Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 6 классе. Лишайники.»
Живые организмы
Прокариоты Эукариоты
Бактерии Растения
Животные
Грибы
?????????????
Проблема
Мы не знаем, к какой группе живых организмов отнести лишайники
ЦЕЛЬ
- определить, к какой группе живых организмов относятся лишайники.
План работы
- Изучить строение лишайников
2. Изучить способ питания лишайников
3. Узнать, где обитают лишайники
4. Выяснить значение лишайников в природе и для человека
5.Сделать вывод о принадлежности лишайников к какой-нибудь группе живых организмов.
Лишайники – это симбиотические организмы, состоящие из нитей гриба и водоросли.
Многообразие лишайников
Лишайники
кустистые
накипные
листоватые
Калоплака
Омфалина
Кладония
Накипные лишайники
имеют вид корочки, плотно сросшейся
с субстратом (камень, дерево и т.д.).
Калоплака
Леканора
Листоватые лишайники
имеют вид листовидной пластинки, горизонтально распростертой на субстрате.
Лобария
Колемма
Кустистые лишайники
имеют вид прямостоячих или повисающих кустиков,
реже неразветвленных прямостоячих выростов.
Кладония
Уснея
Внутреннее строение лишайников : лишайники это симбиотические организмы, их тело состоит из водоросли и гриба. Тело или таллом представлен переплетающимися грибными нитями и одноклеточными зелеными или сине-зелеными водорослями.
Питание лишайников : нити гриба поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества. Зеленые клетки водорослей на свету в процессе фотосинтеза образуют органические вещества.
Размножение лишайников. Р азмножаются лишайники в основном кусочками слоевища, а также специализированными клетками, которые образуются внутри таллома и разрывают его, выходя наружу.
Места обитания лишайников
Лишайники встречаются в лесу, горах, парках, на лугах, болотах, даже в Антарктиде
Значение лишайников
- Первыми заселяют горные породы
- Почвообразователи
Основной корм оленям
- Используют в пищу
- Используют в медицине
- Индикаторы чистоты воздуха
- Сырье для химической промышленности
Физкультминутка
- Ветер дует нам в лицо.
- Закачалось деревцо.
- Ветер тише, тише.
- Деревцо все выше, выше.
Вопросы к классу
1.Что представляет собой организм лишайника?
2.Как питается лишайник?
3.Лишайники часто встречаются на деревьях. Как вы думаете лишайники – это паразитические организмы?
Самоконтроль
- 1 . Главный отличительный признак лишайников –симбиоз двух организмов: гетеротрофного гриба и автотрофной водоросли ( 2балла)
- 2 .Какие типы лишайников вы знаете?
- Накипные (1балл)
- Листоватые (1балл)
- Кустистые (1балл)
3.Строение лишайника( 2 балла )
Выберите правильные суждения
- 1.Лишайники могут поселяться только на коре деревьев. (нет. 1балл)
- 2.Растут лишайники очень быстро (нет. 1балл)
- 3.Лишайники относят к высшим растениям(нет. 1балл)
- 4.Лишайники впитывают воду дождей, росы и туманов (да.1балл)
- 5.Без света лишайники погибают.(да.1балл)
- 6.Размножаются лишайники кусочками слоевища. (да.1балл)
- 7. В присутствии дыма и ядовитых газов лишайники хорошо растут.(нет. 1балл)
самооценка
- 14-12 баллов -------------------отлично
- 11-9 баллов --------------------хорошо
- 8-7 баллов --------------удовлетворительно
- 6 и меньше баллов---не удовлетворительно
Этапы проекта
- Тема
- Проблема
- цель работы
- План работы
- Определение источников информации
- Выполнение работы
- Создание продукта деятельности
- вывод
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
1. Я работал активно/ пассивно.
2. Своей работой я доволен/ не
доволен.
3. Урок для меня показался
интересным/ скучным.
4.Материал урока я усвоил / не усвоил
Домашнее задание
- Параграф № 19, вопросы после параграфа
- Рабочая тетрадь №19,(задание 65,66,67.)
- Найдите лишайники возле дома, зарисуйте в тетрадь, определите форму слоевища
- Сделайте вывод в тетради о чистоте окружающей вас воздушной среды.