СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 5 классе "Экологические факторы среды"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 5 классе "Экологические факторы среды"»


Тема: Экологические факторы среды.


Цели:

содержательная: формирование представлений об экологических факторах среды и их влиянии на живые организмы..
деятельностная: создание условий для формирования у учащихся умений анализировать, обобщать, делать выводы, логически мыслить.
Задачи

Образовательная: познакомить учащихся с экологическими факторами: абиотическими, биотическими (формами взаимоотношений между организмами), влиянием деятельности человека на природу.

Развивающая: развивать умение работать с текстом учебника, рисунками, составлению схем, делать сравнительный анализ

Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе.

УУД, формируемые на уроке:
- личностные: ответственное отношение к выполнению учебных задач; готовность к восприятию научной мира; нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала.
- коммуникативные: участие в совместной деятельности; создание устных и письменных текстов; адекватное восприятие устной речи, осознанное чтение, владение монологической речью; организация работы в группе;
- познавательные: владение смысловым чтением; нахождение достоверной информации; обобщение; построение речевого высказывания.
- регулятивные: целеполагание, планирование, определение проблемы, выдвижение версий; оценка и самоконтроль учебной деятельности
Ожидаемые результаты:
Личностные:
- обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
- ответственно относятся к выполнению учебных задач;
- демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Метапредметные:
- ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
- выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
- работают с информацией;
- оценивают свою работу и работу одноклассников.
Предметные:
- обучащиеся умеют определять понятие «экологические факторы»; характеризовать группы экологических факторов и объяснять влияние факторов среды на жизнь организмов.

Тип урока: «открытия» нового знания

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Оборудование: презентация, таблицы, видеофрагменты.


ХОД УРОКА

1.Организационный момент: включение учеников в деятельность на личностно-значимом уровне

2.Актуализация знаний.

Цель: повторение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

  1. Выполните тестовое задание (слайд4)

  2. Задание для группы

Тексты заданий на столах.Задание для группы №1 Вставьте пропущенные слова

Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, за­пасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в те­чение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...

Пропущенные слова: достаточным, кактус, влаги, температуры, птицы, земле



Задание для группы №2 Вставьте пропущенные слова

Водная среда характеризуется достаточным количеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплаваю­щих птиц). Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом, плавники





Задание для группы №3 Вставьте пропущенные слова

Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практически не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием.

Пропущенные слова: кислорода, маленькие, свет, обонянием

Какая среда не нашла места в ваших заданиях? Какой вывод можно сделать?

3. Постановка учебной задачи формулирование темы.

Ребята , мы с вами выяснили, что каждый организм живет в своей среде обитания. А всегда ли им хорошо там жить?


Перед вами на моем столе лежит растение. Оно завяло. Как вы думаете, почему оно завяло? (Растение изъяли из обычной среды обитания: оставили без почвы и воды)

Почему  черви называют Дождевыми ?

 При дожде выползает на поверхность почвы, т.к. в его ходах нет воздуха и не чем дышать. Получается, что он дождя не любит.

Сделаем вывод, что же поменялось ? Условия жизни  организмов в их среде.

Учитель: И так, что же мы сегодня будем с вами изучать на уроке?

Ребята,  по-другому условия  среды называют факторами.

 Давайте вспомним, какая наука изучает связь живых организмов и влияние на них  факторов среды обитания…ЭКОЛОГИЯ

« Наука о живых организмах

Известная вам биология.

А их отношения со средой обитания

Рассматривает экология

Докончите стихотворение:

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Цветы, деревья и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это …………

Итак, тема урока «Экологические факторы среды»

 Постановка цели:  Какие бывают условия среды обитания и как они влияют на организмы.                                                                                           

 -Для достижения запланированной цели нам необходим план действий, какой?

План урока (на доске)

1.Что такое экологические факторы?

2.Основные группы экологических факторов.

3.Влияние факторов среды на живые организмы.

Обратите внимание на деревья, стоящие во дворе школе и скажите: «Какие условия влияют на них»

Дети перечисляют условия, а учительница записывает их на доске в три группы.

Что объединяет условия, помещенные в одну группу?

Дети различают три группы экологических факторов: факторы неживой природы – абиотические, факторы живой природы - биотические и влияние деятельности человека на природу - антропогенный.

Заполняется схема «Экологические факторы»

Итак, мы ответили на два пункта нашего плана (обобщение), а чтобы выяснить вопрос третьего пункта, поработаем в группах.

Работа с учебником: прочитать §18

1 группа: абзац «абиотические факторы».

2. группа: абзац «биотические факторы».

3. группа: абзац «антропогенный фактор»

От каждой группы выступает один ученик, учитель на слайдах демонстрирует влияние факторов на живые организмы, о которых рассказывают дети.

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою – три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту сесть опять.


5. Первичное закрепление


1.Взаимодействия организмов между собой могут быть взаимовыгодными, нейтральными, конкурирующие Учитель: Как вы думаете: о каком взаимодействии идёт речь в этих стихотворениях и загадках?

1. Стой, плотва и караси!

И пощады не проси:

Я – хозяйка здесь в пруду,

На охоту я иду.

(Щука – плотва и караси, хищничество)

2. Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

(Цветок – пчела, симбиоз)

3. Кровь попить у детворы

Любят летом комары,

Потому, что кровососы -

Надоеды – пискуны.

(Комар – человек, паразитизм)

4. Однажды на ужин испробовать волк,

вдруг захотел червяка.

- Тьфу… Гадость какая!

Он завопил.

- Посижу на диете пока.

(Волк – дождевой червь, нейтрализм)


2.Просмотр фрагментов о воздействии человека на природу.

Работа учеников .Поиграем : «  Хорошо,  плохо » 

1. Строим предприятия 2. Происходят разливы нефти.

3.Пожары в лесу. 4.Выбрасываем  мусор, где попало.               

5. Заготавливаем лес. 6. Высаживаем растения

7.Разводим рыб. 8.  Сдаем бумагу, пластмассу в переработку.

9. Много автомобилей .  10.Создаем заповедники,  национальные парки.

В тетради:   хорошо         плохо

                    6, 7,8,10      1,2,3,4,5,9                                                                  


6.Самостоятельная работа по проверке знаний


1.Распределите факторы среды в три группы:

лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс сточных вод в реку, опыление растения, дождь

цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов.








2. Верно ли утверждение


1 вариант

1. Глубокий снег в лесу не мешает животным передвигаться.

2. Дупло в стволе дерева может стать домом для птиц.

3. Хищники и добыча, паразиты и хозяева- это факторы живой природы.

4. Антропогенный фактор часто считают фактором угрозы для природы.

5.Деятельность людей в природе должна быть разумной.


2 вариант

1. Факторы неживой природы- это влияние организмов друг на друга или на место, в котором они живут.

2. На всех птиц и зверей влияют паразиты, а для паразитов важно наличие в среде хозяев.

3. Когда в лесу живёт много рысей, то зайцев, на которых охотится рысь, становится мало.

4. Антропогенные факторы сильно изменяют среду, окружающую человека.

5. Получая от природы дары, человек должен возмещать её утраты.


7. Рефлексия


Вывод: в ходе сегодняшнего урока мы выяснили, что живые организмы неразрывно связаны не только со средой обитания, но и друг с другом.

На столах учеников табл.

НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ

АКТИВНО/ ПАССИВНО

На уроке мне было

Интересно/не интересно легко/трудно

Своей работой на уроке я

Доволен /не доволен

Урок показался мне

Коротким / длинным

Мое настроение

Хорошее / не очень хорошее/ плохое.


8. домашнее задание.

§18, прочитать и составить 3 вопроса к тексту, ответить устно на вопросы 1-3 в учебнике с. 81

Выбрать для себя дополнительное задание. 1.Примеры биотических взаимоотношений.

2. Примеры негативного влияния человека в нашем микрорайоне.

3.Составьте план сообщения «Роль зелёных растений для жизни на на­шей планете».









Тексты заданий на столах.Задание для группы №1 Вставьте пропущенные слова

Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, за­пасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в те­чение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...

Пропущенные слова: доста­точным, кактус, влаги, температуры, птицы, земле



Задание для группы №2 Вставьте пропущенные слова

Водная среда характеризуется достаточным ко­личеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Неко­торые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплаваю­щих птиц). Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом, плавники









Задание для группы №3 Вставьте пропущенные слова

Почвенная среда нередко характеризуется боль­шим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практи­чески не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием.

Пропущенные слова: кислорода, маленькие, свет, обонянием





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!