СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии «Строение клетки. Пластиды» 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии «Строение клетки. Пластиды» 5 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний.  Цель: познакомиться с ролью пластид, входящих в состав растительной клетки

УМК: Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В.,  Биология.  5-6    класс:  учебник  для  общеобразовательных  учреждений  / -  М.:  Просвещение «Линия жизни»,  2022.  

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии «Строение клетки. Пластиды» 5 класс»




Урок на тему «Строение клетки. Пластиды»

Цель:

Познакомиться с ролью пластид, входящих в состав растительной клетки

Задачи:

Образовательные: продолжить формирование понятия «органоиды клетки», сформировать понятия «пластиды», «хлоропласты» и показать их роль в клетке.

Развивающие : Продолжить формирование умений работать с микроскопом, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематично изображать строение клетки

Воспитательные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: знать строение клетки; рассматривать их в микроскоп, схематично изображать строение клетки в тетради.

Метапредметные: учащиеся учатся выполнять лабораторную работу по инструктивной карточке и оформлять её результаты, выделять существенные признаки строения клетки.

Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы и проведению простейших исследований

На доске новые слова:

ПЛАСТИДЫ

ПИГМЕНТ
ХЛОРОПЛАСТЫ
ХРОМОПЛАСТЫ
ЛЕЙКОПЛАСТЫ
ХЛОРОФИЛЛ
ФОТОСИНТЕЗ

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка учителем готовности класса к уроку. Приветствие


II Актуализация знаний

1)Разгадать интерактивный кроссворд о строении растительной клетки: https://learningapps.org/display?v=pkkbs3n5322

2) Используя рисунок кроссворда назвать части растительной клетки

III. Изучение нового материала

Постановка цели, задач урока, мотивационная деятельность обучающихся.

Учитель: Вы видите на доске два рисунка. Сравните схемы строения растительной и животной клетки. Какие вы увидели отличия? С чем они связаны?

Учитель: Действительно зеленые листья растений в своих клетках содержат органоиды хлоропласты.

Проблема:

Демонстрируется 3 слайд: сейчас уже не лето, а осень. Что же произошло с зелеными листьями растений? Почему они стали желтого, оранжевого или красного цвета? Как вы думаете, это зависит от строения клетки растений?

Ответы учащихся… Предлагаю вам в конце урока ответить на этот вопрос.

Тема нашего урока «Строение растительной клетки. Пластиды».

IV. Лабораторная работа

Лабораторная работа №2

Тема: Строение растительной клетки. Пластиды.

Цель: Познакомиться с пластидами растительной клетки.

Оборудование: Микроскоп, микропрепараты,

Учебник (стр. 30-31,34-35).

Ход работы:

1. Рассмотреть микропрепарат «лист элодеи» (рис. 17, стр.34)

2.Рассмотреть микропрепарат клеток плодов калины (рис18,стр.35)

3.Зарисовать клетку с хлоропластами.

Физкультминутка

Учащиеся встают и под декламацию учителя повторяют за ним движения:

Будто бы волшебной кистью

Осень выкрасила листья.

Лист кленовый стал бордовый,

Желтым стал листок дубовый.

Фрукты, овощи созрели.

Яблоки в саду мы ели.



Учитель: и так, мы с вами увидели, что растительные клетки могут содержать пластиды зеленого цвета и пластиды, окрашенные в красный (желтый или оранжевый цвет).

Посмотрите внимательно на поднос, какие части растения содержат пластиды – хлоропласты, а какие – хромопласты.

Ответы учащихся: стебли, листья зеленые – хлоропласты;

Лепестки цветов, кожура красного яблока, плоды калины – хромопласты.

Учитель: эти пластиды содержат ПИГМЕНТ- красящее вещество. (Делается запись в тетради)

Учитель: а внутри клубня картофеля, плода яблока, зерен пшеницы клетки будут содержать третий вид пластид –ЛЕЙКОПЛАСТЫ. Они имеют окраску?

-Нет! Они бесцветные.

Учитель: каждый вид пластид не только имеет разный пигмент, но и выполняет разную функцию. Какую? Подумайте, пожалуйста.

Работа в тетрадях: составление схемы «Виды пластид».

Вывод: Существует три вида пластид в растительных клетках:

  • хлоропласты (зеленые), пигмент хлорофилл –выполняют функцию фотосинтез;

  • хромопласты (красные, желтые) – окраска лепестков цветков, кожуры плодов (для привлечения насекомых, животных);

  • лейкопласты (бесцветные) – для хранения органических веществ (запасающая).

Слайд 7 -8. Плоды, которые образуются после цветения цветка сначала какого цвета -…? (зеленые), но постепенно они становятся …? (желтыми, красными). Что же происходит?!...

Пластиды могут взаимопереходить друг в друга.

V. Закрепление изученного материала

Выполнение интерактивного задания: https://learningapps.org/display?v=p9gy1xm5n22

Домашнее задание

Возвращаемся к проблемному вопросу

Ответ:





















МОДЕЛЬ КЛЕТКИ

11.11.2015

На уроке биологии «Клетка — единица всего живого» учащиеся 5 класса познакомились с основными органоидами растительной и животной клетки. После чего воссоздали ее модель собственными руками.

Пластиды бывают разные:

Бесцветные, зелёные, красные.

Но всем одинаково хочется

Растительной клетке помочь









Этапы занятия

Цели и планируемые результаты

Содержание учебного материала

Методы и приемы организации учебной деятельности

Оборудование

Средства обучения



Электронные образовательные ресурсы (текстовые, графические,звуковые, программые, мультимедийные) иллюстрирующие и раскрывающие реализацию проекта урока



Приложение: доп. Материал, на них ссылки в карте

Объем не более 10 стр А4 поля 2,0 межстрочный 1,5 кегль 14











Связь знаний с жизнью

Им

Спользует различные методы и приемы вовлечения обучающ в учебно-познав деятельности

Исполь формы орган стимулирующие творч и исслед деятель

- создает на уроке поисковые проблемные ситуации

Результативность урока

Рефлексия или способы осуществления оценки