Урок биологии № 4 в 6 классе.
Тема: Деление клетки Митоз. Мейоз.
Дата: 24.09.2019
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель:изучение типов деления клеток, их роли в организме. Планируемые результаты:
предметные: изучить процессы митоза и мейоза, процесс получения клетками наследственной информации;
метапредметные: развивать умение работать в группе, формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебником, выделять главное, формировать выводы;
личностные: развивать трудолюбие, патриотическое воспитание на примере жизни и деятельности отечественных ученых, занимавшихся методами общей биологии.
Оборудование: учебник, тетрадь, ПК, презентация «Деление клеток. Митоз, мейоз», видеофильмы «Митоз», «Мейоз».
Структура урока
1. Этап мотивации. Критерии оценивания.
2. Этап актуализации.
Фронтальный опрос. Вопросы стр. 24.
3.Этап выявления места и причины затруднения.
К числу свойств клетки как живой самоорганизующейся системы относится и способность к делению. Об этом наш сегодняшний урок.
Откуда же берутся новые клетки на смену старым?
4. Этап целеполагания.
5. Этап открытия нового знания.
Смотрим видеофильмы «Митоз», «Мейоз».
6. Этап первичного закрепления.
Заполняем таблицу с помощью презентации «Деление клеток. Митоз, мейоз» и учебника.
7. Этап включения в систему знаний.
сравнительная таблица
Пункты сравнения | Митоз | Мейоз |
1. Тип деления | Бесполое | Половое |
2. Продолжительность | 1–2 часа | – |
3. Количество этапов | 1 этап | 2 этапа |
4. Количество фаз | 4 фазы: 1. Профаза. 2. Метафаза. 3. Анафаза. 4. Телофаза | 4 фазы в каждом делении |
5. Результат деления | 2 дочерние клетки | 4 клетки |
6. Количество хромосом в дочерних клетках | Идентичное материнскому | Вдвое меньше, чем в материнской клетке |
Мейоз более сложный процесс, чем митоз. Поэтому рассмотреть его надо детально.
Изучаем фазы мейоза.
Название фазы | Мейоз-I | Мейоз-II |
Профаза | * Гомологичные хромосомы образуют пары и обмениваются участками | Хромосомы видны, состоят из двух хроматид |
Метафаза | Пары гомологичных хромосом выстраиваются на экваторе | Хромосомы выстраиваются на экваторе клетки |
Анафаза | К полюсам расходятся целые хромосомы, состоящие из двух сестринских хроматид. Именно это приводит к уменьшению числа хромосом в 2 раза | К полюсам расходятся хроматиды хромосом |
Телофаза | Образуются две дочерние клетки с уменьшенным вдвое числом хромосом | Образуются четыре клетки с одинарным набором хромосом |
8. Этап подведения итогов урока.
Митоз – деление всех клеток, кроме половых. При мейозе образуется новая клетка, идентичная материнской. С тем же набором хромосом.
мейоз связан с половым размножением, формированием половых клеток у растений, животных.
Число хромосом при слиянии двух клеток во вновь образовавшейся клетке удваивается и становится снова двойным (2п).
Биологическое значение мейоза заключается в том, что организмы, образующиеся в ходе полового размножения, сохраняют и передают по наследству свои хромосомы и в то же время приобретают новые признаки, что помогает им приспосабливаться и выживать в изменяющихся условиях жизни.
9. Этап рефлексии и оценивания.
10. Этап ознакомления с домашним заданием.
Параграф 4, ответить на вопросы в конце параграфа устно.
По желанию: Ответить письменно на вопрос № 10. Стр. 28.