Организационный этап (2 мин) | Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок Проверка готовности учащихся к уроку, отсутствующих. Деление класса на группы: учащимся выдаются жетоны, они рассаживаются за столы, соответствующие их номерам. 1) Пр. полуш. Зона мелководья. 2) Пр. полуш. Зона открытой воды 3) Пр. полуш. Глубоководная зона 4) Л. полуш. Зона мелководья. 2) Л. полуш. Зона открытой воды 3) Л. полуш. Глубоководная зона | Проверяют готовность к уроку, делятся на группы. | Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Настрой на позитивную работу на уроке, самоорганизация |
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…) (4-5мин.) | Сейчас внимательно смотрим видеоролик, после которого будете выполнять задания. После просмотра ролика: - давайте сформулируем определения: прикрепленные организмы, свободноплавающие организмы, планктон. | Учащиеся ставят цель урока. - исследовать условия жизни организмов, выявить черты приспособленности к определенным условиям, Особенности живых организмов в водной среде Прикрепленные организмы – это организмы, которые прикрепляются к грунту, прирастают к камням и не способны передвигаться.. Свободноплавающие организмы – это организмы обладающие способностью плавать в открытой воде, имеющие обтекаемое тело и мощные мышцы, позволяющие развивать большую скорость движения. Планктон – парящие и плавающие в воде растительные и животные микроскопические организмы, не способные противостоять течению воды. | Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. Коммуникативные- сотрудничество в поиске информации Регулятивные – планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата заданным эталоном, коррекция, коммуникативные –инициативное сотрудничество в поиске информации. познавательные – построение логической цепи рассуждений, доказательств. |
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения практических задач (Первичное закрепление) (10мин.) | После просмотра фрагмента видеоролика организует работу в группах - Сейчас работаем в группах, у каждой группы свое задание, на выполнение которого отводится 10 минут, затем вы должны представить свою работу, при этом должен участвовать каждый из группы. При выполнении заданий можно пользоваться учебником п.23 стр. 99-103 1) Пр. полуш. Зона мелководья. Составить коллаж «Обитатели зоны мелководья». От имени одного из обитателей данной зоны составьте рассказ «Почему я живу именно здесь?» (5-6 предложений) 2) Пр. полуш. Зона открыто воды Составить коллаж «Обитатели зоны открытой воды». От имени одного из обитателей данной зоны составьте рассказ «Почему я живу именно здесь?» (5-6 предложений) 3) Пр. полуш. Глубоководная зона Составить коллаж «Обитатели глубоководной зоны». От имени одного из обитателей данной зоны составьте рассказ «Почему я живу именно здесь?» (5-6 предложений) 4) Л. полуш. Зона мелководья. Заполните таблицу: Зона | Обита-тели | Трудности зоны | Приспособления | Мелководья | | | | 5) Л. полуш. Зона открытой воды Заполните таблицу: Зона | Обита-тели | Трудности зоны | Приспособления | Открытой воды | | | | 6) Л. полуш. Глубоководная зона Заполните таблицу: Зона | Обита-тели | Трудности зоны | Приспособления | Глубоководная | | | | | Работают в группах, выполняют задания, взаимодействуют между собой, сотрудничают, выслушивают мнение друг друга Зона | Трудности (проблемы, задача) | Организмы | Приспособле-ния | Мелководья | (прибойная волна, приливы, отливы, морские птицы; удержаться, скрыться) | Мидии, устрицы, водоросли, конек-тряпичник, пескожил, скат, камбала | Клейкие нити, прирастают – это прикрепленные организмы, зарываются в песок, имеют плоское тело окрашенное под цвет грунта - незаметны | Открытая вода | (негде спрятаться, приспособления для плавания) | Дельфины, акулы, тунцы – свободноплавающие; Рачки, медузы, однокл. Водоросли, инфузории, личинки моллюсков – планктон. | Обтекаемое тело, мощные мышцы, плавники – быстро плавют, мелкие, легкие, парящие, плавающие | Глубоководная зона | (темно, нет растений, приспособления к темноте) | Рыба-удильщик | Темная окраска тела, светящиеся приманки | | Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: умение выражать свои мысли познавательные – выбор оснований и критериев для сравнения. |
Обобщение усвоенного и включение нового знания в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД (Повторение) (20 мин) | Организует представление групп. Представляем зону Мелководья – выходит 1 и 4 группа. 4 группа рассказывает по таблице. Кто является обитателями этой зоны, с какими трудностями они сталкиваются и как их преодолевают, какие имеют для этого приспособления. Затем 1 группа. Демонстрирует коллаж, рассказывает от имени одного из обитателей почему, он живет именно здесь, что ему нравиться, чем привлекает данная зона, почему? Представляем зону открытой воды – 5 и 2 группа. 5 группа рассказывает по таблице. Кто является обитателями этой зоны, с какими трудностями они сталкиваются и как их преодолевают, какие имеют для этого приспособления. Затем 2 группа. Демонстрирует коллаж, рассказывает от имени одного из обитателей почему, он живет именно здесь, что ему нравиться, чем привлекает данная зона, почему? Представляем глубоководную зону– 6 и 3 группа. 6 группа рассказывает по таблице. Кто является обитателями этой зоны, с какими трудностями они сталкиваются и как их преодолевают, какие имеют для этого приспособления. Затем 3 группа. Демонстрирует коллаж, рассказывает от имени одного из обитателей почему, он живет именно здесь, что ему нравиться, чем привлекает данная зона, почему? | Представляют свою работу, при этом должен участвовать каждый из группы. Представляем зону Мелководья – выходит 1 и 4 группа. Зона | Обитатели | Трудности зоны | Приспособления | Мелководья | Мидии, устрицы, водоросли, конек-тряпичник, пескожил, скат, камбала | прибойная волна, приливы, отливы, морские птицы; удержаться, скрыться | Клейкие нити, прирастают – это прикрепленные организмы, зарываются в песок, имеют плоское тело окрашенное под цвет грунта - незаметны | Представляем зону открытой воды – 5 и 2 группа. Зона | Обитатели | Трудности зоны | Приспособления | Открытой воды | Дельфины, акулы, тунцы – свободноплавающие; Рачки, медузы, однокл. Водоросли, инфузории, личинки моллюсков – планктон. | (негде спрятаться, приспособления для плавания) | Обтекаемое тело, мощные мышцы, плавники – быстро плавют, мелкие, легкие, парящие, плавающие | Представляем глубоководную зону– 6 и 3 группа. Зона | Обита-тели | Трудности зоны | Приспособления | Глубоководная | Рыба-удильщик | темно, нет растений, приспособления к темноте | Темная окраска тела, светящиеся приманки | | Умение систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности). Умение организовывать учебное сотрудничество и Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей, владение устной речью. Умение высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога. Выслушивают собеседников, высказывают свое мнение, аргументируют его. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют самоконтроль, контроль понимания темы, основных понятий |
Рефлексия деятельности | Организует рефлексию - Почему обитатели мелководий (рис.87,88), открытой воды (рис.89, 90) и глубоководной зоны (рис. 91) имеют такой внешний вид, строение, поведение, образ жизни? - Где будут необходимы изученные знания. | | Учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Производят рефлексию своих действий. Учатся выражать свои мысли Оценивают себя в процессе деятельности. Пытаются соотнести цель урока с его результатом. Оценивают свою деятельность, воспринимают оценку своей работы учителем |