СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 5-м классе "Увеличительные приборы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 5-м классе "Увеличительные приборы"»

Урок биологии в 5-м классе "Увеличительные приборы"

Цели урока: 

  • Образовательные: убедить учащихся в том, что уровень развития взглядов на природу во многом зависит от методов, которыми пользуются при её изучении; микроскоп даёт возможность заглянуть в тайны природы, недоступные невооружённому глазу; познакомить учащихся с устройством лупы и светового микроскопа, правилами техники безопасности при работе с микроскопом и при приготовлении микропрепаратов; научиться пользоваться микроскопом, изготавливать временные микропрепараты; развивать учебно-интеллектуальные умения (находить необходимые сведения в тексте учебника, выделять главное).

  • Воспитывать культуру поведения при индивидуальной и парной работе.

  • Формировать УУД:

    • Личностные УУД: проявлять познавательный  интерес к изучению увеличительных приборов; понимать: учебные задачи и стремиться  их выполнить, свою успешность при изучении темы.

    • Регулятивные УУД: осуществлять целенаправленного поиска ответов на поставленные вопросы;  выполнять задания в соответствии с целью.

    • Коммуникативные УУД: обсуждать проблемные вопросы тем и курса биологии, работая в парах и малых группах; стремиться к сотрудничеству с учителем, сверстниками в рамках учебного диалога, при работе в группах,  в поиске и сборе информации.

    • Познавательные УУД: рассматривать и пояснять иллюстрации учебника; структурировать текст; выполнять логические операции при решении проблемной ситуации.

Тип урока: урок введения нового материала.

Формы работы учащихся: индивидуальная и парная работа.

Основные понятия: увеличительные приборы, лупа, микроскоп.

Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь; ручная лупа, микроскоп, ткань плода томата, готовые микропрепараты; презентация «Увеличительные приборы», рисунки, изображающие весёлое и грустное солнышко (на каждого ученика); ЭОР «Лупы», «Световой микроскоп», «Схема микроскопа»,  «Электронный микроскоп», «Устройство лабораторного микроскопа»; рисунки, изображающие весёлое и грустное солнышко (на каждого ученика; компьютер, проектор, интерактивная доска (по возможности). 

  1. Актуализация знаний (5 мин).

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я всех вас рада видеть. Садитесь. Встаньте ровно и красиво. Сядьте тихо и начнем урок.

Вспомните (проверка домашнего задания)

  • Как исследуют природу?

  • Как записывают наблюдения?

  1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Учитель: На уроках биологии мы говорим о том, жизнь на нашей планете разнообразна. Все живые организмы можно объединить в четыре царства. Назовите царства живой природы. (учащиеся называют царства: растения, животные, грибы, бактерии.)

Учитель: Как вы думаете, представители какого царства имеют самые микроскопичные размеры? (учащиеся отвечают: царство бактерии)

Учитель: Как вы думаете, что помогает человеку заглянуть в этот удивительный микромир, узнать строение ? (учащиеся предполагают: микроскоп, лупа )

Учитель: Ребята, вы уже наверное догадались, какая тема урока? (ответы учащихся). Учитель: Правильно (дополняет, обобщает)- Устройство увеличительных приборов.(предлагает записать тему урока в рабочий лист).

3. Изучение нового материала (20 мин).

1. Назначение увеличительных приборов.

Учитель предлагает учащимся назвать увеличительные приборы, просмотреть иллюстрации на с. 16 и ответить на вопрос: чем различаются?

2. Создание микроскопа.

Анализируя текст на с. 16, соответствующий слайд презентации, учащиеся знакомятся с учёными, внёсшими вклад в развитие знаний о клетке. 

3. Устройство микроскопа.

Учащиеся просматривают ЭОР «Световой микроскоп». Учитель организует лабораторную работу №1 «Изучение строения увеличительных приборов» учащиеся выполняют работу согласно инструктивной карточке со с.17, 18.

Лабораторная работа № 1

Тема: «Изучение строения увеличительных приборов».

Цель: научиться работать с увеличительными приборами.

Оборудование: ручная лупа, микроскоп, ткань плода томата, готовые микропрепараты.

Ход работы

Задание 1

1. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные части. Узнайте их назначение.

Части микроскопа: штатив, тубус, окуляр, объектив, предметный столик с отверстием для проникновения света и зажимами для закрепления микропрепарата, винты, зеркало.

Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом на с.18.

2. Расчёт увеличения микроскопа. Учитель: Любой грамотный исследователь должен знать, какое увеличение дает микроскоп, с которым он работает.

Учитель: Найдите в учебнике, как подсчитать увеличение микроскопа. (учащиеся находят, отвечают :Увеличение окуляра x увеличение объектива)
Учитель: подсчитайте и запишите увеличение вашего микроскопа. Увеличение микроскопа можно регулировать, заменяя окуляр или объектив. В школьной лаборатории это делает учитель.

увеличение окуляра х увеличение объектива = общее увеличение микроскопа.

Увеличение
окуляра

Увеличение
объектива

Общее увеличение
микроскопа

8

10
20

80
160

20

10
20

200
400

 

3. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат. Отработайте основные этапы работы с микроскопом.

Учитель предлагает учащимся выполнить физкультминутку.

Физкультминутка

Дышим носом глубоко, 
Дышим носом глубоко –  
Поднимаемся легко. 
Наклоняемся вперёд, 
Прогибаемся назад. 
Как деревья ветер гнёт, 
Так качаемся мы в лодке
(Наклоны взад-вперёд). 
Головой теперь покрутим –  
Так мы лучше думать будем. 
 Поворот и поворот, 
А потом наоборот –   
(Вращения головой в стороны). 
Встанем, дети, на носочки – 
(Потягивания – руки вверх). 
На зарядке ставим точку.

    1. Закрепление нового материала (5 мин).

Учитель: Теперь давайте проверим, запомнили ли вы правила работы с микроскопом. Задание: Выберите верное утверждение и обозначьте его в рабочих листах:

1.Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.

2.Штатив поверни ручкой «к себе».

3.Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.

4.Поле зрения микроскопа освещено слабо.

5.Положи готовый препарат под предметный столик.

6.Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.

7.Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат. (Курсивом выделены верные ответы). (учащиеся выполняют)

Учитель: А теперь оцените себя:

    1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин).

Учитель предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке.

В чём были затруднения?

    1. Домашнее задание (2 мин).

  • Выучить строение микроскопа по стр. 17 и правила работы с микроскопом на стр.18.

  • Творческое задание:(по желанию) подготовить сообщения по материалам дополнительной литературы и Интернета о современных электронных микроскопах и их возможностях.