СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 6 классе на тему "Плоды"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 6 классе на тему "Плоды"»


Автор: Эшмакова Дарья Николаевна

Предмет: биология (В.В. Пасечник)

Тема: Плоды

Типу урока: изучение нового материала

Класс: 6

Цель урока: изучить строение и классификацию плодов


Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • в процессе работы в парах сменного состава уметь распознавать плоды на основе их классификации, называть основные части плода.

Метапредметные:

Познавательные:

  • в процессе парной работы уметь оформлять заданную таблицу;

  • поиск и выделение необходимой информации из текста;

Коммуникативные:

  • формирование умения работать в парах;

  • формирование умения слушать, уважать рассказчика;

  • формирование умения выражать свои мысли;

Регулятивные:

  • умение ставить цель с помощью учителя;

  • умение рефлексировать;

  • производить контроль и оценку своих действий;

  • освоение интеллектуальных умений (сравнивать, анализировать, классифицировать).

Личностные:

  • выработка учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу.


Этапы урока:

  1. Организационный этап (настрой учащихся на учебную работу). Приветствие.

  2. Мотивационно – целевой этап.

Проблемный вопрос классу. Умирает ли цветок после того как закончится цветение и лепестки опадут на землю? (Учащиеся высказывают свои предположения).

Учитель. Нет! Жизнь цветка продолжается - начнется образование плода.


Учитель. Как думаете о чем мы сегодня будем говорить? ИТАК, тема урока: «Плоды» (тема урока выводится на слайд)

Я сегодня собиралась

Торопилась, сомневалась.

Всё ль в корзинку положила?

Посмотрите - ка, друзья,

Что это я принесла.

(демонстрирует корзину с плодами)

Игра «Верны ли утверждения?».

Яблоко это плод. (Да, в нем есть семена)
Свекла это плод. (Нет, это корнеплод, в нем нет семян).
Зерновка это плод. (В нем есть семя, покрытое кожурой)

Шишка это плод? (это видоизмененный побег, который способен образовывать семена, лежащие на чешуйках)

Учитель.  Чтобы правильно ответить на вопросы, что мы должны знать о плодах? Как думаете?

Формулировка вместе с учителем цели урока.

Итак, наша ЦЕЛЬ: изучить строение и классификацию плодов (слайд)

  1. Ориентировочный этап


Учитель. Начнем со строения плодов. Плод состоит из семени (одного или нескольких) и околоплодника.

Вопросы классу. Какое значение имеют семена? (Зародыш семени прорастает и образуется новое растение).
Какое значение имеет околоплодник? ( Защита семян от высыхания, повреждений, неблагоприятных условий среды).


Учитель показывает разнообразие плодов на столе и слайдах. Посмотрите, какое разнообразие плодов. Чтобы упорядочить свои знания о плодах люди придумали классификацию плодов. Как вы думаете, на какие группы можно разделить плоды? (ответы обучающихся)

На самом деле плоды делятся по количеству семян: односемянные и многосемянные. В зависимости от количества воды в околоплоднике: сочные и сухие.

По слайду на доске объясняется классификация плодов.

IV) Поисково – исследовательский этап

Работа в парах сменного состава (Приложение 1)

V) Практический этап (разработка критериев оценивания)

Работа в постоянных парах (Приложение 2)

VI) Рефлексивно – оценочный этап

Возвращение к игре «Верны ли утверждения». Рефлексия – «чужие макасины»

Домашнее задание: найти информацию на заданный вопрос (2 -3 предложения)

1 пара – правда ли что в тропических островах растет хлебное дерево?

2 пара – правда ли что существует молочное дерево?

3 пара – правда ли что есть денежное дерево?

4 пара – правда ли что на Земле есть конфетное дерево?





Приложение 1

Многосемянные сочные плоды


Ягода – плод с мякотью, покрытой снаружи тонкой кожицей и мелкими семенами, как у плодов смородины, клюквы, черники, томатов, винограда.


Яблоко – семена лежат в плёнчатых сухих камерах. Такие плоды имеют яблони, айва.


Тыквина – семена лежат в сочной мякоти плода, наружный слой околоплодника деревянистый, например у тыквы, арбуза, огурца.


Гесперидий или померанец.- ягодовидный плод, кожура содержит много эфирных масел, например, цитрусовые - лимон, апельсин, мандарин.







Односемянные сочные плоды


Костянка – плод с тонкой кожицей, мякотью и одревесневшим внутренним слоем околоплодника – косточкой, внутри которой находится одно семя. Костянки имеют вишня, слива, абрикос, черёмуха.


Многокостянка или сложная костянка – на белом коническом сухом цветоложе расположены многочисленные сочные костянки. Такой плод у малины, костяники, ежевики.




Односемянные сухие плоды


Орех – околоплодник жёсткий, деревянистый. Семя лежит свободно. Такие плоды имеют лещина, фундук. У гречихи плод – орешек (такой же как орех, но маленьких размеров).


Жёлудь – околоплодник менее жёсткий, чем у ореха, у основания плод окружён чашевидной плюской (защитным покровом). Плод жёлудь имеет дуб.


Семянка – сухой плод, околоплодник которого прилегает к единственному семени, но не срастается с ним. Такие плоды образуются у подсолнечника.


Зерновка – сухой плод, у которого плёнчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени, как у пшеницы и кукурузы.


Крылатка - семянка с кожистым сухим околоплодником, имеющим плоский крыловидный вырост (клен).




Многосемянные сухие плоды


Боб – сухой плод, который имеет две створки, внутри которых находятся семена. Такие плоды у фасоли, гороха, бобов, акации.


Стручок, как и боб, имеет две створки, но семена в нём располагаются не на створках, как у боба, а на перегородке плода. Стручки характерны для сурепки, капусты, редиса, репы, брюквы, редьки, левкоя.


Стручочек от стручка отличается меньшими размерами, например пастушья сумка, ярутка.


Коробочки развиваются у льна, хлопчатника, мака, фиалки, табака, тюльпана. Многочисленные семена этих растений высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенке коробочки.










Сочные односемянные

Сочные многосемянные

Название плода

Описание и примеры

Название плода

Описание и примеры

Костянка


Ягода


Яблоко


Сложная костянка


Тыквина


Померанец (гесперидий)


Сухие односемянные

Сухие многосемянные

Название плода

Описание и примеры

Название плода

Описание и примеры

Зерновка


Коробочка


Семянка


Крылатка


Боб


Желудь


Стручок


Орех


Стручочек


Орешек















Приложение 2

Название растения

Название плода

Сухой/сочный

Односемянный/

многосемянный










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!