Урок биологии по теме «Тип Моллюски. Класс Двустворчатые»
Задачи:
Выявить особенности организации строения и жизнедеятельности, изучить особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности, показать значение их в биоценозах;
Развивать умение работать с таблицами, развивать речь, критическое мышление;
Воспитывать толерантные отношения в классе.
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся смогут называть представителей класса Двустворчатые моллюски, знать отличительные черты их внешнего строения, особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия.
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего ответа в коммуникации, учет разных мнений.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, построение речевых высказываний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: учебно-познавательная мотивация, учебно- познавательный процесс, адекватное понимание причин успеха или неудач в учебной деятельности.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
предметные | УУД |
1.Организационный этап. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Приветствие, проверка готовности к уроку, запись Д.З. в дневники: Параграф 22, знать определения, подготовить мини сообщение об одном представителе класса Головоногие моллюски (кальмар, каракатица, осьминог) | Приветствие учителя | | Внутренняя позиция учащихся |
2.Постановка цели и задач урока. Цель: формулирование темы урока | Ребята, давайте вспомним представителей класса брюхоногие моллюски. Каковы отличительные особенности внешнего строения и симметрии моллюсков? (Слушает ответы учащихся на поставленные вопросы) | Отвечают на вопросы. | Знать изученный материал | Мотивационная основа учебной деятельности; обобщение. формулирование и аргументация своего ответа |
3.Актуализация знаний Цель: открытие новых знаний | Учитель выдает учащимся рабочие листы (см. Приложение) Ребята, вам предстоит решить кроссворд, благодаря которому мы сможем узнать о каких моллюсках сегодня на уроке пойдет речь. | Выполняют задание № 1 рабочего листа. Озвучивают тему урока и записывают в рабочем листе – задание №2. Оцениваю выполнение двух заданий при помощи листа оценки (см. Приложение 4) | Уметь думать и размышлять | Постановка и формулирование темы |
4.Первичное усвоение новых знаний Цель: познакомиться с внешним и внутренним строением. Уметь сравнивать | Заполните таблицу «Сравнение класса брюхоногие моллюски и класса двустворчатые моллюски» Признак для сравнения | Класс Брюхоногие моллюски | Класс Двустворчатые моллюски | Внешнее строение | | | Пищеварительная система | | | Органы дыхания | | | Кровеносная система | | | Выделительная система | | | Нервная система | | | Органы чувств | | | Размножение | | | | Заполняют таблицу, работая с параграфами 21, 22 учебника и при помощи Приложения 2. И проверяют с образцом, исправляют ошибки, оцениваю при помощи –Приложения 4. | Уметь определять информацию. Самоконтроль. | Самостоятельная деятельность, познавательная инициатива |
5.Первичное закрепление. Цель: включение нового знания в систему изученного материала | Работа по вопросам на странице 107 | Отвечают на вопросы | Уметь применять изученное | Извлечение необходимой информации |
6.Рефлексия (подведение итогов урока) | А теперь постараемся оценить вашу работу. | Оценивают работу , согласно листу оценивания (Приложение 4) Выставление оценок в дневник | | Адекватное понимание причин успеха и неудач в учебной деятельности. |
Рабочий лист учащегося по биологии
Выполнил:
Класс:
Задание № 1 : Решите кроссворд (см. Приложение 1)
Задание № 2: Запишите тему урока
Тема : Тип Класс
Задание № 3: Выполните таблицу
Класс Двустворчатые ( 20 тыс.видов) |
Среда обитания | Представители | Раковина состоит из | Новый термин |
| | | Биссус – это прочные белковые нити, с помощью которых моллюск створки раковин среплены между собой |
Задание № 4: Выполните таблицу «Сравнительная характеристика брюхоногих и двустворчатых моллюсков» (используйте учебник и Приложение 2)
Сравниваемые признаки | Классы |
Брюхоногие | Двустворчатые |
Симметрия тела | Ассиметричны | |
Части тела | Голова, нога, туловище | |
Раковина | Спирально закрученная | |
Пищеварительная система | Рот, глотка, радула, пищевод, желудок, печень, слюнные железы, кишка, анальное отверстие. | |
Органы дыхания | Лёгкие | |
Кровеносная система | Незамкнутая, 1 предсердие, 1 желудочек. | |
Выделительная система | Левая почка | |
Нервная система | Разбросанно-узлового типа. Перекрёст между нервными узлами. | |
Размножение | Гермафродиты. Личинка парусник. Оплодотворение внутреннее, перекрёстное. | |
Оценивание работы: См. Приложение 4
Кол-во баллов: Отметка:
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕМУ ЛИСТУ УЧАЩИХСЯ
Приложение 1
КРОССВОРД
| | | | 1 п | | | д | | | | к | | | | | | |
| | | | | 2 л | | в | | я | | | | | | | | |
| | | | | | | 3 у | | | | к | и | | | | | |
| | | 4 п | о | л | о | с | т | ь | | | | | | | | |
| | | | | | | 5 т | | | | а | | | | | | |
| | | 6 р | | | | в | | н | а | | | | | | | |
| | | | | | 7 н | о | | а | | | | | | | | |
| | | | | 8 п | а | р | у | с | н | и | к | | | | | |
| | 9 т | р | у | б | а | ч | | | | | | | | | | |
| | | | | | 10м | а | н | т | и | я | | | | | | |
11п | е | р | л | а | м | у | т | р | | | | | | | | | |
| | | 12ж | | | | ы | | | | | | | | | | |
| | | | | | 13г | е | | | | | | | д | и | т | ы |
Представитель класса Брюхоногие
Какая почка у прудовика и слизня
Как еще называют класс Брюхоногие моллюски
Мантийная ……
Радула с роговыми зубчиками
«Домик» моллюска
Мускулистый непарный вырост тела
Личинка моллюска
Представитель морских брюхоногих моллюсков, который служит объектом промысла
Особая складка кожи
Внутренний блестящий слой раковины
Орган дыхания
По размножению прудовик …
Приложение 2
1.Пищеварительная система: т. к. отсутствует голова, то исчезают слюнные железы, радула, глотка.
Отделы пищеварительной системы: ротовое отверстие, пищевод, желудок, кишка, анальное отверстие. Двустворчатые моллюски питаются, как губки, профильтровывая через мантийную полость воду. Эпителий стенок мантийной полости и жабр слагается ресничными клетками. Согласованные удары ресничек создают ток воды. Свежая вода с пищевыми частицами вроде микроскопических водорослей поступает через вводной сифон, образованный лепестками мантии, совершает по мантийной полости круг и выводится через выводной сифон.
Сифоны – это трубки на заднем конце тела моллюска, образованные мантией.
В это время она отдает кислород, насыщается углекислым газом, а пищевые частицы, предварительно склеенные слизью, поступают, захваченные ротовыми лопастями, в ротовое отверстие. Устрица средних размеров пропускает за 1 ч через свою мантийную полость до 10 л воды. Размножаясь во множестве, ракушки становятся мощным фактором очистки водоемов.
2.Дыхательная система: пластинчатые жабры, снабжённые капиллярами.
3.Кровеносная система: также как и у брюхоногих незамкнутая. У нее любопытная особенность: сердце, состоящее из желудочка и двух предсердий, как бы наложено на кишечник.
4.Органы выделения: парные почки
5.Нервная система: три пары ганглиев (нервных узлов)
6.Органы чувств: химические органы чувств, органы равновесия, глаза, органы осязания.
7.Размножение: раздельнополые животные. Оплодотворение внутреннее – в мантийной полости.
Приложение 3
Таблица «Сравнительная характеристика брюхоногих и двустворчатых моллюсков»
(данное приложение выдается учащимся только после выполнения задания № 4, чтобы сравнили, выявили ошибки и оценили полученный результат, согласно листу оценивания см Приложение 4)
Сравниваемые признаки | Классы |
Брюхоногие | Двустворчатые |
Симметрия тела | Ассиметричны | Двусторонне-симметричны |
Части тела | Голова, нога, туловище | Туловище, нога |
Раковина | Спирально закрученная | Две створки |
Пищеварительная система | Рот, глотка, радула, пищевод, желудок, печень, слюнные железы, кишка, анальное отверстие. | Рот, пищевод, желудок, печень, кишка, анальное отверстие. |
Органы дыхания | Лёгкие | Пластинчатые жабры |
Кровеносная система | Незамкнутая, 1 предсердие, 1 желудочек. | Незамкнутая, 2 предсердия, 1 желудочек. |
Выделительная система | Левая почка | Парные почки |
Нервная система | Разбросанно-узлового типа. Перекрёст между нервными узлами. | 3 пары нервных узлов - ганглиев |
Рассказ | Рассказ | Рассказ |
Размножение | Гермафродиты. Личинка парусник. Оплодотворение внутреннее, перекрёстное. | Раздельнополые. Личинка парусник. Оплодотворение внутренне- в мантийной полости |
Приложение № 4
Оценивание заданий рабочего листа
Задание (№) | Одна ошибка | Две ошибки | Три ошибки | Четыре ошибки | Ошибки отсутствуют |
| Количество баллов | |
№ 1 (13 вопросов) | 13 | 10 | 8 | 6 | 13 |
№ 2 | 1 | 0 | - | - | 2 |
№ 3 | 4 | 3 | 2 | 1 | 5 |
№ 4 | 10 | 8 | 6 | 4 | 10 |
Кол-во баллов | 28 | 21 | 16 | 11 | 30 |
Отметка | 5 | 4 | 3 | 2 | 5 |