СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 6 классе на тему "Цветок и ее строение"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по ботанике в 6 классе "Строение цветка"

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 6 классе на тему "Цветок и ее строение"»

Учитель биологии Кадилова Халимат Хакимовна. МКОУ «Уралинская СОШ» Гунибский район РД.

Урок биологии в 6 классе на тему "Цветок и ее строение"

Тема урока: Цветок и его строение

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Цель: познакомить учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений; создать условия для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Задачи:

Образовательные:

  1. - дать представление, что собой представляет цветок;

  2. - показать, главные части цветка;

  3. - показать строение и значение частей цветка;

Воспитательные:

  1. - формировать познавательные интересы, направленные на изучение живой природы;

  2. - развивать стремление ценить красоту и многообразие окружающего мира;

  3. - прививать бережное отношение к природе;

  4. - воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.

Развивающие:

  1. - развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам;

  2. - развивать умение работать с текстом учебника, рисунками, делать сравнительный анализ.

Оборудование: изображение цветка яблони, цветущие комнатные растения, компьютер, проектор, флешка с видеофагментом к уроку, презентации ( «Самые необычные цветы мира», «Пыльца под микроскопом»), электронный микроскоп, карта лабораторной работы.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивационный этап.

3. Формулирование темы урока.

4. Постановка целей и задач урока.

5. Изучение нового материала. Выполнение лабораторной работы «Строение цветка».

6. Первичная проверка понимания, промежуточная рефлексия.

7. Первичное закрепление.

8. Закрепление изученного материала. Итоговая рефлексия.

9. Самоанализ и самооценка.

Содержание урока.





Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.


Учитель: Здравствуйте, ребята!

Учитель проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока.

-Умение соблюдать дисциплину на уроке

-Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

2. Мотивационный этап

Учитель: Прошу ваше внимание на экран. (Презентация «Необычные цветы мира», звучит мелодия «Вальс цветов» Франца Шуберта

Слайд 1. Раффлезия – растение с едким запахом, ни и стебля, ни листьев, ни корней у него нет. Зато внутри собирается 5-7 литров воды. Считается паразитом.

Слайд 2. Аморфофаллус титанический – имеет очень дурной запах, достигает в высоту 2,5 м и в ширину 1,5 м.

Слайд 3. Вольфия напротив очень мала, ее размер колеблется от 0,5 до 0,8 мм. Обитает на поверхности вод.

Слайд 4. Психотрия - народе называют “горячие губки”, растет в тропиках, любит влагу.

Слайд 5. Орхидея калания внешне напоминает летящую уточку. Произрастает она в Восточной и Южной Австралии, в основном под эвкалиптовыми деревьями

Слайд 6. Гиднора африканская –-паразит, живущий в пустынях Африки. Он присасывается к корням других растений и питается от них. В основном находится под землёй, и только когда в пустыне выпадает необходимое количество осадков – он появляется на поверхности и распускается. В высоту достигает 15-20 см.

Слайд 7. Пассифлора – в диаметре достигает 10 см. Растёт в основном в Латинской Америке.

Слайд 8. Росянка – плотоядное растение. Благодаря выделяемым капелькам слизи она ловит насекомых, которыми и питается.

Слайд 9. Непентес Аттенборо был обнаружен в только 2000 году. Непентес-хищник, который “питается” грызунами



-Умение сотрудничать в поисках и систематизации результатов

- Умение выделять основную информацию

- Умение строить логические рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий

-Умение конструктивно работать с материалом дополнительного источника

-Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное

3.Формулирование темы урока.


Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем же мы сегодня будем с вами говорить? (ответы учащихся)

Учитель: Правильно, откроем тетради, сформулируем и запишем тему урока. (учащиеся самостоятельно записывают тему) «Цветок».

Запись числа и темы урока учителем на доске.

Учитель: А сейчас вы нарисуйте, пожалуйста, любой цветок в тетради, и один нарисуем на доске.

Учитель: Кстати, кто-нибудь знает, что за мелодия звучала во время презентации? Это произведение «Вальс цветов » знаменитого австрийского композитора Франца Шуберта.


-Умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий

-Умение конструктивно работать с материалом дополнительного источника


4. Постановка целей и задач урока.


Учитель: вы нарисовали цветы, покажите, что у вас получилось? Одинаковые ли цветы? А почему?

как вы думаете, а можно ли по-вашему рисунку изучить строение цветка?

Почему?

А давайте сейчас подумаем, зачем растению нужен цветок? Чем он является?

Как он устроен?

Учитель: Вот на эти вопросы мы сегодня с вами должны ответить, к тому же нам нужно выполнить лабораторную работу «Строение цветка».


-умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, моделировать, сопоставлять

-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя


5. Изучение нового материала. Выполнение лабораторной работы «Строение цветка».


Учитель: У каждого из вас на столе есть карта лабораторной работы (Приложение 1.) с заданиями. Ребята, что мы будем делать в лабораторной работе? А для чего? (Дети отвечают) – Правильно, чтобы узнать, зачем цветку нужны эти органы. Самостоятельно запишите цель лабораторной работы. (Изучить строение цветка, определить функции основных частей, его составляющих )

Какие глаголы мы используем для постановки целей, ребята? (Выявить, определить, распознать, узнать). Прочтите, что у вас получилось?

(На экране изображение цветка яблони)



Учитель: Скажите мне цветок какого растения изображен на экране, а остальные – подумайте.

Учитель: ответ на первый вопрос лабораторной работы вы найдете на стр. 125 учебника, используя рисунок 97. (обозначают составные части, зачитывают результат) Скажите, чем отличается цветок в лабораторной работе от цветка, который нарисовали вы в начале урока? (Дети отвечают)

Учитель: Ребята, перед выполнением второго задания давайте условно разделимся на две команды, команду мальчиков и команду девочек.

Итак, у меня для ваших команд два названия «Пестики» и «Тычинки», какое вы выберете? (Дети предположительно выбирают названия: мальчики-«Пестики», девочки- «Тычинки» ) Эти названия нам пригодятся немного дальше!


-Умение организовать выполнение задания учителя

-Умение делать выводы по результатам работы

-Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы


- Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

-Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов

-контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли

-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя


6.Первичная проверка понимания, промежуточная рефлексия.


Учитель: Во втором задании необходимо понять, какие функции выполняют те или иные части цветка. Вы будете их записывать в карту работы.

Венчик – это лепестки. Какие они бывают? (Яркие, крупные - насекомоопыляемые или невзрачные- ветроопыляемые), значит, для чего служит венчик цветка? Впишем в карту работы.

Дети: Венчик – привлечение внимания насекомых

Учитель: Что образуется в цветоложе?

Дети: Плод

Учитель : Значит функция цветоложа - …. .

Дети: Цветоложе – формирование плода.

Учитель: Чашечка представлена пятью сросшимися у основания листочками, за которыми находится самое заветное – цветоложе, из которого формируется что? (плод), если листья плотно прилегают, значит, какую функцию они выполняют? (…) Запишите.

Дети: Чашечка – защитная функция

Учитель: самостоятельно сформулируйте назначение цветоножки. Прочитайте, что у вас получилось?

Дети :Цветоножка – служит для прикрепление цветка, а в последствие плода.

Учитель: Внимание на экран. (презентация «Пыльца под микроскопом». А сейчас мы посмотрим под микроскопом пыльцу любого цветкового растения на ваш выбор! (Дети выбирают растение из цветущих комнатных растений, стоящих на столе учителя. Работа с электронным микроскопом, вызывается один ученик для изготовления препарата и рассмотрения пыльцы, результат работы выводится проектором на экран, дети наблюдают за процессом. Учитель просит назвать составные части микроскопа, спрашивает правила приготовления препарата)

А могли ли вы себе представить, что пыльцевые зерна способны выдержать температуру до 300 градусов Цельсия!

Учитель : Ребята, как образуется завязь вы подробно будете изучать в будущем, но могу вам сказать, что завязь образуется и развивается внутри пестика! Значит, каким органом он является (Мужским или женским?)

Ребята, а вы помните названия наших условных команд? Поднимите руки «Тычинки», поднимите «Пестики». Так вот, спешу вам сообщить, что вопреки законам русского языка тычинка – это мужской орган, а пестик- женский. Пестик и тычинки – органы размножения, впишите в карту работы.

Учитель: А цветки бывают обоеполые (тычинки и пестики находятся внутри одного цветка ) и раздельнополые (цветки содержат либо тычинки, либо пестики). Каким является цветок яблони? Можете привести пример растения, содержащего раздельнополые цветки. (Цветки огурца)

Учитель : Коноплю, тополь, иву, осину, щавель кислый и шпинат называют двудомными растениями, так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные на других Поэтому , ребята, весной мы можем видеть , что одни тополя усеяны пухом, а на других пуха совсем нет. Объясните, почему? ( Дети отвечают.) Однодомные растения - растения, у которых однополые цветки мужские (тычиночные) и женские (пестичные) находятся на одном растении. К однодомным растениям относятся береза, орешник, дуб, бук, многие осоки, тыквенные.

-Умение соблюдать дисциплину на уроке


- Уважительное отношение к учителю и одноклассникам



-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя


-Контроль, коррекция, умение выражать свои мысли


-Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы


-Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов


- Умение отработки на уроке биологических терминов, понятий, определений


-Умение организовать выполнение задания учителя


- Умение делать выводы по результатам работы


-Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное

7. Первичное закрепление.


Учитель: Скажите, пожалуйста, на все ли пункты работы вы смогли ответить?

Что вызвало затруднение?

Какие выводы мы можем сделать, исходя из цели нашей лабораторной работы?(Дети отвечают, формулируют совместно с учителем вывод работы: Цветок- это видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения, состоящий из венчика, цветоложа, цветоножки, пестика, тычинок. Пестик и тычинки – женский и мужские органы соответственно. Плод созревает в цветоложе. )


- Умение делать выводы по результатам работы

- Умение отработки на уроке биологических терминов, понятий, определений

-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

-Контроль, коррекция, умение выражать свои мысли

-Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы

8. Закрепление изученного материала. Итоговая рефлексия.


Учитель: Давайте теперь вспомним те вопросы, что мы задали в начале урока.

Сможете вы рассказать, что такое цветок и из чего же он состоит ? (Дети отвечают). Сможете ли вы нарисовать строение цветка? (Дети отвечают). Ответили мы на них? (Дети отвечают)

Учитель:НО Еще один немаловажный вопрос мы с вами упустили! Кто-нибудь заметил?

…Я должен над цветами наклониться,

Не для того, чтоб рвать или топтать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать!

Красота и очарование цветков издавна вызывали восхищение и зачастую, это оборачивалось настоящим бедствием для их обладателей. Обрывая цветки для букетов, мы лишаем растение возможности размножаться. Вид постепенно «затухает» и оказывается на грани исчезновения. Такие растения заносят в «Красную книгу», что узаконивает запрет на их сбор. Какие цветковые растения произрастающие на территории Курского района занесены в Красную книгу Ставропольского края? ( на экране ландыш закавказский, ковыль красивейший, виноград лесной, безвременник яркий, тюльпан Бибирштейна )

Учитель: Какой заказник находится на территории Курского района? (Степан Бугор, близ п.Мирный).

Как нужно относиться к растениям? (Дети отвечают)

Учитель: Огромное разнообразие цветков вызывает искреннее восхищение перед мастером, который их создал. И мастер этот- великая и всемогущая Природа. Будем же беречь и сохранять ее шедевры.

- Уение отработки на уроке био-логических терминов, понятий, определений



-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя


-Контроль, коррекция, умение выражать свои мысли


-Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы


-Умение организовать выполнение задания учителя

-Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное

9. Самоанализ и самооценка.


Учитель: Давайте подумаем, как же вы сегодня поработали, все ли у вас получилось? (Дети отвечают)

Учитель: Теперь из маленького конвертика на вашем столе возьмите цветок, у которого будет столько же лепестков, какую оценку бы вы поставили нашему уроку, нашей общей работе и самим себе.

И конечно, ребята, цветы – это прекрасно, дарите цветы близким: мамам, бабушкам, сестрам и даже папам и дедушкам. И вы увидите их счастливые улыбки! А я в свою очередь хочу подарить в ваш классный кабинет этот прекрасный цветок (Декоративное цветущее растение в горшке).

Всем спасибо!

- Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

- Развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценки достигнутого посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действии-тельности.

-Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное

Лабораторная работа «Строение цветка»

Цель: __________________________________________________________________________________________________

Выполнение работы:

  1. Подпишите части цветка (учебник стр. 125)



2. Впишите функции, которые выполняют части цветка:

Венчик – _________________________________________________________

Цветоложе – ______________________________________________________

Чашечка – ________________________________________________________

Цветоножка - _____________________________________________________

Тычинки, пестик – _________________________________________________

3. Вывод: ______________________________________________________________________________________________________

Литература

1. В.В.Пасечник Биология 6 класс.

2. И.В.Ишкина Биология Поурочные планы. 6 класс.

3. Биология. Бактерии, Грибы. Растения 6 класс. Поурочные планы по учебнику В.В.Пасечника, автор – составитель Н.И.Галушкова.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!