Урок на тему «Строение клетки. Пластиды»
Цель:
Познакомиться с ролью пластид, входящих в состав растительной клетки
Задачи:
Образовательные: продолжить формирование понятия «органоиды клетки», сформировать понятия «пластиды», «хлоропласты» и показать их роль в клетке.
Развивающие : Продолжить формирование умений работать с микроскопом, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематично изображать строение клетки
Воспитательные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные: знать строение клетки; рассматривать их в микроскоп, схематично изображать строение клетки в тетради.
Метапредметные: учащиеся учатся выполнять лабораторную работу по инструктивной карточке и оформлять её результаты, выделять существенные признаки строения клетки.
Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы и проведению простейших исследований
На доске новые слова:
ПЛАСТИДЫ
ПИГМЕНТ
ХЛОРОПЛАСТЫ
ХРОМОПЛАСТЫ
ЛЕЙКОПЛАСТЫ
ХЛОРОФИЛЛ
ФОТОСИНТЕЗ
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка учителем готовности класса к уроку. Приветствие
II Актуализация знаний
1)Разгадать интерактивный кроссворд о строении растительной клетки: https://learningapps.org/display?v=pkkbs3n5322
2) Используя рисунок кроссворда назвать части растительной клетки
III. Изучение нового материала
Постановка цели, задач урока, мотивационная деятельность обучающихся.
Учитель: Вы видите на доске два рисунка. Сравните схемы строения растительной и животной клетки. Какие вы увидели отличия? С чем они связаны?
Учитель: Действительно зеленые листья растений в своих клетках содержат органоиды хлоропласты.
Проблема:
Демонстрируется 3 слайд: сейчас уже не лето, а осень. Что же произошло с зелеными листьями растений? Почему они стали желтого, оранжевого или красного цвета? Как вы думаете, это зависит от строения клетки растений?
Ответы учащихся… Предлагаю вам в конце урока ответить на этот вопрос.
Тема нашего урока «Строение растительной клетки. Пластиды».
IV. Лабораторная работа
Лабораторная работа №2
Тема: Строение растительной клетки. Пластиды.
Цель: Познакомиться с пластидами растительной клетки.
Оборудование: Микроскоп, микропрепараты,
Учебник (стр. 30-31,34-35).
Ход работы:
1. Рассмотреть микропрепарат «лист элодеи» (рис. 17, стр.34)
2.Рассмотреть микропрепарат клеток плодов калины (рис18,стр.35)
3.Зарисовать клетку с хлоропластами.
Физкультминутка
Учащиеся встают и под декламацию учителя повторяют за ним движения:
Будто бы волшебной кистью
Осень выкрасила листья.
Лист кленовый стал бордовый,
Желтым стал листок дубовый.
Фрукты, овощи созрели.
Яблоки в саду мы ели.
Учитель: и так, мы с вами увидели, что растительные клетки могут содержать пластиды зеленого цвета и пластиды, окрашенные в красный (желтый или оранжевый цвет).
Посмотрите внимательно на поднос, какие части растения содержат пластиды – хлоропласты, а какие – хромопласты.
Ответы учащихся: стебли, листья зеленые – хлоропласты;
Лепестки цветов, кожура красного яблока, плоды калины – хромопласты.
Учитель: эти пластиды содержат ПИГМЕНТ- красящее вещество. (Делается запись в тетради)
Учитель: а внутри клубня картофеля, плода яблока, зерен пшеницы клетки будут содержать третий вид пластид –ЛЕЙКОПЛАСТЫ. Они имеют окраску?
-Нет! Они бесцветные.
Учитель: каждый вид пластид не только имеет разный пигмент, но и выполняет разную функцию. Какую? Подумайте, пожалуйста.
Работа в тетрадях: составление схемы «Виды пластид».
Вывод: Существует три вида пластид в растительных клетках:
хлоропласты (зеленые), пигмент хлорофилл –выполняют функцию фотосинтез;
хромопласты (красные, желтые) – окраска лепестков цветков, кожуры плодов (для привлечения насекомых, животных);
лейкопласты (бесцветные) – для хранения органических веществ (запасающая).
Слайд 7 -8. Плоды, которые образуются после цветения цветка сначала какого цвета -…? (зеленые), но постепенно они становятся …? (желтыми, красными). Что же происходит?!...
Пластиды могут взаимопереходить друг в друга.
V. Закрепление изученного материала
Выполнение интерактивного задания: https://learningapps.org/display?v=p9gy1xm5n22
Домашнее задание
Возвращаемся к проблемному вопросу
Ответ:
МОДЕЛЬ КЛЕТКИ
11.11.2015
На уроке биологии «Клетка — единица всего живого» учащиеся 5 класса познакомились с основными органоидами растительной и животной клетки. После чего воссоздали ее модель собственными руками.
Пластиды бывают разные:
Бесцветные, зелёные, красные.
Но всем одинаково хочется
Растительной клетке помочь
Этапы занятия
Цели и планируемые результаты
Содержание учебного материала
Методы и приемы организации учебной деятельности
Оборудование
Средства обучения
Электронные образовательные ресурсы (текстовые, графические,звуковые, программые, мультимедийные) иллюстрирующие и раскрывающие реализацию проекта урока
Приложение: доп. Материал, на них ссылки в карте
Объем не более 10 стр А4 поля 2,0 межстрочный 1,5 кегль 14
Связь знаний с жизнью
Им
Спользует различные методы и приемы вовлечения обучающ в учебно-познав деятельности
Исполь формы орган стимулирующие творч и исслед деятель
- создает на уроке поисковые проблемные ситуации
Результативность урока
Рефлексия или способы осуществления оценки