СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Борьба за существование

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Борьба за существование: выделяют три основные формы:Внутривидовая,межвидовая,борьба с неблагоприятными условиями жизни.

Просмотр содержимого документа
«Урок Борьба за существование»

БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ

В природе постоянно существуют две противоположные тенденции развития: 1)стремление организмов к неограниченному размножению и расселению, и 2)ограниченность ресурсов среды, перенаселенность, влияние других популяций и видов и условий жизни, что неизбежно приводит к борьбе за существование

Выделяют три основные формы борьбы за существование:






Выводы: 1) главной причиной борьбы за существование является несоответствие между возможностью вида к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов;

2) главной формой борьбы за существование является – внутривидовая.


Результатом борьбы за существование, основанном на преимуществен-ном выживании и оставлении потомства наиболее приспособленными организ-мами является естественный отбор.


Естественный отбор – процесс дифференцированного выживания и воспроизведения организмов в результате борьбы за существование.

СХЕМА ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА:

  1. Материал для ЕО представляет изменчивость организмов.

  2. Число рожденных на свет больше числа, способных найти пропитание.

  3. Возникновение борьбы за существование.

  4. Организмы с полезными признаками имеют больше шансов на выживание и продолжение рода, а с вредными признаками подвергаются уничтожению (элиминации) или устраняются от размножения.

  5. Если ЕО действует несколько поколений, то потомки сильно изменяются и превращаются в новый вид.

ЕО не всегда приводит к элиминации:

Половой отбор


Прямая борьба самцов и «Очарование» самок голосом,

пассивность самок опереньем, подарками и т.п.


Различают 4 основные формы естественного отбора:


Форма

Схема

Причина

Примеры


Движущий

При изменении среды происходит сдвиг средней нормы в ту или иную сторону

Промышленный мела-низм, редукция глаз у крота, утрата крыльев у страуса, антибиоти-коустойчивость бакт.


Стабилизи-рующий

При стабильных длительных условиях среды закрепляются признаки с узкой нор-мой реакции

Длина крыльев у воробьев в США, длина ног у зайцев, реликтовые орг-мы: латимерия, гаттерия, опоссум, гинкго и др.


Дестабилизи-рующий

Быстрое и частое (сезонное) изменение среды, приводящее к расширению нормы реакции

Полиморфизм у растений и животных: популяции озерных лягушек, условно патогенные бактерии.


Дизруптив-ный, или разрывающий

Организмы со сред-ними признаками оказываются менее жизнеспособными или уничтожаются. Выживают особи с крайними признаками

Покосы растений приводят к появлению двух изолированных во времени популяций (большого погремка), весенние и осенние формы грибов, карликовые расы хищных рыб

Творческая роль ЕО в том, что действуя неограниченное время ЕО с другими эволюционными факторами (дрейф генов, изоляция и др.) создал огромное количество видов, приспособленных к жизни в различных уголках Земли.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!