СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 6 классе "Строение и жизнедеятельность бактерий"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 6 классе "Строение и жизнедеятельность бактерий"»

Урок биологии в 6 классе

Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий»

Цель: формирование представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека.

Задачи:

- образовательные: рассмотреть формы клеток и строение бактерий, познакомиться с местами обитания бактерий, процессами жизнедеятельности, их значением в природе и жизни человека.

- развивающие: развивать умение работать с учебником, находить нужную информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы

- воспитательные: воспитывать познавательный интерес, стремление к новым знаниям, уважение к одноклассникам


Планируемые результаты:

Познавательные УУД: формирование умений анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений, умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: развитие умений, связанных с планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение самостоятельно организовывать рабочее место, умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками во время работы в группе

Методы обучения: беседа, проблемно-поисковый, наглядный, тестирование.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный печатный материал для групп, презентация

Тип урока: усвоение новых знаний.



Ход урока:

«Сколько чудес таят в себе эти крохотные создания»

Антони ван Левенгук


1.Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне


2.Проверка знаний учащихся

Цель: повторение и обобщение изученного материала по пройденной теме


= Работа у доски: Установить соответствие между классом растений и семействами (карточки)

= Индивидуальные задания

1 вариант

1.Соцветие головка и кисть, тип плода – боб – это признаки семейства …..

2.Формула цветка Ч4 Л4 Т2+4 П1 характерна для растений из семейства…….

3.Картофель, баклажан, перец, томат принадлежат к семейству……

4.Формула цветка О3+3 Т3+3 П1 у растений семейства……

5.Типы плодов ягода, костянка, земляничина свойственны растениям семейства …….


2 вариант

1.Кисть, щиток, корзинка, метелка – типы соцветий семейства……

2.Формула цветка Ч(5) Л(2)+2+1 Т(9)+1 П1 характерна для растений семейства ……

3.Астра, георгин, подсолнечник, ромашка относятся к семейству ……

4.Тип плода зерновка у растений семейства …….

5.Формула цветка Чхох Л(5) Т(5) П(1) характерна для семейства ….



3.Актуализация знаний и постановка учебной задачи

Цель: создание условий для формулирования детьми темы и цели урока


Учитель: (Слайд 1-письмо) Внимание! Получено важное сообщение! Разыскиваются крошечные, невидимые простым глазом существа. Разрушают скалы и древесину, заквашивают капусту и способствуют образованию залежей полезных ископаемых, помогают животным переваривать пищу, вызывают болезни и от болезней защищают. Обитают в полярных льдах, знойных пустынях, в почве и толще скал, в водоёмах и телах живых организмов, их можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с темпе­ратурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн. лет. В океа­не, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмо­сфере; в недрах земной коры на глубине в не­сколько километров. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом кос­мосе, помещённые туда на 18 ч, под смертонос­ным воздействием солнечной радиации. (Слайд-текст на экране)


- Что можно сказать об этих существах из полученного описания?

- Итак, что является объектом изучения на сегодняшнем уроке? (бактерии)

- Нам предстоит составить общий портрет изучаемого на уроке объекта. Отсюда, тема урока: «Строение и жизнедеятельность бактерий» (Слайд 2 -тема урока)

- Какова цель нашего урока?

- Что мы должны сделать для достижения цели?


4.Этап усвоения новых знаний

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала



1)История открытия бактерий

-Бактерии – слово греческое и в переводе означает – «палочка» (Слайд 3-бактерия)

Учитель: В 1673 году Левенгук первым из людей увидел микробов. Он рассматривал в микроскоп все, что попадалось на глаза: кусочек мяса, каплю дождевой воды или сенного настоя, хвостик головастика, глаз мухи, сероватый налет со своих зубов и т. п. В зубном налете, в капле воды и многих других жидкостях он увидел несметное множество живых существ. Они имели вид и палочек, и спиралей, и шариков. Иногда эти существа обладали причудливыми отростками или ресничками. Многие из них быстро двигались. Именно о них он сказал: «Сколько чудес в себе таят эти крохотные создания» слайд 4

- Бактерии изучает наука бактериология, которая является одним из разделов микробиологии.

(Слайд 5)

-«На нашей планете обитает великое множество самых различных организмов..»(см.эпиграф)

Посмотрите на фото, как они красивы как цветы…(слайд 7)

2) Работа в группах

Бактерии относятся к надцарству ПРОКАРИОТЫ - безъядерные

Учитель: Каждая из групп составляет часть портрета объекта, в конце урока составим общий портрет БАКТЕРИЙ

Работа в группах: (Слайд 6 -задание)

I-я группа: Выясняет, как устроены бактерии;

II-я группа: Выясняет, какую форму имеют бактерии;

III-я группа: Выясняет места обитания бактерий;

IV-я группа: Выясняет, как дышат бактерии;

V -я группа: Выясняет способы питания бактерий;

VI-я группа: Выясняет, как размножаются бактерии.

Учащиеся выполняют задание в группах, анализируют рисунки, тексты учебника.

После работы групп составляется опорный конспект в тетради. (слайд 7-13)

ФИЗМИНУТКА ( с помощью рук показать формы бактерий, затем называть эти формы, а учащиеся должны их показать)

3)Работа в парах

Используя материал учебника на стр.191-193 заполнить таблицу

Значение бактерий

В природе

В жизни человека



5.Этап обобщения и закрепления знаний

Цель: обобщить и закрепить полученные знания



Вывод: Слайд 14 Бактерии выделяют в отдельное Царство по строению, способам питания, процессам жизнедеятельности. Это одноклеточные микроскопические организмы, не имеющие в клетке чётко оформленного ядра. Их объединяют в надцарство Прокариоты (доядерные). Остальные организмы – растения, животные, грибы относятся к Эукариотам (ядерным).


Учитель: Почему бактерии процветающая группа организмов? (они широко распространены, высокая скорость размножения, занимают все среды жизни)


- Чем обусловлено широкое распространение бактерий в природе? (простое строение, способность переживать неблагоприятные условия, снижая процессы жизнедеятельности и образуя споры)



-Учащиеся выполняют тест, осуществляют самопроверку.

ТЕСТ

1.Наука о бактериях называется:

1) микология; 2) микробиология; 3) бактериология; 4) цитология.

2.Бактерии, имеющие форму палочки, называются:

1) кокки; 2) спириллы; 3) вибрионы; 4) бациллы.

3.Организмы, которые не имеют оформленного ядра, относятся к:

1) многоядерным; 2) прокариотам; 3) эукариотам; 4) не знаю.

4.Бактерии, которые питаются органическими веществами мертвых организмов, называются:

1) сапротрофы; 2) хемотрофы; 3) фототрофы; 4) паразиты.

5.Бактерии размножаются делением материнской клетки:

1) на две новые клетки; 2)на три новые клетки; 3) на четыре новые клетки; 4) на множество клеток.

6. Анаэробы – это бактерии, которые живут в среде:

1)бескислородной; 2) кислородной; 3) то в кислородной, то в бескислородной; 4) им это безразлично.

7.Споры бактерий служат:

1) для размножения; 2) для выживания в неблагоприятных условиях; 3) для питания; 4) для дыхания.

ОТВЕТЫ: 1-3, 2-4, 3-2, 4-1, 5-1, 6-1, 7-2. Слайд 15



Синквейн слайд 16

Составить предложение из слов

Бактерии – одноклеточные организмы, в клетках которых отсутствует ядро

6.Этап подведения итогов занятия.

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся

- О чем говорили на уроке?

- Достигли ли цели урока?

Оценки за урок


7.Домашнее задание слайд 17

Цель: обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Д/З: п.49-50,

Дополнительно: составить кроссворд по теме


8.Рефлексия

Цель: проверка достижения собственной цели, оценка активности на уроке каждого учащегося


«Продолжи предложение» (слайд 18)

  • Сегодня на уроке я узнал(а)…

  • - Было интересно…

  • - Было не понятно…

  • - Знания пригодятся мне…


Оцени себя! Слайд 19













ТЕСТ


1.Наука о бактериях называется:

1) микология; 2) микробиология; 3) бактериология; 4) цитология.

2.Бактерии, имеющие форму палочки, называются:

1) кокки; 2) спириллы; 3) вибрионы; 4) бациллы.

3.Организмы, которые не имеют оформленного ядра, относятся к:

1) многоядерным; 2) прокариотам; 3) эукариотам; 4) не знаю.

4.Бактерии, которые питаются органическими веществами мертвых организмов, называются:

1) сапротрофы; 2) хемотрофы; 3) фототрофы; 4) паразиты.

5.Бактерии размножаются делением материнской клетки:

1) на две новые клетки; 2)на три новые клетки; 3) на четыре новые клетки; 4) на множество клеток.

6. Анаэробы – это бактерии, которые живут в среде:

1)бескислородной; 2) кислородной; 3) то в кислородной, то в бескислородной; 4) им это безразлично.

7.Споры бактерий служат:

1) для размножения; 2) для выживания в неблагоприятных условиях; 3) для питания; 4) для дыхания.



ТЕСТ


1.Наука о бактериях называется:

1) микология; 2) микробиология; 3) бактериология; 4) цитология.

2.Бактерии, имеющие форму палочки, называются:

1) кокки; 2) спириллы; 3) вибрионы; 4) бациллы.

3.Организмы, которые не имеют оформленного ядра, относятся к:

1) многоядерным; 2) прокариотам; 3) эукариотам; 4) не знаю.

4.Бактерии, которые питаются органическими веществами мертвых организмов, называются:

1) сапротрофы; 2) хемотрофы; 3) фототрофы; 4) паразиты.

5.Бактерии размножаются делением материнской клетки:

1) на две новые клетки; 2)на три новые клетки; 3) на четыре новые клетки; 4) на множество клеток.

6. Анаэробы – это бактерии, которые живут в среде:

1)бескислородной; 2) кислородной; 3) то в кислородной, то в бескислородной; 4) им это безразлично.

7.Споры бактерий служат:

1) для размножения; 2) для выживания в неблагоприятных условиях; 3) для питания; 4) для дыхания.


ТЕСТ


1.Наука о бактериях называется:

1) микология; 2) микробиология; 3) бактериология; 4) цитология.

2.Бактерии, имеющие форму палочки, называются:

1) кокки; 2) спириллы; 3) вибрионы; 4) бациллы.

3.Организмы, которые не имеют оформленного ядра, относятся к:

1) многоядерным; 2) прокариотам; 3) эукариотам; 4) не знаю.

4.Бактерии, которые питаются органическими веществами мертвых организмов, называются:

1) сапротрофы; 2) хемотрофы; 3) фототрофы; 4) паразиты.

5.Бактерии размножаются делением материнской клетки:

1) на две новые клетки; 2)на три новые клетки; 3) на четыре новые клетки; 4) на множество клеток.

6. Анаэробы – это бактерии, которые живут в среде:

1)бескислородной; 2) кислородной; 3) то в кислородной, то в бескислородной; 4) им это безразлично.

7.Споры бактерий служат:

1) для размножения; 2) для выживания в неблагоприятных условиях; 3) для питания; 4) для дыхания.



ТЕСТ


1.Наука о бактериях называется:

1) микология; 2) микробиология; 3) бактериология; 4) цитология.

2.Бактерии, имеющие форму палочки, называются:

1) кокки; 2) спириллы; 3) вибрионы; 4) бациллы.

3.Организмы, которые не имеют оформленного ядра, относятся к:

1) многоядерным; 2) прокариотам; 3) эукариотам; 4) не знаю.

4.Бактерии, которые питаются органическими веществами мертвых организмов, называются:

1) сапротрофы; 2) хемотрофы; 3) фототрофы; 4) паразиты.

5.Бактерии размножаются делением материнской клетки:

1) на две новые клетки; 2)на три новые клетки; 3) на четыре новые клетки; 4) на множество клеток.

6. Анаэробы – это бактерии, которые живут в среде:

1)бескислородной; 2) кислородной; 3) то в кислородной, то в бескислородной; 4) им это безразлично.

7.Споры бактерий служат:

1) для размножения; 2) для выживания в неблагоприятных условиях; 3) для питания; 4) для дыхания.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!