СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии тема: "Разнообразие грибов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии 5 класс.

Тема:"Разнообразие грибов" 

Урок разработан в соответствии с требованиям ФГОС, направлен на формирование ключевых компетентностей обучающихся. Урок включает задания практического, исследовательского характера, направленные на развитие познавательной активности детей и развитие функциональной грамотности. Новизна представленных материалов - в их интегративном подходе, что дает обучающимся возможность практического применения своих знаний. Урок выстроен в парадигме системно-деятельностного подхода, используется исследовательский метод организации учебной деятельности. Используемые приемы позволяют создать динамичную обстановку на уроке, способствуя достижению планируемых результатов. Форма организации урока основана на приеме игровой механики «Образовательный квест» и осуществляется в группах.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии тема: "Разнообразие грибов"»

Нестандартный урок «Разнообразие грибов».

Проект урока по предмету биология направлен на развитие учебной мотивации.

Урок разработан в соответствии с требованиям ФГОС, направлен на формирование ключевых компетентностей обучающихся. Урок включает задания практического, исследовательского характера, направленные на развитие познавательной активности детей и развитие функциональной грамотности. Новизна представленных материалов - в их интегративном подходе, что дает обучающимся возможность практического применения своих знаний. Урок выстроен в парадигме системно-деятельностного подхода, используется исследовательский метод организации учебной деятельности. Используемые приемы позволяют создать динамичную обстановку на уроке, способствуя достижению планируемых результатов. Форма организации урока основана на приеме игровой механики «Образовательный квест» и осуществляется в группах. Класс делится на 3 команды лабораторий. Через игру «Ассоциации» дети определяют место встречи. Это «Лаборатория», где дети в роли «коллег - ученых лаборантов». У каждого «ученого» бейдж с именем. На столе каждой команды «лабораторный комплекс» для проведения опытов. Учебная задача формируется через решение проблемного вопроса: «Верите ли вы, что гриб можно вырастить за урок?» «Какие бывают грибы, их сходство и различие?» В течение урока «коллеги» ставят эксперименты и проводят практические работы, результаты фиксируют в «Листе исследований». На каждом этапе работы - один из коллег представляет результат деятельности своей команды. Итогом работы является составление кластера «ПРИРОДА-царство грибов - Микология - трубчатые грибы, плесень, дрожжи». Рефлексия проводится через приемы «Корзина идей». Вознаграждение (печенье в виде фигурок грибов)

К уроку предлагаются методические рекомендации «Презентация урока и серия заданий, способствующих развитию научно­-технического творчества обучающихся». (Приложение.) Для каждого этапа урока разработаны задания с использованием современных педагогических технологий, описаны методы и приемы, примерные варианты ответов обучающихся и правильное решение. Подготовлены критерии оценивания заданий.

Технологическая карта урока

Предмет

Биология

Класс

5

Тема

«Разнообразие грибов»

Тип урока

комбинированный

Методы работы

метод проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский (наблюдают и сравнивают) игровой, метод активного проблемно-ситуативного анализа

Формы работы

индивидуальная, работа в парах, коллективные формы работы

Используемые технологии

  • Технология проблемного обучения

  • Технология развития критического мышления (ТРКМ)

  • Технологии геймификации и дифференциации

Цель

сформировать преставления о грибах как об особом царстве живой природы.

Задачи

Образовательные:

  • познакомить с многообразием грибов: съедобные, несъедобные, плесневые, шляпочные, с особенностями строения шляпочных грибов;

  • сформировать представление о грибах, как части живой природы;

  • показать значение грибов для человека.

Развивающие: развивать умение устанавливать связи между природными объектами, развивать экологическое мышление, воображение;

Воспитывающие: воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе, бережное отношение к хлебу.



Планируемые результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

  • дать представление о грибах, как объектах живой природы;

  • сформировать умение различать части гриба, характеризовать отличительные признаки грибов.

  • различать и приводить примеры

Познавательные:

- использовать таблицы, модели, схемы, строить речевые высказывания в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, классификацию, группировку,

  • формирование учебно­познавательного интереса к новому учебному материалу,

  • уметь выполнять практическую работу;

  • сформировать способность к


съедобных и несъедобных грибов, расширить знания о ядовитых грибах.

- сформировать умение целенаправленно читать текст, понимать и сравнивать заключённую в тексте информацию.

обобщение по заданным критерия

  • создавать самостоятельные способы решения проблем возникающих на уроке, доказывать и аргументировать свою точку зрения;

  • формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации, анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам;

  • выполнять задания творческого и поискового характера, делать выводы и обобщения;

Регулятивн ые:

  • учиться ставить учебную задачу; планировать свою деятельность.

Коммуникативн ые:

  • формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, в группе).

саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • сформировать способность к самооценке

  • уметь осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных проектов



Оборудование:

интерактивная доска, ноутбук учителя, научные статьи о грибах, задания из банка PISA, TIMSS, лабораторные комплексы.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Биология»: 5 класс. М.: ВАКО, 2004 - Серия «Мастерская учителя»

  2. Жиренко О. Е., Барылкина Л. П., Обухова Л. А. Интегрированные уроки: 5 класс/ Под ред. Л. А. Обуховой. - М.: ВАКО, 2006 - Серия «Мастерская учителя».

  3. «Красная книга Российской Федерации» (растения и грибы), Издательство «Москва», Товарищество научных изданий, 2008 г.

  4. Биология. Электронное приложение к учебнику В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, 5 класс.

  5. Биология. Электронное приложение к учебнику 5 класс В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, З.Г. Гапонюк; под ред В.В. Пасечник изд-во «Просвещение», 2012.

  6. Биология. Электронное приложение к учебнику В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, 5 класс Плешаков А.А.



«Просвещение», 2012 г.

Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4456/start/155595

• Грибы растут https://drive.google.com/file/d/1MixF-_2B1_ufATY4Cf8056Vp-CWSKyzj/view?usp=sharing

• Дрожжи https://drive.google.com/file/d/1Q6i9_kRpJz10hdZ21PqGTwCR7R9AodWG/view?usp=sharing

• Плесень https://drive.google.Com/file/d/1FW EDGdhXrJHLkXrIYdn5ICaTHgDgBh /view?usp=sharing



Этап урока

Ход урока

Планируемые результаты УУД на этапе урока. /Методы и приемы мотивации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент.

2 мин.

  • Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

Давайте знакомиться. Меня зовут Татьяна Николаевна. Я рада вас приветствовать.

  • Ребята, подарите улыбку и хорошее настроение нашим гостям.

Мотивация.

  • Как вы думаете, где мы сейчас находимся?

  • «Игра в ассоциации» (Слайд «Логическая цепочка». Представлен видеоряд: микроскоп, ученый-лаборант, растения, колба)

  • ЛАБОРАТОРИЯ. Значение слова? (место, где проводят исследования)

  • Сегодня мы с вами в роли ученых биологов, разрешите вас называть «коллегами».

Девиз нашего урока: «ИССЛЕДУЙ, ОТКРЫВАЙ, ОБЩАЙСЯ»

  • Итак, в исследовательской лаборатории сегодня 3 команды-лабораторий.

  • Коллеги! У каждого из вас «Лист исследования», который вам предстоит заполнить в течение урока.

Приветствуют учителя.

Готовятся к уроку.

Определяют понятие «Лаборатория» и лексическое значение слова.

Знакомятся с заданиями «Листа исследования» (Приложение 2)

Личностные: формировать мотивацию к обучению.

ПРИЕМ «Ассоциативный ряд»

Игровой прием. (Роль «коллеги-ученые»)

ПРИЕМ «Бортовой журнал»

2.

Самоопределение к деятельности. Работа в парах. «Стадия вызова».


8 мин.

Естественно - научная грамотность.

Умение извлекать информацию из текста, иллюстрации, формулировать ответ в понятной форме. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности, умение сравнивать, классифицировать объекты.

• Коллеги, посмотрите, что находится у меня на предметном столе (картинки, муляжи разных видов грибов, дрожжи сухие, чайный гриб).

  • Как вы думаете, что объединяет все эти организмы?

  • Назовите тему нашего урока (грибы)

  • Приём ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал» «КОРЗИНА ИДЕЙ»

  • В вашем листе исследования таблица «ЗХУ». Вспомните все, что вам уже известно о грибах и запишите это кратко в первую колонку таблицы.

Обменяйтесь в парах таблицами и допишите то, чего нет у соседа.

  • Таблица «ЗХУ»

Слушают учителя, отвечают на вопросы, аргументируют свои ответы.

Прогнозируют и

определяют тему

урока.

Актуализация знаний, работа с

таблицей.

Личностные: проявлять интерес к предстоящей работе, умение высказывать своё мнение. ПРИЕМ «Прогнозирование»

Познавательные: способы выполнения заданий поискового характера, умение рассуждать и делать выводы, сравнивать, противопоставлять, классифицировать.

Коммуникативные: слушать и понимать речь учителя.

МЕТОД «Ситуация успеха»

Прием работы в паре «ученик - ученик» ПРИЕМ «Верные - неверные утверждения». Регулятивн ые: формировать самостоятельное создание способов решения проблемы, умение ставить учебные задачи

Знаю

Хочу знать

Узнал





  • Проверим, что у вас получилось.

  • Оказывается, вы много знаете о грибах.

Приём ТРКМ «Верю - не верю»

  • А верите ли вы, что грибы могут передвигаться? (слизевики, в виде лепёшек - жёлтого, белого и оранжевого цвета могут передвигаться и даже забираться на пни) слайд

  • А верите ли вы, что бледная поганка - самый ядовитый гриб? слайд

  • А верите ли вы, что есть грибы «подснежники», их можно собирать в апреле- мае (сморчки)? слайд

  • А верите ли вы, что есть грибы, которые с помощью запаха привлекают животных (трюфели)? Слайд

Слушают учителя, отвечают на вопросы. (В подтверждение каждого высказывания показ слайда с новой информацией)



  • Подумайте, что бы вы ещё хотели узнать, и запишите это во вторую колонку таблицы.

  • Давайте определим цели нашего урока.

- Ребята, я поняла, что вы хотите узнать как можно больше о грибах. Выяснить, почему столь непохожие организмы объединены в одно царство, чем грибы отличаются от всех и как они устроены. Это и будет целью нашего урока.

Предлагают свои варианты, ставят цель урока.

ПРИЕМ

«Привлекательная цель».

3.

Создание проблемной ситуации. Эксперимент.

5 мин.

• А верите ли вы, что гриб можно вырастить за урок?

- Этот вид грибов можно встретить на кухне, они не похожи на грибы с лесной поляны. Это - Дрожжи.

• Проведем эксперимент.

- Нам понадобится: пакет сухих дрожжей, сахар, теплая вода, палочка.

(Соединяем дрожжи и сахар, наливаем воду, размешиваем, накрываем крышкой).

Фиксируем время в своем «Листе исследования»

Отвечают на вопросы, обмениваются мнениями, участвуют в эксперименте.

ПРИЕМ

«Создание проблемной ситуации»

4.

Знакомство с новым материалом. «Стадия Осмысления»

10

мин.

    1. Сравнение объектов царств живой природы.

Естественно- научная грамотность.

(Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности, умение сравнивать, делать выводы)

  • Как вы думаете, грибы это «живая» или «неживая» природа?

  • Почему? (рождается, питается, растёт, размножается, дышит, умирает)

  • Какие царства живой природы вы знаете?

  • Какая наука изучает каждое царство?

Слушают учителя, отвечают на вопросы, делают выводы.

Познавательные:

анализировать, сравнивать объекты по выделенным признакам;

Коммуникативные: формировать умение работать в группе, слушать и понимать других.



Кластер:

Природа неживая живая

растения животные грибы бактерии

ботаника зоология МИКОЛОГИЯ

    1. Расширение знаний. Словарная работа по теме урока.

Естественно - научная грамотность.

(Задания, формирующие компонент естественнонаучной грамотности.)

Оказывается, грибами интересовались еще наши предки. В далёком прошлом люди думали, что грибы появляются от росы, от ударов молнии или от гниения веществ.

Даже учёные долгое время не могли решить, куда их отнести? К группам животных и растений они не подходят. Грибы - настолько интересные и уникальные организмы, что биологи выделили их в специальное царство Грибов. ПОЧЕМУ? (ВЫЯСНИМ НА УРОКЕ)

• Существует даже целая наука, посвященная изучению грибов. Прочитайте, как она называется. МИКОЛОГИЯ.

    1. Исследовательская работа в группах. «Анализ научного текста»

  • ВИДЕО «Как растут грибы?»

  • А сейчас мы подробнее познакомимся с этим царством. Проведём исследование. Работать мы будем в группах.

- Каждая группа получает информационные тексты и инструкции к ним. По окончании исследования вам нужно будет поделиться информацией. Для ответа используйте карточки - помощницы. (Приложение 1)

Читательская грамотность.

(Умение читать, извлекать информацию из текста, отвечать на поставленные

Актуализация знаний. Составляют

кластер

Воспринимают новую информацию.

Просмотр видеоматериала

ПРИЕМ «Своя опора»

Познавательные: умение целенаправленно читать текст, понимать и сравнивать заключённую в тексте информацию.



вопросы)

Естественно- научная грамотность.

(Планирование исследования, умение делать выводы на основе полученных данных)

4.4.Выводы по исследовательской работе (на слайде)

  1. Грибы состоят из шляпки, ножки и грибницы.

  2. Они не могут сами вырабатывать питательные вещества.

  3. Грибы питаются останками растений и животных.

  4. Они помогают растениям высасывать из почвы воду и соли, а взамен растения производят им питательные вещества.

  5. Для нормального роста они нуждаются в тепле и влаге.

  6. В шляпке созревают грибные споры, из которых образуются новые грибы.

• Ученые насчитали на Земле около 100 тысяч разнообразных грибов. Из шляпки и ножки состоят ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ. (Запись на доске)

Выступают, делают выводы.

Представитель группы представляет мнение команды.

Работа в группах. Анализ научного текста, ответы на вопросы, выводы.

Коммуникативные:

умение правильно строить речевое высказывание;

Прием работы в группе «учащийся - учащийся».

Метод «Соревнование»

Дифференцированные

задания

МЕТОД

«Ситуация успеха»

5.

ФИЗМИНУТКА.

1 мин.

Мы шли, шли, шли, (маршируют, руки на поясе)

Боровик нашли. (наклонились)

Берем? Берем. И дальше пойдем.

(Игра на внимание. Дети берут съедобные грибы. В предложенном ряде слов есть несъедобные грибы. Белый гриб, опенок, поганка, шампиньон.)

- По какому принципу вы разделили грибы на группы?

Съедобные и несъедобные.

У грибов, как и у людей, есть двойники. Самый ядовитый - бледная поганка.

Слайд.


Игровые приемы.

ПРИЕМ «Лови ошибку».

6.

Закрепление изученного материала.

8 мин.

Естественно- научная грамотность.

(Работа с схемой - рисунком, умение соотносить название и части объект.

Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности)

Ученик показывает и называет строение гриба.

Остальные работают в листе исследования.

Познавательные: умение работать со схемами, соотносить понятия и объекты, целенаправленно читать текст, понимать и сравнивать заключённую в



6.1. Работа с иллюстрацией (Лист исс

ледования рисунок и таблица)

Шампиньон

Проводят исследование, заполняют таблицу, называют отличия.

Договариваются в группе, назначают ответственного за каждый этап исследования (практической работы).

тексте информацию. Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

ПРИЕМ «Открытые задания»

Познавательные: формировать умение ориентироваться в учебнике, умения целенаправленно читать текст, понимать и сравнивать заключённую в тексте информацию.

Регулятивн ые: планировать свою деятельность, корректировать работу.


Есть

Нет

Цвет

+


Плотность

+


Запах

+


Опасный двойник

+

(бледная поганка)


1. Практическая работа. Исследование.

- Коллеги, пора надеть перчатки. Как вы думаете, для чего лаборант надевает перчатки?

  1. Перед вами гриб шампиньон. Достаньте его из контейнера и положите на чистый лист. Внимательно рассмотрите его строение. Из чего он состоит? (шляпка и ножка). Найдите в листе исследования рисунок гриба, сравните его с настоящим грибом и с вашими записями. Всё верно? Запишите слова, обозначающие части гриба (ножка, шляпка).

КАКОЙ это гриб? (Съедобный)

  1. Определите цвет гриба. Для этого подберите подходящий цвет карандаша и раскрасьте рисунок в листе исследования.

  2. Определите плотность гриба. Для этого возьмите пластиковый нож (напомнить ТБ) и разрежьте гриб пополам. Какой он внутри? Плотный или рыхлый? Поставьте «+» напротив одного из этих слов.

  3. Определить наличие запаха у гриба. Для этого поднесите гриб к носу и вдохните. Отметьте это свойство в листе исследований.

6.Составление правил сбора грибов.

Читательская грамотность.

(Умение читать и извлекать информацию из текста, формулировать правила)



Приём ТРКМ «Инсерт»

• Ребята, а вы знаете, как правильно собирать грибы?

-Для этого прочитаем текст и сделаем карандашом следующие пометы:

Слайд

V- уже знал, + - новое, - - думал иначе, ? - есть вопросы

• Какие новые сведения для себя вы отметили? (Каждый называет то, что новым является для него)

Чтение текста, работа с информацией, формулирование правил сбора грибов.

ПРИЕМ «Инсерт»

7.

Расширение знаний обучающихся.

4 мин.

Естественно-научная грамотность.

(Проанализировать предложенную информацию, предложить ответы на поставленные вопросы и объяснить свои ответы.)

- Мы доказали, что грибы - это царство.

-Тогда возникает следующий вопрос: какую пользу приносят грибы?

Это интересно!

Просмотр видеоролика «Ускоренная съёмка роста плесени»

  • Плесень тоже относится к царству грибов.

  • Рассмотрите плесень под лупой и докажите, что я права. Из каких частей состоит плесень? (есть грибница и плодовое тело)

  • Можно назвать её грибом?

А чего нет у плесени? (шляпки)

  • Можно её в таком случае назвать шляпочным грибом? А как бы вы назвали этот вид грибов? Этот вид грибов называют «плесневые».

Кластер

  • Оказывается плесень - это тоже грибы, только очень маленькие - одноклеточные Ребята, как вы думаете, что будет, если хлеб долго пролежит в пакете?

  • Он покроется вот такой плесенью. (Показываю) Рассмотрите кусочек хлеба под лупой. Демонстрация плесени на других продуктах.

  • Плесень очень живуча. Даже если случится катастрофа и мир погибнет, плесень выживет. Победить ее невозможно и оградиться от ее вторжения тоже. Она способна вызвать аллергию, легочные заболевания. Покрывшиеся плесенью

Воспринимают информацию через

просмотр видеоматериала. Рассматривают грибы, находят отличие и сходство шляпочных и плесневых грибов.

Предположения детей о возникновении плесени, ее пользе и вреде.

Познавательные:

выполнять задания творческого и поискового характера, делать выводы и обобщения;

Коммуникативн ые:

формировать умение слушать и понимать других.

Работа в паре «ученик- ученик»

ПРИЕМ

создания проблемной ситуации



продукты могут быть смертельно опасными для человека. В тоже время плесень используют для приготовления некоторых сортов сыра, лекарства, например, пенициллина, который спас жизни миллионам людей.

ПЛЕСНЕВЫЕ ГРИБЫ (запись на доске)

ВЫВОД: грибы приносят вред и пользу!



8.

Рефлексия. Подведение итогов.

2 мин.

ЛИСТ ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРОВЕРКА ЭКСПЕРИМЕНТА

РЕЗУЛЬТАТ: дрожжи поднялись, гриб вырос.

  • Посмотрите на доску, перед вами кластер - схема основных понятий по теме урока. Используя кластер, заполните 3 столбик таблицы «Что нового вы узнали о грибах?»

  • Рефлексия «КОРЗИНА ИДЕЙ»

- Давайте соберем в волшебную корзину все самое интересное, что было на уроке.

  • Почему грибы выделили в отдельное царство?

  • Знания, открытые вами на уроке, как могут пригодиться в жизни? Приведите примеры.

У кого появилось желание узнать больше о царстве грибов?

.

Отвечают на вопросы учителя.

Составляют кластер

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Приводят свои примеры к новому материалу. Оценивают свое настроение, деятельность на уроке.

Дают комментарии о «итогах встречи коллег-ученых биологов», о важности темы в учебном пособии А. А. Плешакова

ПРИЕМ

«Своя опора» ПРИЕМ «Оратор»

ПРИЕМ

«Свои примеры».

Познавательные:

доказывать и аргументировать свою точку зрения;

Коммуникативные: умение высказывать свое мнение.

ПРИЕМ «Автор».







«Биология»


9.

Домашнее задание


- Составить список вопросов по теме урока, используя материал учебника.

Вспомните. «Тонкие вопросы» требуют простого (однозначного)

ответа. «Толстые» вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

«Лукошко грибов» (Тематический подарок-сюрприз)

Урок окончен. Всем спасибо!

Повторяют понятие «толстый» и «тонкий» вопрос.

ПРИЕМ «Толстые и тонкие вопросы»

Приложение 1.

Карточки для работы «Анализ научного текста»

ТЕКСТ № 3

Некоторые грибы добывают пищу из остатков растений и животных, находящихся в почве, или получают её с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные вещества, а грибы помогают корням всасывать воду с растворёнными в ней минеральными солями.

Вопрос: Чем питаются грибы?

Карточка - помощница .

В ходе исследования мы узнали, что грибы питаются и .

ТЕКСТ № 4

Грибница растет 100 лет, а плодовое тело живет от 3 до 7 дней. Грибница высасывает из почвы воду и питательные вещества. Они по ножке продвигаются к шляпке. Гриб растёт. В шляпке созревают грибные споры (похожие на пыль), которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы.

Вопросы:

1.Сколько дней живёт плодовое тело гриба?

2.Что созревает в шляпке гриба?

Карточка - помощница.

В результате исследования мы узнали, что .

В шляпке гриба созревают , которые и .

ТЕКСТ № 5

Грибы часто растут под деревьями. Грибам нужна влага и тепло, если будет сухо или холодно, то грибы не вырастут! Это проверено временем... Для роста грибам нужен тёплый летний дождик (он так и называется - грибной дождь) и теплые ночи.

Вопрос: Что нужно для того, чтобы росли грибы?

Карточка — помощница.

Для нормального роста грибов нужны и .

Приложение 2.



Лист исследования

ЛИСТ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Фамилия Имя

1. Заполни таблицу.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ






2. Эксперимент № 1.

Цель:

Начало эксперимента:

Окончание эксперимента:

Результат:



3. Исследование «Практическая работа»

4. САМООЦЕНКА


Шампиньон



Есть

Нет

Цвет



Плотность



Запах



Опасный двойник







ДАТА: 11.12.2024 г



Опыт: «Шляпка гриба – пористая, впитывает грязные вещества»

Цель: опытным путём прийти к выводу о том, что шляпки грибов впитывают в себя различные вещества (в том числе и вредные); не собирать грибы вблизи дорог и в городе.

Материал: мочалки, вырезанные в виде грибов; тарелочки с чистой и грязной водой.

Ход опыта:

Ребята, сегодня я хочу обратить ваше внимание на шляпку гриба. Какая она на ощупь? Мягкая, гладкая. А внутренняя сторона гриба вся в маленькую дырочку – она пористая. А что ещё может быть пористым? (мочалка). Мочалка обладает такими же свойствами как и шляпка гриба.

А сейчас мы с вами проведём опыт. У вас на столах тарелочки с водой чистой и грязной, и мочалочки. Опустите мочалку в чистую воду. Куда делась вода? Она исчезла, впиталась. Значит пористые предметы впитывают влагу.

Теперь выжимайте мочалки и опустите их в грязную воду. Что случилось с водой? Она тоже впиталась вместе с вредными веществами, попавшими в неё из воздуха и почвы. Значит шляпка гриба впитывает любую воду. И если гриб впитал грязную воду или грязный воздух, то вредные вещества попадут потом к нам в пищу.

Давайте подумаем, где можно собирать грибы? (в лесу, там чистый воздух). А где нельзя? (в городе, у дорог, т. к. вредные вещества впитываются в гриб).

Молодцы, ребята, правильно: «Не срезай нас никогда, если в лес пришла беда, если рядом есть дорога. Обойди нас и не трогай!»


ПРАВИЛА СБОРА ГРИБОВ

Прочитай текст и сделай карандашом следующие пометы:

V- уже знал,

+ - новое,

- - думал иначе,

? - есть вопросы

1.Собирай только хорошо знакомые грибы!

    1. если сомневаешься - гриб в корзину не клади!

  1. .Не бери старые грибы - в них яд.

  2. .Грибы срезай ножом или выкручивай!

  3. .Не собирай грибы возле дорог - в них много вредных веществ!

  4. . Не рвите ядовитые грибы, так как они являются лекарством для некоторых животных.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!