Урок биологии в 6 классе
Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий»
Цель: формирование представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека.
Задачи:
- образовательные: рассмотреть формы клеток и строение бактерий, познакомиться с местами обитания бактерий, процессами жизнедеятельности, их значением в природе и жизни человека.
- развивающие: развивать умение работать с учебником, находить нужную информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы
- воспитательные: воспитывать познавательный интерес, стремление к новым знаниям, уважение к одноклассникам
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: формирование умений анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений, умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Личностные УУД: развитие умений, связанных с планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение самостоятельно организовывать рабочее место, умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками во время работы в группе
Методы обучения: беседа, проблемно-поисковый, наглядный, тестирование.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный печатный материал для групп, презентация
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока:
«Сколько чудес таят в себе эти крохотные создания»
Антони ван Левенгук
1.Организационный момент
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
2.Проверка знаний учащихся
Цель: повторение и обобщение изученного материала по пройденной теме
= Работа у доски: Установить соответствие между классом растений и семействами (карточки)
= Индивидуальные задания
1 вариант
1.Соцветие головка и кисть, тип плода – боб – это признаки семейства …..
2.Формула цветка Ч4 Л4 Т2+4 П1 характерна для растений из семейства…….
3.Картофель, баклажан, перец, томат принадлежат к семейству……
4.Формула цветка О3+3 Т3+3 П1 у растений семейства……
5.Типы плодов ягода, костянка, земляничина свойственны растениям семейства …….
2 вариант
1.Кисть, щиток, корзинка, метелка – типы соцветий семейства……
2.Формула цветка Ч(5) Л(2)+2+1 Т(9)+1 П1 характерна для растений семейства ……
3.Астра, георгин, подсолнечник, ромашка относятся к семейству ……
4.Тип плода зерновка у растений семейства …….
5.Формула цветка Чхох Л(5) Т(5) П(1) характерна для семейства ….
3.Актуализация знаний и постановка учебной задачи
Цель: создание условий для формулирования детьми темы и цели урока
Учитель: (Слайд 1-письмо) Внимание! Получено важное сообщение! Разыскиваются крошечные, невидимые простым глазом существа. Разрушают скалы и древесину, заквашивают капусту и способствуют образованию залежей полезных ископаемых, помогают животным переваривать пищу, вызывают болезни и от болезней защищают. Обитают в полярных льдах, знойных пустынях, в почве и толще скал, в водоёмах и телах живых организмов, их можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн. лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине в несколько километров. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации. (Слайд-текст на экране)
- Что можно сказать об этих существах из полученного описания?
- Итак, что является объектом изучения на сегодняшнем уроке? (бактерии)
- Нам предстоит составить общий портрет изучаемого на уроке объекта. Отсюда, тема урока: «Строение и жизнедеятельность бактерий» (Слайд 2 -тема урока)
- Какова цель нашего урока?
- Что мы должны сделать для достижения цели?
4.Этап усвоения новых знаний
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала
1)История открытия бактерий
-Бактерии – слово греческое и в переводе означает – «палочка» (Слайд 3-бактерия)
Учитель: В 1673 году Левенгук первым из людей увидел микробов. Он рассматривал в микроскоп все, что попадалось на глаза: кусочек мяса, каплю дождевой воды или сенного настоя, хвостик головастика, глаз мухи, сероватый налет со своих зубов и т. п. В зубном налете, в капле воды и многих других жидкостях он увидел несметное множество живых существ. Они имели вид и палочек, и спиралей, и шариков. Иногда эти существа обладали причудливыми отростками или ресничками. Многие из них быстро двигались. Именно о них он сказал: «Сколько чудес в себе таят эти крохотные создания» слайд 4
- Бактерии изучает наука бактериология, которая является одним из разделов микробиологии.
(Слайд 5)
-«На нашей планете обитает великое множество самых различных организмов..»(см.эпиграф)
Посмотрите на фото, как они красивы как цветы…(слайд 7)
2) Работа в группах
Бактерии относятся к надцарству ПРОКАРИОТЫ - безъядерные
Учитель: Каждая из групп составляет часть портрета объекта, в конце урока составим общий портрет БАКТЕРИЙ
Работа в группах: (Слайд 6 -задание)
I-я группа: Выясняет, как устроены бактерии;
II-я группа: Выясняет, какую форму имеют бактерии;
III-я группа: Выясняет места обитания бактерий;
IV-я группа: Выясняет, как дышат бактерии;
V -я группа: Выясняет способы питания бактерий;
VI-я группа: Выясняет, как размножаются бактерии.
Учащиеся выполняют задание в группах, анализируют рисунки, тексты учебника.
После работы групп составляется опорный конспект в тетради. (слайд 7-13)
ФИЗМИНУТКА ( с помощью рук показать формы бактерий, затем называть эти формы, а учащиеся должны их показать)
3)Работа в парах
Используя материал учебника на стр.191-193 заполнить таблицу
Значение бактерий
В природе | В жизни человека |
| |
5.Этап обобщения и закрепления знаний
Цель: обобщить и закрепить полученные знания
Вывод: Слайд 14 Бактерии выделяют в отдельное Царство по строению, способам питания, процессам жизнедеятельности. Это одноклеточные микроскопические организмы, не имеющие в клетке чётко оформленного ядра. Их объединяют в надцарство Прокариоты (доядерные). Остальные организмы – растения, животные, грибы относятся к Эукариотам (ядерным).
Учитель: Почему бактерии процветающая группа организмов? (они широко распространены, высокая скорость размножения, занимают все среды жизни)
- Чем обусловлено широкое распространение бактерий в природе? (простое строение, способность переживать неблагоприятные условия, снижая процессы жизнедеятельности и образуя споры)
-Учащиеся выполняют тест, осуществляют самопроверку.
ТЕСТ
1.Наука о бактериях называется:
1) микология; 2) микробиология; 3) бактериология; 4) цитология.
2.Бактерии, имеющие форму палочки, называются:
1) кокки; 2) спириллы; 3) вибрионы; 4) бациллы.
3.Организмы, которые не имеют оформленного ядра, относятся к:
1) многоядерным; 2) прокариотам; 3) эукариотам; 4) не знаю.
4.Бактерии, которые питаются органическими веществами мертвых организмов, называются:
1) сапротрофы; 2) хемотрофы; 3) фототрофы; 4) паразиты.
5.Бактерии размножаются делением материнской клетки:
1) на две новые клетки; 2)на три новые клетки; 3) на четыре новые клетки; 4) на множество клеток.
6. Анаэробы – это бактерии, которые живут в среде:
1)бескислородной; 2) кислородной; 3) то в кислородной, то в бескислородной; 4) им это безразлично.
7.Споры бактерий служат:
1) для размножения; 2) для выживания в неблагоприятных условиях; 3) для питания; 4) для дыхания.
ОТВЕТЫ: 1-3, 2-4, 3-2, 4-1, 5-1, 6-1, 7-2. Слайд 15
Синквейн слайд 16
Составить предложение из слов
Бактерии – одноклеточные организмы, в клетках которых отсутствует ядро
6.Этап подведения итогов занятия.
Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся
- О чем говорили на уроке?
- Достигли ли цели урока?
Оценки за урок
7.Домашнее задание слайд 17
Цель: обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Д/З: п.49-50,
Дополнительно: составить кроссворд по теме
8.Рефлексия
Цель: проверка достижения собственной цели, оценка активности на уроке каждого учащегося
«Продолжи предложение» (слайд 18)
Оцени себя! Слайд 19
ТЕСТ 1.Наука о бактериях называется: 1) микология; 2) микробиология; 3) бактериология; 4) цитология. 2.Бактерии, имеющие форму палочки, называются: 1) кокки; 2) спириллы; 3) вибрионы; 4) бациллы. 3.Организмы, которые не имеют оформленного ядра, относятся к: 1) многоядерным; 2) прокариотам; 3) эукариотам; 4) не знаю. 4.Бактерии, которые питаются органическими веществами мертвых организмов, называются: 1) сапротрофы; 2) хемотрофы; 3) фототрофы; 4) паразиты. 5.Бактерии размножаются делением материнской клетки: 1) на две новые клетки; 2)на три новые клетки; 3) на четыре новые клетки; 4) на множество клеток. 6. Анаэробы – это бактерии, которые живут в среде: 1)бескислородной; 2) кислородной; 3) то в кислородной, то в бескислородной; 4) им это безразлично. 7.Споры бактерий служат: 1) для размножения; 2) для выживания в неблагоприятных условиях; 3) для питания; 4) для дыхания. | ТЕСТ 1.Наука о бактериях называется: 1) микология; 2) микробиология; 3) бактериология; 4) цитология. 2.Бактерии, имеющие форму палочки, называются: 1) кокки; 2) спириллы; 3) вибрионы; 4) бациллы. 3.Организмы, которые не имеют оформленного ядра, относятся к: 1) многоядерным; 2) прокариотам; 3) эукариотам; 4) не знаю. 4.Бактерии, которые питаются органическими веществами мертвых организмов, называются: 1) сапротрофы; 2) хемотрофы; 3) фототрофы; 4) паразиты. 5.Бактерии размножаются делением материнской клетки: 1) на две новые клетки; 2)на три новые клетки; 3) на четыре новые клетки; 4) на множество клеток. 6. Анаэробы – это бактерии, которые живут в среде: 1)бескислородной; 2) кислородной; 3) то в кислородной, то в бескислородной; 4) им это безразлично. 7.Споры бактерий служат: 1) для размножения; 2) для выживания в неблагоприятных условиях; 3) для питания; 4) для дыхания. |
ТЕСТ 1.Наука о бактериях называется: 1) микология; 2) микробиология; 3) бактериология; 4) цитология. 2.Бактерии, имеющие форму палочки, называются: 1) кокки; 2) спириллы; 3) вибрионы; 4) бациллы. 3.Организмы, которые не имеют оформленного ядра, относятся к: 1) многоядерным; 2) прокариотам; 3) эукариотам; 4) не знаю. 4.Бактерии, которые питаются органическими веществами мертвых организмов, называются: 1) сапротрофы; 2) хемотрофы; 3) фототрофы; 4) паразиты. 5.Бактерии размножаются делением материнской клетки: 1) на две новые клетки; 2)на три новые клетки; 3) на четыре новые клетки; 4) на множество клеток. 6. Анаэробы – это бактерии, которые живут в среде: 1)бескислородной; 2) кислородной; 3) то в кислородной, то в бескислородной; 4) им это безразлично. 7.Споры бактерий служат: 1) для размножения; 2) для выживания в неблагоприятных условиях; 3) для питания; 4) для дыхания. | ТЕСТ 1.Наука о бактериях называется: 1) микология; 2) микробиология; 3) бактериология; 4) цитология. 2.Бактерии, имеющие форму палочки, называются: 1) кокки; 2) спириллы; 3) вибрионы; 4) бациллы. 3.Организмы, которые не имеют оформленного ядра, относятся к: 1) многоядерным; 2) прокариотам; 3) эукариотам; 4) не знаю. 4.Бактерии, которые питаются органическими веществами мертвых организмов, называются: 1) сапротрофы; 2) хемотрофы; 3) фототрофы; 4) паразиты. 5.Бактерии размножаются делением материнской клетки: 1) на две новые клетки; 2)на три новые клетки; 3) на четыре новые клетки; 4) на множество клеток. 6. Анаэробы – это бактерии, которые живут в среде: 1)бескислородной; 2) кислородной; 3) то в кислородной, то в бескислородной; 4) им это безразлично. 7.Споры бактерий служат: 1) для размножения; 2) для выживания в неблагоприятных условиях; 3) для питания; 4) для дыхания. |