

-Давайте отправимся вместе с вами в путешествие и найдем этот клад!


Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.











Включение в деловой ритм.

Ученики

встали,

настроились на

работу,

проверили

на столах

наличие

учебника,

тетради,

рабочей

тетради,

дневника,

письменных

принадлежностей

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину,

Уважительно относится к учителю и одноклассникам

Регулятивные УУД: умение выполнять задания учителя.

2. Актуализация

опорных знаний и умений, фиксация затруднений

5 мин



Цель этапа:

активизация

соответствую

щих

мыслительных

операций

(анализ,

обобщение,

классификация

и т.д.) и

познавательных процессов

(внимание,

память).

Мы отправляемся в путешествие.

В дорогу мы возьмем багаж

Учебник, ручку, карандаш

И знаний целый саквояж.

Давайте заглянем в наш саквояж, и посмотрим, какие знания там хранятся. Эти знания помогут нам расшифровать названия островов. (На карте зашифрованы название островов. Нам необходимо восстановить названия.).Во время нашего путешествия мы пополним наш саквояж новыми знаниями, которые помогут нам открыть сундук с сокровищами. Для того чтобы мы не забыли их, нам поможет маршрутный лист, который находится у каждого из вас

Слайд 1.

Давайте расшифруем название островов (появляются фото графии по очереди и дети отгадывают названия островов: животные, грибы, бактерии, вирусы.)

Что общего у этих островов?

Верно, это все царства живой природы?

Слайд № 2.

Вперед, на встречу приключениям!

Слайд № 3.

Мы прибыли с вами на остров, название которого не разгадали.

Нам предстоит встреча с хозяйкой острова, переплыть водопад,преодолеть пропасть. Все это приведет нас к кладу.

Слайд № 4.

Нас встречает очаровательная девушка.

Ребята, она предлагает отгадать ребусы. Только после этого мы поймем на каком остров мы попали

(ребусы, в которых зашифрованы: лапух, тополь, крапива).

Что объединяет все эти организмы?


Активизирует

знания о

многообразии

органического

мира и

царствах

природы

Включаются в работу, устно

отвечают на

поставленные вопросы

Личностные УУД: уважительно относиться к учителю,

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий

Коммуникативные УУД: умение воспринимать вопросы на слух и давать письменные ответы

Познавательные УУД:

умения анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления.

3. Постановка

учебной

задачи.

2 минуты



Цель этапа:

вызвать у

учащихся

эмоциональную

реакцию

затруднения

- Конечно все это растения.

- Ребята, как звучит тема нашего урока?

Слайд № 5.

- Вы правы, сегодня мы будем изучать с вами Характеристику царства Растений.

-Добро пожаловать в Царство растений! Откройте тетради, запишите число. Тему урока.

А что за девушка нам встретилась, как вы думаете?

- верно, это богиня ФЛОРА.

В древнеримской мифологии Флора – богиня цветов, весны и юности.

Исторически сложившуюся совокупность всех растений на Земле называют – флорой. (записывают в маршруном листе)

-Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Правильно. Нам необходимо определить какие организмы называют растениями, какие группы растений существуют, каковы особенности их строения.

Постановка учебной задачи

Обсуждая

затруднения,

выдвигают

предположения о теме урока.

Запись учащимися числа, темы урока.

Предметные УУД:

умение объяснять, как строение растения связано с жизнедеятельностью; формирование терминов:

Познавательные УУД: умения выявлять причины и следствия

4.Формулирование

проблемы,

планирование

деятельности

2 минуты



Цель этапа:

обеспечение мотивации для

принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности


Одним из чудес, одной из загадок органического мира, бесценным даром природы являются растения. Растения, представляющие самостоятельное царство органического мира, и царство это удивительное. Мы сталкиваемся повсюду. Содержимое нашего саквояжа тоже относится к теме нашего урока. Как? Тетради, книги, карандаши все это сделано из растений.

ПРОБЛЕМА: Почему растения получили широкое распостранение?

На эти вопросы мы с вами будем искать ответы во время нашего путешествия по острову царство растений.


Выдвигает проблему

Учащиеся конкретизируют цель урока

Регулятивные УУД

умения самостоятельно обнаружить учебную проблему: определять формы

деятельности (формулировке версии.

5.Открытие новых знаний

18 минут



Цель этапа:

формирование

основ

теоретического мышления,

развитие умений

находить связи в объекте изучения, формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал


Путешествие даст нам возможность ещё раз проникнуть в тайны этого Царства. Царство Растения очень многочисленная группа организмов. В нем насчитывается около 500 тысяч видов растений. Несмотря на то, что все растения разнообразны, они имеют и общие признаки.: 

Слайд № 6

Мы прибыли к водопаду. А теперь давайте выясним, на какие систематические группы разделяются растения.

Сейчас мы разделимся на команды.

Каждая команда будет исследовать отдельную группу растений, используясь материалы из наших саквояжей.

По результатам исследования каждая команда заполняет таблицу, затем выступает и озвучивает результат своего исследования

Слайд № 7

Разнообразие растений.

Отделы

Корень

Стебель

Листья

Размножение

Особенности жизнедеятельности


Водоросли







Мхи






Плауны






Хвощи






Папоротники






Голосеменные (Хвойные)






Покрытосеменные(Цветковые)








Слайд № 8.

По результатам работы группы выступают и мы заполняем таблицу.

Приложение № 1.

Скажите пожалуйста, как вы думаете чем отличаются по строению группы растений?

- У одних есть корень, стебель, листья ,а у других нет этих частей.

Есть еще одно отличие. Определите его по таблице.

- Вы правы, одни размножаются спорами, другие семенами.

Слайд № 9.

Мы добрались до ущелья. Но мост разрушен. Что бы переправится, мы должны поместить дощечки на место. Для этого необходимо распределить группы растений о степени усложнения их строения.?

(доски размещают по порядку: водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные)

Слайд 11: СУНДУК. Мы добрались до клада. Но для того чтобы его открыть, на необходимо разгадать пароль ответив на вопрос почему растения выделили

Ребята, по каким признакам растения отличаются от животных? Давайте запишем это в маршрутные листы

Слайд № 11. (рост).

Слайд № 12. (дыхание)

Слайд № 13 (питание: фотосинтез.)

Слайд № 14. (движение)

Слайд № 15. Клад: Красная книга Волгоградской области (из сундука вылетают фото растений из Красной книги Волгоградской области)

В подарок каждому брошюра с этими и другими редкими растениями.

Рябята отправляемся в обратный путь к нашему кораблю.

Учитель

совместно с

учениками

определяет

признаки

растений

Учащиеся

сравнивают

признаки

растений и

других

живых

организмов



Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий, делать выводы по результатам

Коммуникативные УДД

продолжить формирование умений организовывать самостоятельную работу с учебником, дополнительной литературой.

Познавательные УУД. Умение находить материал, выделять в нем главное



6. Первичная проверка понимания

З минуты



Цель этапа: формирование умений высказывать свою точку зрения, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция

Слайд 16

Синквейн на слова:

- растения

- жизнь

- животные

Учитель координирует работу, проводит коррекцию

Учащиеся выполняют работу

Познавательные УДД: формирование умения преобразовывать один вид деятельности в другой

7. Физкультминутка

1 мин.



Цель этапа: пауза, релаксация

Слайд 17.

Ребята, посмотрите, нас встречает роза. И она хочет потанцевать. Давайте будем вежливыми гостями на этом острове и составим ей компанию.

ВИДЕО ФИЗМИНУТКА:







8. Закрепление изученного материала

3 мин.



Цель этапа: применение знаний в новой ситуации

На столе лежат карточки со словами. Дети должны по очереди взять одно слово и прикрепить на ватман. На ватмане систематика царства.

Царство Растения

голосеменные

Низшие: (слоевище). Высшие (корень, стебель, листья)

- водоросли споровые семенные

Моховидные хвощи плауны папоротниковидные цветковые



Объясняет правила проверки задания

Выполняют индивидуально задания

Регулятивные УДД: умения работать с тестами, исправлять ошибки самостоятельно

Коммуникативные УДД: умения самостоятельно организовать работу,

9. Рефлексия деятельности.

3 мин.



Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности

Итак, урок подходит к концу. Достигли ли мы цели урока?

Молодцы! Я очень рада, что нам удалось это сделать.

Наступила поздняя осень . совсем недавно деревья перед нашей школой стояли в золотистом нарядном уборе. Предлагаю составить букет из разноцветных листьев настроения от нашего урока, нашего совместного творчества. Итак красные листья – урок удался, я был активным, желтые - все хорошо, у меня все получилось на уроке, зеленые – мне было интересно на уроке.



Предлагает вспомнить тему и цели урока, оценить меру своего личностного продвижения к цели и успехи класса в целом

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов в деятельности. Отмечают наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения



Личностные УДД: формирование личностного самоопределения

Коммуникативные УДД: :приходят к общему мнению в совместной деятельности. Учет мнения других

Предметные УДД: формирование умения объяснять как полученные знания пригодятся для жизни.

10. Информация о домашнем задании

1 мин.

Домашнее задание. Изучить п.14

Индивидуальные задания на выбор

А) Составить кроссворд о растениях

Б) подготовить сообщение «Удивительные растения»,

В) рисунки «Удивительное царство Растений».

Предлагает домашнее задание на выбор

Выбирают задания с учетом индивидуальных возможностей




Просмотр содержимого документа
«Разнообразие растений.Таблица для работы по группам»

Разнообразие растений.

Отделы

Корень

Стебель

Листья

Размножение

Особенности жизнедеятельности


Водоросли







Мхи






Плауны






Хвощи






Папоротники






Голосеменные (Хвойные)






Покрытосеменные(Цветковые)




















Разнообразие растений.

Отделы

Корень

Стебель

Листья

Размножение

Особенности жизнедеятельности

Водоросли

нет

нет

нет

споры

В водной среде.Тело в виде слоевища


Мхи

Нет

(есть ризоиды)

есть

есть

споры

Во влажных местах.

Плауны

есть

есть

есть

споры

Во влажных местах.

Хвощи

есть

есть

есть

споры

Во влажных местах.

Папоротники

есть

есть

есть

споры

Во влажных местах.

Голосеменные (Хвойные)

Развитая корневая система

Есть

Есть (хвоя)

Семена в шишках (не защищены)

Почти все относятся к вечнозеленым

Покрытосеменные(Цветковые)

Развитая корневая система

есть

есть

Из цветов образуются семена и плоды

Разнообразны.

Многочислены









Просмотр содержимого документа
«Характеристики отделов растений»

Водоросли

Самая древняя группа растений на Земле, объединяющая одно- и многоклеточные организмы. Они дали начало наземным растениям. Тело их называется талломом, или слоевищем. Все они фотосинтезирующие, хотя и имеют различную окраску. Размножаются спорами.

Представители спирогира.

Мохообразные.

Характеризуется отсутствием корней, настоящих проводящих пучков, мелкими листьями или отсутствием их ( тело называется слоевище), преобладанием Известно около 35 000 видов. Наиболее распространенные — кукушкин лен.

Папоротникообразные.

Насчитывает около 10 000 видов. Характеризуется наличием корней, проводящих пучков, крупными листьями, наличием видов с одинаковыми и разными спорами. Типичные представители: щитовник мужской, кочедыжник женский, орляк обыкновенный и др.

Голосеменные.

Насчитывает около 660 видов преимущественно древесных растений. Характеризуется сильно развитой корневой системой, крупными и мелкими листьями.

Голосеменные — это первые семенные растения. Семя имеет больше преимуществ, чем спора. Голосеменные получили такое название потому, что семена у этих растений образуются лежат открыто (голо) на чешуйках шишки. Голосеменные не образуют, плодов. Типичные представители: ель, сосна, пихта, лиственница, тис, кедр и др.

Покрытосеменные (цветковые).

Наиболее распространенная группа растений, насчитывающая около 300 000 видов, произрастающих по всему земному шару.

Характеризуются сильно развитой корневой системой, крупными, разнообразными листьями.

Размножаются семенами, которые развиваются из семяпочки в завязи пестика в цветке, а из завязи образуется плод. Покрытосеменные занимают господствующее положение в растительном мире.



Просмотр содержимого презентации
«основная ff956c4dc57c39c4c30254f7c8f94458»

ВИРУСЫ БАКТЕРИИ ЖИВОТНЫЕ ГРИБЫ

ВИРУСЫ

БАКТЕРИИ

ЖИВОТНЫЕ

ГРИБЫ

В поисках сокровищ В поисках сокровищ

В поисках

сокровищ

В поисках сокровищ

водопад ущелье Хозяйка острова

водопад

ущелье

Хозяйка острова

Характеристика царства растения Исторически сложившуюся совокупность всех растений на Земле называют – флорой. В древнеримской мифологии Флора – богиня цветов, весны и юности.

Характеристика царства растения

  • Исторически сложившуюся совокупность всех растений на Земле называют – флорой.
  • В древнеримской мифологии Флора – богиня цветов, весны и юности.

ВОДОПаД

ВОДОПаД

Разнообразие растений. Отделы Корень   Стебель Водоросли     Мхи Листья     Плауны Размножение   Хвощи     Особенности жизнедеятельности   Папоротники       Голосеменные (Хвойные)   Покрытосеменные                 (Цветковые)                                

Разнообразие растений.

Отделы

Корень

 

Стебель

Водоросли

 

 

Мхи

Листья

 

 

Плауны

Размножение

 

Хвощи

 

 

Особенности жизнедеятельности

 

Папоротники

 

 

 

Голосеменные (Хвойные)

 

Покрытосеменные

 

 

 

 

 

 

 

 

(Цветковые)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отделы Корень Водоросли Стебель      Мхи Плауны      Листья     Хвощи Размножение     Папоротники Особенности жизнедеятельности       Голосеменные (Хвойные)            Покрытосеменные (Цветковые)                                           Низшие нет нет споры Вода. Тело- слоевище нет Высшие Во влажных местах нет споры нет ризоиды Во влажных местах есть есть споры есть споры есть есть Во влажных местах есть споры есть Во влажных местах есть есть есть Вечнозеленые есть семена есть хвоя Многочислены есть семена есть листья

Отделы

Корень

Водоросли

Стебель

 

 

Мхи

Плауны

 

 

Листья

 

 

Хвощи

Размножение

 

Папоротники

Особенности жизнедеятельности

 

 

 

Голосеменные (Хвойные)

 

 

 

 

 

Покрытосеменные

(Цветковые)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Низшие

нет

нет

споры

Вода.

Тело- слоевище

нет

Высшие

Во влажных местах

нет

споры

нет

ризоиды

Во влажных местах

есть

есть

споры

есть

споры

есть

есть

Во влажных местах

есть

споры

есть

Во влажных местах

есть

есть

есть

Вечнозеленые

есть

семена

есть

хвоя

Многочислены

есть

семена

есть

листья

Рост Не ограничен Растут до определенного возраста

Рост

Не ограничен

Растут до определенного возраста

Газообмен Кислород Углекислый газ

Газообмен

Кислород

Углекислый газ

Питание Животные питаются готовыми органическими веществами Растения образуют питательные вещества за счет энергии солнца

Питание

Животные питаются готовыми органическими веществами

Растения образуют питательные вещества за счет энергии солнца

Движение Малоподвижны Активно передвигаются

Движение

Малоподвижны

Активно передвигаются

До новых встреч!

До новых

встреч!