Тема: Царство Растения.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.
1 .Организационный этап.
2.Актуализация знаний.
3.Постановка учебной задачи.
4. Формулирование проблемы, планирование деятельности
5. Открытие нового знания.
6. Первичная проверка понимания
7. Физкультминутка
8. Закрепление изученного материала
9. Рефлексия деятельности
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности 2 мин.
Цель этапа: мотивация учащихся к работе на уроке, создание ситуации успеха. | Радуюсь утру, радуюсь дню Здравствуйте дети – я вам говорю. С доброго слова начнём мы урок К знаниям новым всегда будь готов! Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Ребята, сегодня, идя к вам на урок, я нашла карту. Давайте вместе рассмотрим что это за карта -Что это за острова, что обозначает красный крестик? -Верно, это клад. -Давайте отправимся вместе с вами в путешествие и найдем этот клад! | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Включение в деловой ритм. | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей | Личностные: Умение соблюдать дисциплину, Уважительно относится к учителю и одноклассникам Регулятивные УУД: умение выполнять задания учителя. |
2. Актуализация опорных знаний и умений, фиксация затруднений 5 мин
Цель этапа: активизация соответствую щих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). | Мы отправляемся в путешествие. В дорогу мы возьмем багаж Учебник, ручку, карандаш И знаний целый саквояж. Давайте заглянем в наш саквояж, и посмотрим, какие знания там хранятся. Эти знания помогут нам расшифровать названия островов. (На карте зашифрованы название островов. Нам необходимо восстановить названия.).Во время нашего путешествия мы пополним наш саквояж новыми знаниями, которые помогут нам открыть сундук с сокровищами. Для того чтобы мы не забыли их, нам поможет маршрутный лист, который находится у каждого из вас Слайд 1. Давайте расшифруем название островов (появляются фото графии по очереди и дети отгадывают названия островов: животные, грибы, бактерии, вирусы.) Что общего у этих островов? Верно, это все царства живой природы? Слайд № 2. Вперед, на встречу приключениям! Слайд № 3. Мы прибыли с вами на остров, название которого не разгадали. Нам предстоит встреча с хозяйкой острова, переплыть водопад,преодолеть пропасть. Все это приведет нас к кладу. Слайд № 4. Нас встречает очаровательная девушка. Ребята, она предлагает отгадать ребусы. Только после этого мы поймем на каком остров мы попали (ребусы, в которых зашифрованы: лапух, тополь, крапива). Что объединяет все эти организмы? | Активизирует знания о многообразии органического мира и царствах природы | Включаются в работу, устно отвечают на поставленные вопросы | Личностные УУД: уважительно относиться к учителю, Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий Коммуникативные УУД: умение воспринимать вопросы на слух и давать письменные ответы Познавательные УУД: умения анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления. |
3. Постановка учебной задачи. 2 минуты
Цель этапа: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения | - Конечно все это растения. - Ребята, как звучит тема нашего урока? Слайд № 5. - Вы правы, сегодня мы будем изучать с вами Характеристику царства Растений. -Добро пожаловать в Царство растений! Откройте тетради, запишите число. Тему урока. А что за девушка нам встретилась, как вы думаете? - верно, это богиня ФЛОРА. В древнеримской мифологии Флора – богиня цветов, весны и юности. Исторически сложившуюся совокупность всех растений на Земле называют – флорой. (записывают в маршруном листе) -Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Правильно. Нам необходимо определить какие организмы называют растениями, какие группы растений существуют, каковы особенности их строения. | Постановка учебной задачи | Обсуждая затруднения, выдвигают предположения о теме урока. Запись учащимися числа, темы урока. | Предметные УУД: умение объяснять, как строение растения связано с жизнедеятельностью; формирование терминов: Познавательные УУД: умения выявлять причины и следствия |
4.Формулирование проблемы, планирование деятельности 2 минуты
Цель этапа: обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности | Одним из чудес, одной из загадок органического мира, бесценным даром природы являются растения. Растения, представляющие самостоятельное царство органического мира, и царство это удивительное. Мы сталкиваемся повсюду. Содержимое нашего саквояжа тоже относится к теме нашего урока. Как? Тетради, книги, карандаши все это сделано из растений. ПРОБЛЕМА: Почему растения получили широкое распостранение? На эти вопросы мы с вами будем искать ответы во время нашего путешествия по острову царство растений. | Выдвигает проблему | Учащиеся конкретизируют цель урока | Регулятивные УУД умения самостоятельно обнаружить учебную проблему: определять формы деятельности (формулировке версии. |
5.Открытие новых знаний 18 минут
Цель этапа: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить связи в объекте изучения, формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал | Путешествие даст нам возможность ещё раз проникнуть в тайны этого Царства. Царство Растения очень многочисленная группа организмов. В нем насчитывается около 500 тысяч видов растений. Несмотря на то, что все растения разнообразны, они имеют и общие признаки.: Слайд № 6 Мы прибыли к водопаду. А теперь давайте выясним, на какие систематические группы разделяются растения. Сейчас мы разделимся на команды. Каждая команда будет исследовать отдельную группу растений, используясь материалы из наших саквояжей. По результатам исследования каждая команда заполняет таблицу, затем выступает и озвучивает результат своего исследования Слайд № 7 Разнообразие растений. Отделы | Корень | Стебель | Листья | Размножение | Особенности жизнедеятельности | | Водоросли | | | | | | | Мхи | | | | | | Плауны | | | | | | Хвощи | | | | | | Папоротники | | | | | | Голосеменные (Хвойные) | | | | | | Покрытосеменные(Цветковые) | | | | | |
Слайд № 8. По результатам работы группы выступают и мы заполняем таблицу. Приложение № 1. Скажите пожалуйста, как вы думаете чем отличаются по строению группы растений? - У одних есть корень, стебель, листья ,а у других нет этих частей. Есть еще одно отличие. Определите его по таблице. - Вы правы, одни размножаются спорами, другие семенами. Слайд № 9. Мы добрались до ущелья. Но мост разрушен. Что бы переправится, мы должны поместить дощечки на место. Для этого необходимо распределить группы растений о степени усложнения их строения.? (доски размещают по порядку: водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные) Слайд 11: СУНДУК. Мы добрались до клада. Но для того чтобы его открыть, на необходимо разгадать пароль ответив на вопрос почему растения выделили Ребята, по каким признакам растения отличаются от животных? Давайте запишем это в маршрутные листы Слайд № 11. (рост). Слайд № 12. (дыхание) Слайд № 13 (питание: фотосинтез.) Слайд № 14. (движение) Слайд № 15. Клад: Красная книга Волгоградской области (из сундука вылетают фото растений из Красной книги Волгоградской области) В подарок каждому брошюра с этими и другими редкими растениями. Рябята отправляемся в обратный путь к нашему кораблю. | Учитель совместно с учениками определяет признаки растений | Учащиеся сравнивают признаки растений и других живых организмов
| Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий, делать выводы по результатам Коммуникативные УДД продолжить формирование умений организовывать самостоятельную работу с учебником, дополнительной литературой. Познавательные УУД. Умение находить материал, выделять в нем главное
|
6. Первичная проверка понимания З минуты
Цель этапа: формирование умений высказывать свою точку зрения, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция | Слайд 16 Синквейн на слова: - растения - жизнь - животные | Учитель координирует работу, проводит коррекцию | Учащиеся выполняют работу | Познавательные УДД: формирование умения преобразовывать один вид деятельности в другой |
7. Физкультминутка 1 мин.
Цель этапа: пауза, релаксация | Слайд 17. Ребята, посмотрите, нас встречает роза. И она хочет потанцевать. Давайте будем вежливыми гостями на этом острове и составим ей компанию. ВИДЕО ФИЗМИНУТКА: |
|
|
|
8. Закрепление изученного материала 3 мин.
Цель этапа: применение знаний в новой ситуации | На столе лежат карточки со словами. Дети должны по очереди взять одно слово и прикрепить на ватман. На ватмане систематика царства. Ц арство Растения голосеменные  Низшие: (слоевище). Высшие (корень, стебель, листья)     - водоросли споровые семенные Моховидные хвощи плауны папоротниковидные цветковые
| Объясняет правила проверки задания | Выполняют индивидуально задания | Регулятивные УДД: умения работать с тестами, исправлять ошибки самостоятельно Коммуникативные УДД: умения самостоятельно организовать работу, |
9. Рефлексия деятельности. 3 мин.
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности | Итак, урок подходит к концу. Достигли ли мы цели урока? Молодцы! Я очень рада, что нам удалось это сделать. Наступила поздняя осень . совсем недавно деревья перед нашей школой стояли в золотистом нарядном уборе. Предлагаю составить букет из разноцветных листьев настроения от нашего урока, нашего совместного творчества. Итак красные листья – урок удался, я был активным, желтые - все хорошо, у меня все получилось на уроке, зеленые – мне было интересно на уроке.
| Предлагает вспомнить тему и цели урока, оценить меру своего личностного продвижения к цели и успехи класса в целом | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов в деятельности. Отмечают наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения
| Личностные УДД: формирование личностного самоопределения Коммуникативные УДД: :приходят к общему мнению в совместной деятельности. Учет мнения других Предметные УДД: формирование умения объяснять как полученные знания пригодятся для жизни. |
10. Информация о домашнем задании 1 мин. | Домашнее задание. Изучить п.14 Индивидуальные задания на выбор А) Составить кроссворд о растениях Б) подготовить сообщение «Удивительные растения», В) рисунки «Удивительное царство Растений». | Предлагает домашнее задание на выбор | Выбирают задания с учетом индивидуальных возможностей | |