Урок биологии "Строение и разнообразие цветков" 7 класс

Категория: Биология

Цель урока: познакомить учащихся со строением  цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии "Строение и разнообразие цветков" 7 класс»



Урок по биологии в 7 классе

Тема: Строение и разнообразие цветков.



Цель: познакомить учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений.

Задачи:

Образовательные:

  • изучить особенности строения цветка,

  • показать связь строения цветка с выполняемой функцией,

  • сформировать у обучающихся новые знания о строении растений.

Воспитательные:

  • умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,

  • прививать бережное отношение к природе,

  • воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.

Развивающие:

  • развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам,

  • оценивать и сравнивать.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: табл. «Строение цветка», «Строение цветов растений», , модели цветков, Цветущие комнатные растения»


Ход урока

План

    1. Организационная часть (2 мин.).

    2. Проверка домашнего задания (8 мин.).

    3. Актуализация изучения материала (2 мин.).

    4. Новая тема (20 мин.).

    5. Обобщение и закрепление изученного материала (10 мин.).

    6. Подведение итогов урока (2 мин.).

    7. Задание на дом (1 мин.).



  1. Организационная часть. 


- Проверка подготовленности учащихся к уроку.

- Приветствие, фиксация отсутствующих.

- Организация внимания.


  1. Проверка домашнего задания по теме «Видоизменения подземных побегов».


2.1 Фронтальный опрос.

- Какие черты сходства знаете между типичными побегами и видоизмененными побегами?

- Какое строение имеет клубень картофеля?

- Что доказывает, что луковица- побег?

- Какие растения имеют видоизмененные побеги- корневища?

- Какие человек использует видоизмененные побеги?

2.2 Тест.

- Клубень картофеля представляет собой:

А) корень;

Б) корневище;

В) стебель;

Г) видоизмененный подземный побег;

Д) видоизмененный корень.

- Донце луковицы - это;

А) укороченный стебель;

Б) видоизмененный лист;

В) видоизмененный корень.

- Луковица лука представляет собой:

А) корень;

Б) корневище;

В) стебель;

Г) видоизмененный подземный побег;

Д) видоизмененный корень.

- Корневище – это видоизменённый:

А) боковой корень;

Б) лист;

В) побег


3. Актуализация знаний

Растения имеют подготовительный период разной продолжительности, когда вегетативными органами накапливаются и откладываются в запас питательные вещества, необходимые для цветения, плодоношения. Какие вы знаете цветущие растения, когда они зацветают? Привести примеры растений.


4. Изучение нового материала.

(Беседа с учащимися с демонстрацией органов цветка на таблицах)

- Какая наука занимается изучением растений?

Ботаника – это наука о растениях и растительном покрове.

(На партах учащихся лежат гербарии растений)

- Покажите органы цветкового растения? (Корень, стебель, лист, цветок)

- Цветок служит для семенного размножения растений.

- Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы. Мы будем говорить о цветах. Подумайте, у всех ли растений они образуются? (Дети говорят). Цветки образуются только у цветковых растений. Наиболее яркое и значительное явление в растительном мире – цветение. Цветки самой разнообразной формы и окраски привлекают внимание человека. Ранней весной ветер далеко разносит их желтую пыльцу. К первым барашкам ивы, которые начинают зеленеть и желтеть летят первые пчелы. На пригретых солнцем склонах появляются ярко-желтые цветки мать-и-мачехи. Они развиваются на толстых подземных стеблях за счет питательных веществ прошлого года. Цветки отцветают, а уж потом появляются большие листья. Так каждый год начинается цветение растительного мира. Одни растения зацветают рано весной, другие летом, есть и те, что цветут поздней осенью. Например, безвременник. Хотя в мире огромное разнообразие цветов, но всеони имеют единый план строения. Давайте познакомимся со строением отдельных частей цветка.

- Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложе, а чашка, венчик, тычинка и пестик – это видоизмененные листья. (Учащиеся слушают учителя, зарисовывают схему в тетрадь)

- Цветки очень различны по своей форме, окраске и размерам.

- Определение записываем в тетрадь: Цветок – это укороченный видоизмененный побег, приспособленный к семенному размножению.

- Определение записываем в тетрадь: Осевую часть цветка, на которой расположены остальные его части, называют цветоложем. Оно может быть выпуклым (лютик), плоским (пион), вогнутым (манжетка).

- Цветок состоит из околоцветника и органов размножения (тычинок и пестика). Самая яркая часть цветка – это околоцветник. Он может быть простой и двойной.

- Определение записываем в тетрадь: Околоцветник, в котором можно различить чашечку и венчик, называется двойным.

- Основная функция околоцветника: защита органов размножения цветка и привлечение насекомых. Чашечка состоит из чашелистиков и может быть раздельнолистной и сростнолистной. Она, как правило, зеленого цвета.

- Ребята, рассмотрите представленные на рисунке различные виды цветков и определите, какие у них по строению чашечки?

- Самая заметная часть цветка – венчик. Именно он бывает раскрашен в разные цвета. Венчик состоит из лепестков. Если венчик состоит из отдельных лепестков, то он называется раздельнолепестным. Если все его лепестки срастаются, то он называется сростнолепестным.

- Рассмотрите рисунок и определите типы венчиков.

- Не у всех цветов можно четко выделить чашечку и венчик.

Определение записываем в тетрадь: Околоцветник, в котором нельзя выделить ни чашечку, ни венчик, называют простым.

- В простом околоцветнике, как правило, все лепестки одинаковые.

- Рассмотрите рисунки цветков. Определите, какие у них околоцветники.

- Встречаются цветки без околоцветников. Это так называемые голые цветки.

- Главные части цветка: тычинки и пестик. Околоцветник получил такое название, потому что он как бы окружает основные части цветка. Цветок – генеративный орган растения, а значит его основная функция – образование плодов и семян. Ни венчик, ни чашечка в размножении и образовании семян не участвуют. Поэтому основными органами цветка являются тычинки и пестик.

- Записываем в тетрадь: Тычинка – мужская часть цветка. Она состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором развивается пыльца.

В биологии тычинка обозначается символом “марса” – внутри пыльников развивается пыльца, а тычиночная нить поднимает его на нужную высоту. Число тычинок в разных цветках различно.

- Внутри пыльника созревают пыльцевые зерна. По размеру – это одна клетка. Снаружи пыльцевые зерна покрыты плотной оболочкой, имеют шипики, зубчики, бугорки и бороздки. По форме пылинки можно определить растение, которому она принадлежит. У насекомоопыляемых цветков пыльца крупная и клейкая, у ветроопыляемых – мелкая и сухая.

- Записываем в тетрадь: Пестик – женская часть цветка, расположен в центральной его части. Верхняя часть пестика – рыльце, его роль – удержание пыльцы. Средняя часть – столбик и нижняя – завязь, где расположены одна или несколько семяпочек.

В биологии пестик обозначается символом “зеркало Венеры” – .

Для того чтобы удержать пыльцу, рыльце может быть шероховатым или на нем выделяется клейкая жидкость. А у ветроопыляемых растений оно напоминает ершик для мытья посуды. Столбик служит для поднятия пестика на определенную высоту. А из завязи образуется плод. Различные виды пестиков.

- Большинство цветков имеют и пестик и тычинки. Но есть цветки, которые имеют или тычинки или пестики.

Записываем в тетрадь: Цветок, имеющий пестик и тычинки называется обоеполым. Если цветок имеет либо пестик, либо тычинки, он называется однополым. Если в цветке только пестик – это женский цветок, если только тычинки – это мужской цветок.

Раздельнополые цветки могут располагаться на одном растении, например, тыква, огурец, кабачок. И тогда они называются раздельнополыми однодомными, так как растут на одном растении. У вас наверняка на даче мамы выращивают эти растения. И вы слышите, как мама иногда говорит: “Ну вот, опять одни пустоцветы на огурцах”. Как вы думаете, что обозначают эти слова? (Дети отвечают). Правильно: у огурцов на одном растении образуются и женские и мужские цветки. Женские цветки имеют пестик и поэтому образуют завязь. А мужские цветки пестика не имеют, у них одни тычинки. Они отцветают, а плодов не образуют. Поэтому ваша мама и называет их “пустоцветами”.

Примеры однополого однодомного цветка.

- Но есть и другие примеры. Весной на веточках ивы появляются красивые желтые шарики – это расцветают мужские цветки, на которых нет пестиков, а только одни тычинки. Но если посмотреть внимательно, то где-нибудь рядом можно увидеть растение ивы с менее красивыми цветками: они будут зеленого цвета и похожи на “ершики для мытья посуды”. Это женские цветки. Два растения: на одном располагаются только женские цветки, на другом – только мужские. Такие цветки называют раздельнополыми двудомными. Можно привести еще один интересный пример: нам всем в мае надоедает белый пух, он летит с растения, которое называют тополь черный. У тополя черного на одном растении только мужские цветки, на другом – только женские. Об этом явлении было известно в Древней Греции. Древние греки широко использовали это растение в посадках, так как оно прекрасно задерживает пыль в своей кроне, быстро растет и неприхотливо. Но знали они и об этой особенности данного растения, поэтому сначала высаживали тополь в питомники. Как только тополь зацветал, греки вырубали женские растения, так как именно женские растения “пылят” расселяя семена, а мужские растения высаживали в городах и парках. Еще один пример двудомного растения.

Цветок расположен на цветоножке, которая является продолжением побега. Цветки, не имеющие цветоножек, называют сидячими.

Формула цветка

 Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу цветка, применив следующие условные обозначения:

Ч – чашечка,

Л – лепестки,

Т – тычинка,

П – пестик,

1 – неправильный цветок,

* - правильный цветок,

   - пестичные (женские) цветки,

   - тычиночные (мужские) цветки,

   - обоеполые цветки,

( ) – сросшиеся части цветка,

цифры – количество частей цветка,

    - число частей цветка больше 12.

         

    Зная, условные обозначения, давайте попробуем составить формулы цветков вишни: цветок обоеполый, правильный, лепестков – 5, чашелистиков – 5 сросшихся, тычинок много, пестик – 1; василька: цветок обоеполый, правильный, чашелистиков – 5, лепестков – 5 сросшихся, тычинок – 5, пестик – 1.


5.Закрепление:

 - Итак, давайте выполним лабораторную работу “Строение цветка”.

1. Рассмотрение под лупой тычинок и пестика.

  • Внешнее строение цветка (на партах лупы, коллекция растений).

  • Какую форму имеют лепестки?

  • Какие размеры?

  • Какие бывают лепестки?

  • Какие бывают чашелистики?

2. Дети зарисовывают схему строения цветка в тетрадь.


6.Подведение итогов.


Выставление оценок за урок.


7. Задание на дом:


Параграф 27, записи в тетради, вопросы в конце параграфа.






Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас