Конспект урока биологии в 6 классе на тему «Прорастание семян»
Тема урока:
Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания.
Цели урока:
Ознакомить учащихся с процессом прорастания семян.
Определить условия, необходимые для прорастания.
Развивать навыки наблюдения и анализа экспериментальных данных.
Задачи урока:
- развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; формировать целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. (личностные УУД)
- развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; (регулятивные УУД)
- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли; формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. (коммуникативные УУД)
- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации. (познавательные УУД)
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «семя», «однодольные», «двудольные» растения «экологические факторы» их влияние на живые организмы, Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Ключевые слова и понятия: условия прорастания семян, потребность в воде, кислороде, определенной температуре; период покоя, всхожесть семян, проросток; холодостойкие и теплолюбивые растения; глубина заделки семян, надземное прорастание семян, подземное прорастание семян.
Оборудование:
Семена различных растений (фасоль, горох, пшеница).
Стаканы с водой.
Фильтровальная бумага.
Термометр.
Лампы дневного света.
Темный шкаф.
Интерактивная доска
Ход урока:
1. Организационный момент (5 минут)
Приветствие учащихся.
Доброе утро, ребята. Рада вас видеть. Прошу приготовиться к уроку . На парте учебник, тетрадь. Ручка, карандаш, дневник. Начинаем работу.
2. Актуализация знаний (10 минут)
1 Какие растения называют однодольными двудольными?. Чем они отличатся?
2. Вспомните строение семян однодольных и двудольных растений
Семя - вегетативный орган растения.
Семя является зародышем будущего растения.
Семена некоторых растений весят миллионные доли грамма.
Одни из самых крупных семян - семена сейшельской пальмы - весят до 200 г.
Рубчик - след от повреждения семени скальпелем.
Семявход - маленькое отверстие в семенной кожуре, через которое происходит газообмен.
Эндосперм - особая запасающая ткань растения.
Эндосперм присутствует в семенах всех растений.
Семена двудольных растений не имеют эндосперма.
Фасоль относится к двудольным растениям.
Большую часть семени зерновки пшеницы занимает зародыш.
Семядоли семени фасоли - это первые зародышевые листья будущего растения.
3. Изучение нового материала (20 минут)
Рассказ учителя с элементами беседы
Вспомните, какова основная функция семян. (Распространение и размножение растений.)
Какие основные способы распространения семян вы можете назвать? (Ответы учащихся.)
Семя — это, прежде всего, зародыш будущего растения.
Семена длительное время могут находится в состоянии покоя. Состояние покоя помогает им пережить неблагоприятные условия.
Для того чтобы дать жизнь новому растению, семя должно прорасти, появившийся при этом молодой росток называют проростком. Прорастание- переход семени из состояния покоя к росту зародыша и появлению проростка.
Что нужно сделать для того, чтобы семя проросло?
Для прорастания семенам необходимы вода, воздух и определенная температура.
ОПЫТЫ.
Влияние воды на прорастание семян
В два стакана помещают одинаковое количество семян. В первом стакане семена оставляют сухими, а во второй немного воды. Через 3-4 дня в стакане, где была вода, семена проросли.
Вывод: вода необходима для прорастания семян, так как зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества семени.
Для прорастания семян различных растений требуется разное количество воды. Семена засухоустойчивых растений (просо) поглощают воды в несколько раз меньше собственного веса, семена огурцов и кабачков поглощают воды больше, чем просо. А вот семена риса, который всегда растет "стоя в воде", очень хорошо прорастает под водой.
Изучение необходимости кислорода для прорастания семян.
В два стакана положили семена. В один - налили воды так, чтобы частично закрывала семена, в другой воды до краев. Оставили в тепле. Через несколько дней получили результат: семена частично залитые водой набухли и проросли, а полностью залитые водой - набухли, но не проросли.
Вывод: толща воды в стакане не пропускала к семенам воздух. Не получая кислорода, семена и зародыш погибли.
Зачем нужен кислород? Для роста зародыша нужна энергия, которая заключена в питательных веществах. Во время дыхания под действием кислорода энергия освобождается и используется зародышем для роста. Этот процесс сопровождается выделением тепла. Дыша и сухие семена, если они живые. Но у сухих семян это процесс идет очень слабо. Поэтому следует сохранять семена в хорошо проветриваемых помещениях, содержать их в бумажных пакетах или мешках, но не упаковывать в полиэтиленовые пакеты, которые не пропускают воздух.
Влияние температуры на прорастание семян.
Одну часть семян поместили в теплое место, другую - в холодильник. Спустя несколько дней наблюдали: в тепле семена быстро дали корешки, а семена в холодильнике лишь слабо проклюнулись, а некоторые не проросли. Вывод: при проращивании необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена.
На прорастание семян влияют температурные условия.
Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другие прорастают при достаточно низких температурах. Например, семена огурца, тыквы, перца прорастают при температуре +15, +18 градусов, это теплолюбивые растения.
Их чаще сначала проращивают дома и в виде рассады уже высаживают в теплое время на грядки. Семена гороха, редьки, укропа могут всходить при температуре +2 градуса. Это холодостойкие растения. Перечисленные особенности учитываются при определении сроков посева.
4. Влияние глубины заделки семян в почву.
При посадке семян необходимо учитывать глубину заделки в почву. Для эксперимента мы взяли семена тыквы и посадили их в почву на разную глубину. В первом стакане семя поместили на глубину большую, чем требуют правила заделки, во втором – по правилам заделки на глубину до трех сантиметров. В первом случае семя дольше по времени всходило, во втором – быстрее и проросток развивался быстрее.
Вывод.
При посадке семян необходимо учитывать:
1. Глубина заделки зависит от размера семени:
а) чем крупнее семя, тем глубже его сеют.
б) мелкие семена заделывают в почву не очень глубоко, а некоторые даже сеют на поверхности почвы, слегка присыпав их слоем почвы не более 2 мм.
в) крупные сеют на глубину до 5 см
г) средних размеров – на глубину 2-3 см
5. Влияние света на прорастание семян
Для эксперимента были одновременно посажены семена овса в двух горшках. Один горшок был помещен в темный шкаф, второй оставлен на свету. Через пять дней семена взошли с одинаковой скоростью. Однако проростки на свету были более зелеными.
Учитель: В процессе прорастания семян также выделяются свои этапы, а каждый этап выполняет свою функциональную нагрузку.
Этапы прорастания семян.
1 этап – Поглощение воды.
2 этап – Набухание семян.
3 этап – Увеличение размеров. Деление клеток.
4 этап – Появление корешка.
5 этап – Появление зародышевого побега.
Учитель. Однодольные и двудольные растения прорастают по разному.
У двудольных семядоли выносятся на поверхность почвы, а при прорастании зерновок злаков семядоля остается в семени, а на поверхность пробивается первый лист, который защищает почечку от повреждений.
Как определить жизнеспособность семян? или всхожесть
Эксперимент.
Взять 100 семян пшеницы, поместить в чашку петри на влажную ткань. Накрыть стеклом. Через 10 дней сосчитать количество проросших семян. Это и есть всхожесть.
Итак, через десять дней увидим результаты нашего эксперимента.
А сейчас ответим на вопрос:
Что нужно, чтобы семя проросло?
Что такое всхожесть семян?
А как нам эти знания пригодятся в жизни?
Скоро наступит время посева семян. культурных растений. Знания, полученные сегодня, нам, конечно, помогут
ІV.Заключительная часть. ( 5 минут)
Выводы по уроку:
- Семя - орган размножения, расселения и переживания неблагоприятных условий жизни у семенных растений.
-При благоприятных условиях семена прорастают и дают начало новому растению.
-Знания об условиях прорастания семян необходимы человеку на практике.
Выставление оценок.
V. Рефлексия (4 минуты)
Ребята, что сегодня на уроке было главным?
Что было интересным?
Что нового вы сегодня узнали?
Чему вы научились?
VI/ Домашнее задание.( 1 минута)
1.Параграф 23.
2. Расскажите родителям какие существуют условия прорастания семян.
3. Поставьте дома эксперимент, который доказывает необходимость одного из условий прорастания семян.