Раскрасьте внутренние органы паука – крестовика
Зелёным – органы пищеварения
Голубым – органы дыхания
Красным – органы кровеносной системы
Черным – органы выделения
Жёлтым – нервную систему
Коричневым – половую железу
Фиолетовым – ядовитую железу
Раскрасьте внутренние органы паука – крестовика
Зелёным – органы пищеварения
Голубым – органы дыхания
Красным – органы кровеносной системы
Чёрным – органы выделения
Жёлтым – нервную систему
Коричневым – половую железу
Фиолетовым – ядовитую железу
Тема:«Класс паукообразные»
Цели:
-
Образовательная: Познакомить учащихся с многообразием и образом жизни паукообразных, особенностями строения и жизнедеятельности, позволившими им стать одними из первопоселенцев суши, значением их в природе и жизни человека.
-
Развивающая: Способствовать продолжению формирования умений работы с тестами для дальнейшей подготовки к ГИА и ЕГЭ, работы с опорными сигналами, составления презентаций по теме.
-
Воспитательная: Учить бережному отношению к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость.
Оборудование: презентация, карточки,тесты
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка знаний
Тест «Проверь себя»
-
Рак дышит жабрами (Да).
-
Рак ведет дневной образ жизни (Нет).
-
Тело рака состоит из двух отделов (Да).
-
У рака простые глаза (Нет).
-
Раки – растительноядные (Нет).
-
Рак всегда передвигается, пятясь назад (Нет).
-
С помощью ходильных ног рак передвигается по дну (Да).
-
Кровеносная система рака незамкнутая (Да).
-
Подвижность глаз рака возмещает ему неподвижность головы (Да).
-
Раки являются «санитарами» водоемов (Да).
-
Рак ногочелюстями захватывает пищу и отправляет ее в рот (Да).
-
Клешни – это органы защиты, нападения, захвата пищи (Да).
-
Кровь у рака красная (Нет).
-
Самки рака откладывают зимой яйца (Да).
- Проверим, как вы усвоили эту тему и проведем небольшую письменную проверку. Итак, соберитесь и настройтесь на работу. Начинаем работать (1 мин)
-А сейчас отложите ручки, поменяйтесь карточками с партнером по парте, возьмите простые карандаши и оцените работу своего партнера.
- Если нет ошибок – ставим 5, если 1 ошибка – ставим оценку 4, за 2 ошибки к сожалению оценку 3.
- А сейчас возвращаем свои листочки.
- Встаньте, пожалуйста, те, кто получил 5. Садитесь. Отлично!
- А у кого сегодня за урок будет оценка 4? Присаживайтесь. Хорошо!
-А есть оценка пониже, чем 4? Встаньте, пожалуйста. Вам есть, над чем поработать. Но не нужно расстраиваться, в дальнейшем у вас все обязательно получится. Но дома вы должны повторить тему «Класс Ракообразные». И если у вас есть вопросы по вашей работе, подойдите после урока, мы все обсудим.
III. Изучение нового материала
– Давайте еще раз перечислим 3 класса из типа Членистоногих, которые мы изучаем: Ракообразные; Паукообразные; Насекомые.
Послушайте, о чем говорит одна из древнегреческих легенд.
В далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.
Эй, Паллада, ...
Я предрекаю, и реченное скоро свершится,
Скоро я вытку ковер, коих не было в мире,
И не сравнится с моим твое мастерство, о Афина,
Равных мне нет ни на грешной земле, ни в безоблачных высях,
Только одна в этом мире есть мастерица, и это – Арахна!
Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.
Будь же ты проклята, век ты плети паутину,
Будь безобразной Арахной, которую люди
Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки
Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.
А мастерство твое, коим ты столько гордилась,
Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.
Вот такая легенда!
Ребята, от имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по-латыни называют арахнидами.
Наука о пауках называется арахнология.
И как вы наверное уже догадались тема нашего урока Класс Паукообразные.
– Задача нашего урока: выяснить не только строение пауков на примере крестовика, но и поговорить о том, какие членистоногие входят в класс Паукообразные, какую роль они играют в природе и жизни человека.Запись темы: «Класс Паукообразные.»
Класс Паукообразные включает до 62.000 видов.
Это сенокосцы, клещи, пауки, скорпионы и др. практически все они животные наземные, кроме некоторых видов пауков. Многие плетут паутину.
В связи с этим, строение их тела отличается от строения тела других членистоногих. (Не поп, а с крестом – кто?) Рассмотрим его на примере строения тела паука-крестовика.
1.Среда обитания и внешнее строение паукообразных. (Выполнение указанного ниже задания, беседа)
С помощью учебника подготовьте ответы на следующие вопросы:
-
Сколько у паука отделов тела? Как они называются?(Головогрудь, брюшко)
-
Сколько пар ходильных ног у паука? К какому отделу тела они прикреплены? (4 пары ходильных ног, прикреплены к головогруди)
-
Какие органы можно рассмотреть у паука? Есть ли у паука усики? Сколько глаз? (На голове паука находятся 4 пары глаз, а снизу крючкообразные твердые челюсти – хелицеры. Рядом с хелицерами расположены короткие, покрытые чувствительными волосками органы осязания – ногощупальца. У паукообразных нет усиков.)
-
Есть ли конечности на брюшке? (Нет).
Тело состоит из 2-х отделов – головогруди и брюшка. Брюшко отделяется от головогруди с помощью перетяжки. У них нет усиков и сложных глаз. На головогруди расположено 4 пары ног.
Так же несколько пар простых глаз; а снизу челюсти – хелицеры. Ими паук хватает жертву. Внутри есть канал с ядом. Имеются короткие, покрытые волосками ногощупальца, или педипальпы (органы осязания).
Одежды себе не шью,
А ткань всегда тку.
- О ком идет речь?
Давайте послушаем сообщение о паутине.
Плетение разнообразной паутины - инстинктивный процесс. Каждому виду пауков свойственен свой рисунок паутины. Паутина пауков особо прочна и тонка. Паутину используют для изготовления визиров (перекрещивающихся нитей в окулярах различных приборов). Попытки изготовления тканей из паутины делались давно. Исключительная по прочности, легкости и красоте ткань из паутины известна в Китае под названием «ткань восточного моря». Полинезийцы употребляли паутину
крупных тенетных пауков в качестве ниток для шитья и плетения рыболовных снастей. В начале XVIII в. во Франции из паутины крестовиков были изготовлены перчатки и чулки, представленные в Академию наук и вызвавшие всеобщее восхищение. Известно, что нить паутины можно наматывать сразу на катушку, причем иногда от одного крестовика можно получить нить длиной до 500 м. В 1899 г. из паутины крупного мадагаскарского паука Hephila пытались получить ткань для покрытия
дирижабля, был изготовлен образец роскошной ткани длиной 5 м. Производство паутинного шелка
сталкивается с трудностью массового разведения пауков, главное - с их кормлением.
- Как же пауки плетут паутину?
Снизу на брюшке располагаются паутинные бородавки, которые вырабатывают паутину. Это видоизмененные брюшные ножки. Выделяющаяся из паутинных бородавок жидкость мгновенно твердеет на воздухе и превращается в прочную паутинную нить.
На задних ногах есть гребенчатые коготки, которые помогают вытягивать из желез паутинные нити и собрать их в одну.Из паутинных бородавок одного паука можно вытянуть до 4-х км паутины.
- А для чего паутина нужна паукам?
Паутина нужна им для ловли добычи, для изготовления коконов, чтобы защитить яйца от неблагоприятных воздействий. Поэтому она может быть нескольких сортов: сухая, влажная, клейкая, гофрированная. Служит она для разных целей. Паутина тоньше и прочнее нитей гусеницы шелкопряда.
Жил на свете аббат Комбуэ, такой был изобретатель: живых пауков в маленьких выдвижных ящичках подключал прямо к ткацкому станку особого образца. Станок тянул из пауков нити и тут же ткал из них тончайший шелк.
Но промышленное производство таких нитей не удается наладить, т.к. пауки очень прожорливы и не напасешься мух, и климат не везде подходящий.
Видео паук плетет паутину
Из паутинных нитей паук плетет ловчую сеть. Сначала раму с лучами, сходящимися к центру, затем длинную, тонкую и очень липкую нить, располагая ее в центре спирали. Затем в ожидании добычи он сидит около сети в скрытом гнезде, устроенном из паутины. От центра сети к нему протянута сигнальная нить.
– Наблюдения за поведением паука показывают, что он выскакивает из своего укрытия, стремительно направляется к мухе только в том случае, если там находится муха средней величины: если попадает маленькая мушка, то паук не обращает на нее внимания.
Каким образом паук узнает о величине своей жертвы?
(Паук с помощью особых чувствительных органов на лапках воспринимает колебания паутины и по их силе узнает, какой величины муха попалась.Если колебания сильны, паук бросается к жертве и разрывает нити, освобождая ее и спасая остаток паутины)
Он вонзает в жертву коготки верхних челюстей и впрыскивает яд внутрь жертвы; но не только яд, а еще и пищеварительные соки, т.к. не может питаться твердой пищей. Через час паук возвращается и всасывает добычу с помощью сосательного желудка и отжертвы остается только хитиновая оболочка. Такое пищеварение называется внекишечным.
2.Внутреннее строение паука – крестовика. (Рассказ учителя)
По ходу объяснения учащиеся закрашивают внутренние органы паука на карточках
1. Пищеварительная система.
Состоит из рта, глотки, пищевода, желудка и кишки. В кишке имеются выросты увеличивающие объём и поверхность всасывания. Непереваренные остатки выводятся наружу через анальное отверстие. Переваривание пищи – внекишечное.
2.Дыхательная система.
Органы дыхания у паука легкие и трахее. Лёгкие или лёгочные мешки, располагаются внизу, в передней части брюшка. У паука крестовика 2 пары трахей – трубочки доставляющие кислород к органам и тканям. Располагаются они в задней части брюшка.
3.Кровеносная система как у раков. Какая?
– Незамкнутая. В теле циркулирует гемолимфа. Сердце имеет вид трубочки расположенной наспиной стороне брюшка. От сердца отходят кровеносные сосуды
4.Выделительная система. Трубочки – мальпигиевы сосуды. Одним концом они собирают продукты обмена веществ, а другим впадают в кишечник. Через мальпигиевы сосуды выводятся вредные продукты жизнедеятельности в жидком виде. В кишечнике вода всасывается. Поэтому пауки экономят воду и могут без нее обходиться (замкнутый круг водопотребления).
5.Нервная система.Состоит из головогрудного нервного узла и отходящих от него многочисленных нервов.
6. Размножение. Раздельнополые животные. В половых железах самца развиваются сперматозоиды, а у самок яйцеклетки. Оплодотворение внутренне в организме самки. Через некоторое время самка откладывает яйца либо открыто либо оплетает их паутиной и формирует кокон. Из яиц развиваются маленькие паучки. Осенью они выпускают паутинки, и на них, как на парашютах, разносятся ветром – происходит расселение пауков.
3.Разнообразие паукообразных (просмотр видеоролика)
– Кроме Пауков, к Паукообразным относятся и клещи (сообщение)
Клещи – одна из самых разнообразных и древних групп членистоногих на Земле. Как правило, клещи питаются растительными остатками, почвенными грибами, или другими мелкими членистоногими. Некоторые клещи приспособились к питанию кровью животных и стали паразитами. Среди паразитов наиболее известны иксодовые клещи. Иксодовые клещи переносят возбудителей болезней человека: клещевого энцефалита, клещевого тифа, геморрагической лихорадки и многих др. Реальное эпидемиологическое значение имеют только два вида: таежный клещ и европейский лесной клещ . Эти клещи подстерегают свою добычу взбираясь на травинку или кустик на высоту не более полуметра и терпеливо ждут, когда мимо кто-нибудь пройдет. Если в непосредственной близости от клеща проследует животное или человек, то он судорожно пытается ухватить своего будущего хозяина. Лапки клеща снабжены коготками и присосками, что позволяет клещу надежно зацепиться.
Чесотка - инфекционное паразитарное заболевание кожи, которое вызываетсячесоточным клещом и сопровождается ночным зудом кожных покровов, расчесами и чесоточными ходами. Заражение чесоткой происходит бытовым путем - через одежду и постельное белье, рукопожатие, предметы. Возбудитель чесотки имеет небольшие размеры и практически не виден невооруженным глазом. Самки проделывают ходы в коже человека и тем самым вызывают нестерпимый зуд.
Пылевой клещ неразличим невооруженным глазом. В квартире на одного человека приходятся миллионы этих существ. Они обитают в ковровых покрытиях, в постельных принадлежностях, на одежде. Разносимые воздухом микроскопические тела пылевых клещей и выделяемые ими ферменты являются самой распространенной причиной астмы и аллергических реакций. Профилактика подобных заболеваний – частое проветривание помещений и прогревание его солнечными лучами.
И еще об одном отряде который относится к паукообразным нам расскажет Никита
Скорпионы обитают в субтропиках и пустынях, имеют тело до 15 см длиной. Тело скорпионов состоит также из головогруди и брюшка. Брюшко имеет неподвижную и широкую переднюю часть и узкую, длинную подвижную заднюю. На конце брюшка имеется вздутие (там расположена ядовитая железа) с острым крючком. Ядовитый аппарат необходим скорпионам для умерщвления добычи и для защиты от врагов. Раньше считали, что скорпион сам убивает себя в критический момент своим ядовитым жалом. Но, как оказалось, он просто притворяется: «скручивается», принимая самые невероятные позы, после чего надолго замирает. Наблюдать такое поведение можно и в домашних условиях, окружив животное раскаленными углями. Какое-то время скорпион будет метаться в поисках выхода, но, поняв тщетность своих попыток, сделает именно то, что прежде так поражало людей, однако через некоторое время скорпион «оживает». Для человека укол скорпиона очень болезненный и может привести к смерти. Ногощупальца у скорпионов имеют форму клешней и напоминают клешни раков и крабов.
Итак мы выяснили что к паукообразным относятся собственно пауки , клещи и скорпионы.
– Нужны ли паукообразные в природе?
– Не будь пауков, люди могли бы умирать от различных болезней, так как их переносят мухи, а как подсчитали ученые, вооружившись микроскопом, на теле одной мухи 26 000 000 микробов.
– Они являются пищей для птиц.
– Участвуют в почвообразовании.
– Некоторые наносят вред растениям, животным и человеку.
– Являются переносчиками заболеваний.
IV. Закрепление знаний
Задание №1. «Немые рисунки»
Задание № 2 .Если вы были внимательны на уроке, то без труда справитесь со
следующим заданием. Я буду называть какой-либо признак и если этот признак
относится к паукообразным, то поднимаем зеленую карточку, если нет –оранжевую.
1.Тело животных снаружи имеет хитиновый покров.зелёная
2. Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка.зелёная
3.Брюшко членистое. оранжевая
4. Брюшко нечленистое.зелёная
5. Животные имеют 4 пары ног.зелёная
6. На голове есть усики. оранжевая
7. Усиков нет. зелёная
8. Усиков 2 пары – длинные и короткие. оранжевая
9. Животные имеют простые глаза. зелёная
10. У большинства животных по два сложных фасетчатых глаза. оранжевая
11. Органы дыхания – жабры. оранжевая
12. Дыхание трахейно – лёгочное. зелёная
13. Кровеносная система незамкнутая. зелёная
14. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной
нервной цепочки.зелёная
15. У животных есть «сосательный» желудок.зелёная
16. Органы выделения – мальпигиевы сосуды. зелёная
17. Раздельнополые животные.зелёная
Ответы: 1,2,4,5,7,9,12,13, 14, 15, 16,17.
Задание № 3.Выполнение теста (резервное)
V. Итог урока
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Какой вывод модно сделать?
Паукообразные – преимущественно сухопутные, восьминогие животные, для пауков характерно плетение паутины. В отличие от Ракообразных дышат легкими итрахеями, имеют простые глаза. Особенности строения связаны со средой обитания и образом жизни.
Заканчивается урок стихотворением:
Все боятся пауков
Больше всех на свете,
А особенно боятся
Маленькие дети;
Не гоните пауков,
Маленькие дети:
Ловят мух и комаров
Добрые соседи!
Ядовиты пауки –
Это несомненно!
Но не тронут просто так,
Скажем откровенно.
VI. Домашнее задание.
1) § 25 2) составить кроссворд «Паукообразные»
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
&С помощью учебника подготовьте ответы на следующие вопросы:
-
Сколько у паука отделов тела? Как они называются?
___________________________________________________
-
Сколько пар ходильных ног у паука? К какому отделу тела они прикреплены? _________________________________________
______________________________________________________
-
Какие органы можно рассмотреть у паука на голове? Есть ли у паука усики? Сколько глаз? ______________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Есть ли конечности на брюшке? __________________________
&С помощью учебника подготовьте ответы на следующие вопросы:
-
Сколько у паука отделов тела? Как они называются?
___________________________________________________
-
Сколько пар ходильных ног у паука? К какому отделу тела они прикреплены? _________________________________________
______________________________________________________
-
Какие органы можно рассмотреть у паука на голове? Есть ли у паука усики? Сколько глаз? ______________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Есть ли конечности на брюшке? __________________________
Клещи – одна из самых разнообразных и древних групп членистоногих на Земле. Как правило, клещи питаются растительными остатками, почвенными грибами, или другими мелкими членистоногими. Некоторые клещи приспособились к питанию кровью животных и стали паразитами. Среди паразитов наиболее известны иксодовые клещи. Иксодовые клещи переносят возбудителей болезней человека:клещевого энцефалита, клещевого тифа и многих др. Реальное эпидемиологическое значение имеют только два вида: таежный клещ иевропейский лесной клещ .Эти клещи подстерегают свою добычу взбираясь на травинку или кустик на высоту не более полуметра и терпеливо ждут, когда мимо кто-нибудь пройдет. Если в непосредственной близости от клеща проследует животное или человек, то он судорожно пытается ухватить своего будущего хозяина. Лапки клеща снабжены коготками и присосками, что позволяет клещу надежно зацепиться.
Чесотка - инфекционное паразитарное заболевание кожи, которое вызывается чесоточным клещом и сопровождается ночным зудом кожных покровов, расчесами и чесоточными ходами. Заражение чесоткой происходит бытовым путем - через одежду и постельное белье, рукопожатие, предметы. Возбудитель чесотки имеет небольшие размеры и практически не виден невооруженным глазом. Самки проделывают ходы в коже человека и тем самым вызывают нестерпимый зуд.
Пылевой клещ неразличим невооруженным глазом. В квартире на одного человека приходятся миллионы этих существ. Они обитают в ковровых покрытиях, в постельных принадлежностях, на одежде.Разносимые воздухом микроскопические тела пылевых клещей и выделяемые ими ферменты являются самой распространенной причиной астмы и аллергических реакций. Профилактика подобных заболеваний – частое проветривание помещений и прогревание его солнечными лучами.
Скорпионы обитают в субтропиках и пустынях, имеют тело до 15 см длиной. Тело скорпионов состоит также из головогруди и брюшка. Брюшко имеет неподвижную и широкую переднюю часть и узкую, длинную подвижную заднюю. На конце брюшка имеется вздутие (там расположена ядовитая железа) с острым крючком. Ядовитый аппарат необходим скорпионам для умерщвления добычи и для защиты от врагов. Раньше считали, что скорпион сам убивает себя в критический момент своим ядовитым жалом. Но, как оказалось, он просто притворяется: «скручивается», принимая самые невероятные позы, после чего надолго замирает. Наблюдать такое поведение можно и в домашних условиях, окружив животное раскаленными углями. Какое-то время скорпион будет метаться в поисках выхода, но, поняв тщетность своих попыток, сделает именно то, что прежде так поражало людей, однако через некоторое время скорпион «оживает». Для человека укол скорпиона очень болезненный и может привести к смерти. Ногощупальца у скорпионов имеют форму клешней и напоминают клешни раков и крабов.
Плетение разнообразной паутины - инстинктивный процесс. Каждому виду пауков свойственен свой рисунок паутины. Паутина пауков особо прочна и тонка. Попытки изготовления тканей из паутины делались давно. Исключительная по прочности, легкости и красоте ткань из паутины известна в Китае под названием «ткань восточного моря». Полинезийцы употребляли паутину крупных пауков в качестве ниток для шитья и плетения рыболовных снастей. В начале 18 в. во Франции из паутины крестовиков были изготовлены перчатки и чулки, представленные в Академию наук и вызвавшие всеобщее восхищение. Известно, что нить паутины можно наматывать сразу на катушку, причем иногда от одного крестовика можно получить нить длиной до 500 м. В 1899 г. из паутины крупного мадагаскарского паука пытались получить ткань для покрытия
дирижабля, был изготовлен образец роскошной ткани длиной 5 м. Производство паутинного шелка сталкивается с трудностью массового разведения пауков, главное - с их кормлением.
Тест «ДА или НЕТ»
-
Рак дышит жабрами
-
Рак ведет дневной образ жизни
-
Тело рака состоит из двух отделов
-
У рака простые глаза
-
Раки – растительноядные
-
Рак всегда передвигается, пятясь назад
-
С помощью ходильных ног рак передвигается по дну
-
Кровеносная система рака незамкнутая
-
Подвижность глаз рака возмещает ему неподвижность головы
-
Раки являются «санитарами» водоемов
-
Рак ногочелюстями захватывает пищу и отправляет ее в рот
-
Клешни – это органы защиты, нападения, захвата пищи
-
Кровь у рака красная
-
Самки рака откладывают зимой яйца
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Тест «ДА или НЕТ»
-
Рак дышит жабрами
-
Рак ведет дневной образ жизни
-
Тело рака состоит из двух отделов
-
У рака простые глаза
-
Раки – растительноядные
-
Рак всегда передвигается, пятясь назад
-
С помощью ходильных ног рак передвигается по дну
-
Кровеносная система рака незамкнутая
-
Подвижность глаз рака возмещает ему неподвижность головы
-
Раки являются «санитарами» водоемов
-
Рак ногочелюстями захватывает пищу и отправляет ее в рот
-
Клешни – это органы защиты, нападения, захвата пищи
-
Кровь у рака красная
-
Самки рака откладывают зимой яйца
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Тест «Паукообразные»
-
Тело паука-крестовика состоит из:
а) головы;
б) головогруди;
в) брюшка.
-
На голове у паука-крестовика располагаются:
а) сложные глаза;
б) 4 пары простых глаз;
в) 1 пара простых глаз.
-
Паук-крестовик:
а) водное животное;
б) наземно-воздушное;
в) сухопутное.
-
От головогруди у паука отходят:
а) пара ходильных ног;
б) 3 пары ходильных ног;
в) 4 пары ходильных ног.
-
Пауки питаются:
а) мелкими животными;
б) растениями;
в) падалью.
-
Под основаниями челюстей помещаются:
а) пара зеленых желез;
б) паутинные железы;
в) ядовитые железы.
-
На заднем конце брюшка видны:
а) одна пара паутинных бородавок;
б) две пары паутинных бородавок;
в) три пары паутинных бородавок.
-
В передней части брюшка паука-крестовика расположены органы дыхания. Это:
а) жабры;
б) пара легочных мешков;
в) две пары легочных мешков.
-
Кровеносная система у паука:
а) замкнутая;
б) незамкнутая.
-
Брюшко паука состоит из:
а) 7 сегментов;
б) 5 сегментов;
в) сегменты слиты вместе.
-
В дыхательную систему паука входят:
а) пара легочных мешков;
б) жабры;
в) трахеи.
Рейтинг матери