Тема: Размножение организмов, его значение.
Структура урока:
Организационный момент (1 мин.)
Актуализация знаний (5-7 мин.)
Изучение нового материала (15 мин.)
Практическая работа (10 мин.)
Подведение итогов урока. Выставление оценок. (5 мин.)
Домашнее задание (1 мин.)
Актуализация знаний: Рисунки представителей царств РАСТЕНИЯ, ГРИБЫ, ЖИВОТНЫЕ, МИКРООРГАНИЗМЫ.
- Что объединяет эти рисунки? (Являются представителями царств живой природы, обладают свойствами живых организмов).
Называют свойства: ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ: ПИТАНИЕ, ДЫХАНИЕ, РАЗМНОЖЕНИЕ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ (АДАПТАЦИЯ), ДВИЖЕНИЕ (РАСПРОСТРАНЕНИЕ, РАССЕЛЕНИЕ).
- Какие процессы мы изучали?
О каком свойстве живых организмов мы будем говорить сегодня? Продолжите высказывание:
Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к самовоспроизводству или размножению.
Формулирование темы и плана работы на уроке (отвечая на вопросы составляем план).
-Что вы знаете об этом свойстве? (ПОЛОВОЕ ИЛИ СЕМЕННОЕ и БЕСПОЛОЕ).
Тема: Размножение организмов, его значение.
На доске составляем кластер «РАЗМНОЖЕНИЕ»
Изучение нового материала.
Работа в группах :
Каждая группа знакомится с исследовательским заданием, составляют кластер в конце работы как отчёт:
1 группа. Инструктивная карточка №1. «Деление»
2 группа. Инструктивная карточка №2 «Почкование».
3 группа. Инструктивная карточка №3. «Спорообразование».
4 группа. Инструктивная карточка №4. «Фрагментация».
Выступление каждой группы. Составление кластера на доске прикрепление листа и рассказ о способе размножения.
- Что общего у данных форм? (1 материнский организм, сохраняют признаки материнского организма, увеличивают количество организмов).
Физкультминутка
Утром дети в лес пошли (шагаем)
И в лесу грибы нашли ( вытягивают руки вперёд),
Собирали, собирали (наклоны вперёд),
По дороге растеряли (разведение рук в стороны).
-Посмотрите внимательно на ваш рабочий стол. Что вы видите? (Комнатные растения).
- Могут ли растения воспроизводить себе подобных без семян? Как называется такой способ размножения?
Какими способами чаще всего размножают комнатные растения?
Введение понятия «Вегетативные органы», «Вегетативное размножение»
-Как называются все эти компоненты растения? (Вегетативные органы).
- Как вы думаете, имеют ли отношение вегетативные органы растения к нашей теме? (Да).
- Давайте докажем это утверждение на практике, ответив на вопрос «Почему этот способ размножения можно отнести к бесполому?»
Выполнение практической работы.
Требования безопасности во время работы
1.Точно выполнять все указания учителя при проведении работы.
2.При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, и др.) брать их только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на своих товарищей, класть их на рабочее место заостренными концами от себя.
3.Соблюдать осторожность при обращении с лабораторной посудой.
4.Во избежание отравлений и аллергических реакций, не нюхать растения, не пробовать их на вкус.
5.При получении травмы сообщить об этом учителю
Требования безопасности по окончании работы
1.Привести в порядок рабочее место.
2.Тщательно вымыть руки с мылом.
Каждая группа рассказывает о своей работе, добавляя в кластер новые факты.
Делает вывод по теме:
Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к самовоспроизводству или размножению.
ЗНАЧЕНИЕ:
1.Увеличение количества за короткий промежуток времени.
2. Сохраняют признаки материнского организма.
3. Озеленение помещений.
Рефлексия:
Самооценка работы группы по предложенному алгоритму:
1.Удалось получить результат работы?
2. Группа справилась полностью правильно или с незначительной ошибкой (если да, то какой)?
3.Справились самостоятельно или с помощью учителя?
4.Какие ставите себе оценки?
Оспаривают или соглашаются с оценкой своих работ. Анализируют допущенные недочеты.
- Кластер остался незаконченным. (Добавляю белые листы). Чтобы его завершить, необходимо решить биологические задачи.
Домашнее задание по группам:
1. Тамара Ивановна, дачница: - У меня мало места в саду, но я хочу иметь на своем участке грушу и яблоню. Как мне осуществить свою мечту?
2. У садовника растет замечательный куст смородины. Ягоды на нем особо крупные, вкусные. Он хочет получить второе растение, обладающее такими же свойствами. Как ему размножить куст?
3. У Тамары Ивановны растет крупная, сладкая малина. Её соседка по даче Татьяна Николаевна хочет завести у себя растение, обладающее такими же свойствами. Как им размножить малину?
4. На сельскохозяйственной ярмарке дачницы Тамара Ивановна и Татьяна Николаевна купили по 2 клубня редкого сорта картофеля. После посадки у Татьяны Николаевны взошло 5 кустов, а у Тамары Ивановны только 2 куста. Почему?
-Сегодня наука шагнула далеко вперёд и есть новые способы бесполого размножения- это «культура тканей» и «клонирование».
Дополнительное задание: подготовить сообщения о «культуре тканей» и «клонировании».
Если останется время.
Разгадать загадки.
Если останется время. Разгадать загадки.
Можешь трогать коль не трус, У клубники длинный……….(ус) Ты розетки отрезай. И клубнику размножай. | Что Посмотри сюда дружок Пред тобою……………( черенок) Стебель, почки и листочки, Так и просятся в горшочки. |
Что там в земле за усище? Да это же ириса………( корневище) | Разберётся новичок, Целый куст даёт ……..(листок) Срежь его и посади. Новый кустик впереди. |
«У мамы дочки на шнурочке» (корневище) | |