Урок географии № 45
Класс 7- б
Учитель Заярная Л.. И.
Тема урока: Бразилия
Цели:
образовательные: способствовать формированию знаний о географическом положении и природном своеобразии Бразилии; ознакомить с историей исследования страны, населением и его хозяйственной деятельностью; организовать самостоятельную деятельность учащихся при определении географического положения, очертании берегов Бразилии; способствовать выработке умений анализировать тематические карты и давать краткие ответы на вопросы; обучать приемам создания «образа страны»
развивающие: совершенствовать умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний; приемов работы с различными источниками информации; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, моделировать; умение выделять главное, планировать и оценить результаты выполненных действий; развивать навыки коллективной работы; развивать память, речь
воспитательные: способствовать формированию культуры общения и сотрудничества, содействовать развитию у учащихся интереса к истории, культуре, обычаям, традициям народов других стран; совершенствовать рефлексивные умения учащихся; воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения, воспитывать интерес к путешествиям и открытиям
Оборудование: учебник для 7 класса «География физическая карта Южной Америки, атлас , ПК, презентация, телевизор, песня « На далекой Амазонке».
Тип урока: урок-путешествие.
Ход урока.
I. Оргмомент
Сегодня, ребята, мы тоже отправляемся в путешествие за новыми знаниями.
Попробуйте определить маршрут нашего путешествия, послушав песню».
Звучит песня « На далекой Амазонке».
Вопрос классу: «Итак, куда мы с вами отправляемся?»
Ответ: «В Бразилию».
II.Мотивация
Познакомиться с природой, населением и традициями Бразилии.
III. Изучение новой темы
1. История открытия.
«Первой ступила на землю Бразилии португальская экспедиция в 1500году.»
Вопрос классу: «Кто ее возглавил? Магеллан, Колумб, Педру Кабал?
-Педру Кабрал
Учитель: «Португальцы искали новые пути в Индию. Они двигались, не приближаясь к африканским берегам. И обнаружили не Индию, а неизвестную землю, которую назвали «Землей старого креста».
Учитель: «Внимание на карту!» ( Физическая карта Южной Америки).
Вопрос классу: «Какое природное явление в южной части Атлантического океана на 17º ю.ш. изменило маршрут экспедиции?»
-«Теплое Бразильское течение».
Учитель: «Открытые Кабралом земли были провозглашены владениями Португалии. Это была новая португальская колония».
Вопрос классу: «Что такое колония?»
- «Колония – это страна, лишенная хозяйственной и политической самостоятельности».
Учитель: «Португальцы мечтали о грудах золота и драгоценных камней. Однако их поиски не увенчались успехом. Самым ценным, по мнению португальских переселенцев, было дерево, которое и дало название стране ».
«Итак, на политической карте митра появилась новая страна, у Португалии - новая колония, которую назвали Бразилия».
2. Бразилия на политической карте.
«Обратимся к политической карте мира. На территории Южной Америки вместе с Бразилией 13 государств.
- С какими из них Бразилия имеет общую границу по суше? Покажите на карте.
- С какими из стран не имеет общей границы по суше? Покажите на карте.
- Докажите при помощи карты, что Бразилия - это морская страна».
После полученных ответов делаем вывод: «Огромная площадь, многомиллионное население, протяженная береговая линия, много стран соседей, с которыми можно сотрудничать – все это важные условия для успешного развития страны».
3. Удивительные природные условия.
Попробуем ответить на вопросы:
1.---путешествуя по Бразилии я наблюдала на одной из рек такое явление: огромная волна высотой 5 метров со скоростью 5 – 7 м/сек. С сильным гулом мчалась вверх по реке, заливая берега и производя разрушения.
На какой реке это было? О каком явлении идет речь? Какова его причина?
2 ---вернувшись из Рио-де-Жанейро, мой друг рассказал, что Новый год там встречают летом. Температура воздуха достигает +30°С. Возможно ли это?
3 путешествуя по бразильской сельве, мы наблюдали такую картину: местные жители подсекали стволы некоторых деревьев и стекающий по лоткам сок белого цвета собирали в специальные емкости. Как называется это дерево? Для чего собирают сок?
4 «У этой рыбешки зубки
Почище любой мясорубки!
И только такая прелесть,
Зевая, откроет челюсть,
Бежит все живое с купанья
С криком: «Спасайтесь!»
Как называется эта рыба?
4. Население.
Учитель: «Население Бразилии отличается сложным составом.
Кто живет в Бразилии?
Ответить на вопросы
а) представители, какой расы относятся к коренному населению?
б) представители, каких рас относятся к пришлому населению?
в) как называют потомков от браков европейцев и негров?
г) как называют потомков от браков европейцев и индейцев?
д) как называют потомков от браков индейцев и негров?
Учитель: «Внимание на карту: определяем районы проживания различных групп населения Бразилии. Индейцы и метисы живут на севере и западе страны. Европейцы и мулаты – на востоке и юге. Бразильцы относятся к одному из самых многочисленных народов мира.
«Большая часть населения Бразилии проживает в городах (78%). За всю историю развития страны у нее было три столицы»
5. Три столицы Бразилии.
Учитель дает задание классу: кто быстрее по карте в атласе определит эти три столицы по географическим координатам.
12ºю.ш. и 38ºз.д.
22ºю.ш. и 43ºз.д.
16ºю.ш. и 48ºз.д.
Проверка задания.
Учитель: «Первые португальцы, доплывшие до берегов Бразилии, поселились на Атлантическом побережье. Здесь они построили первый город и первую столицу страны – Сальвадор. ( Показываем на карте). Второй столицей с 1763 года стал город Рио-де-Жанейро (январская река), расположенный на берегу бухты Гуанабара.
Бразилия и карнавал (фрагмент видео)
После просмотра делаем вывод: карнавал – это вид искусства, вобравший в себя сразу несколько направлений: танец, музыку, песни. Это самое яркое зрелище Рио-де-Жанейро. Это четыре дня безудержного веселья, когда стирается грань между бедными и богатыми. А город разделяется только на группы масок. Простые люди могут целый год отказываться от отдыха и удовольствий, лишь бы накопить денег на новый и оригинальный карнавальный костюм. В дни карнавалов из всех громкоговорителей гремит самба. На празднике нет зрителей. Все – участники и очень много туристов из разных стран мира.
Сейчас мы переносимся на несколько минут в Бразилию на карнавал (просмотр фрагмента видеофильма).
Ответ на поставленный вопрос: «Бразильский карнавал – это не что иное, как измененная церемония коронации африканских вождей. Самбу, которую танцуют на карнавале, впервые исполняли негры-рабы».
Учитель: «В 1955 году принимается решение о строительстве новой столице. Ею стал город Бразилиа, расположенный близко к географическому центру страны. Почему принимается такое решение?
Из пяти вариантов ответа, выберите правильные на ваш взгляд».
а) она должна была стать подлинно национальным центром страны;
б) для защиты от морских разбойников (пиратов);
в) для освоения плодородных земель, добычи полезных ископаемых в центре страны;
г) так как в Рио-де-Жанейро часто происходят разрушительные землетрясения;
д) чтобы усилить развитие отсталых и удаленных северных районов.
(Правильные ответы: а, в, д.)
Учитель: «Познакомившись с населением и столицами Бразилии, мы переходим к изучению хозяйства этой страны. В настоящее время экономика страны быстро и успешно развивается».
6. Хозяйственная деятельность.
Задание классу: «Вам сейчас предстоит выполнить практическую работу по определению основных видов хозяйственной деятельности бразильцев. При выполнении работы пользуйтесь комплексной картой Южной Америки. Работаем в группах.
- «Многочисленные и разнообразные полезные ископаемые используют для развития отраслей промышленности. В Бразилии много промышленных городов. Но, пожалуй, главный из них: Сан-Паулу, город – труженик, в котором создают и морские, и речные суда, и самолеты, и автомобили, и ЭВМ».
IV. Закрепление
Взаимопроверка. Работа в парах. Задают друг другу вопросы.
V.Итог урока .Рефлексия.
Что нового для себя узнал?
Что меня удивило или поразило?
Что заинтересовало?
Какие выводы для себя сделал о стране?
VI. Домашнее задание.
1) §36; По желанию – презентация о Бразилии. 2) сравнительная характеристика Бразилии и Аргентины по типовому плану с использованием карт атласа.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Бразилия"»
Урок географии № 45
Класс 7- б
Учитель Заярная Л.. И.
Тема урока: Бразилия
Цели:
образовательные: способствовать формированию знаний о географическом положении и природном своеобразии Бразилии; ознакомить с историей исследования страны, населением и его хозяйственной деятельностью; организовать самостоятельную деятельность учащихся при определении географического положения, очертании берегов Бразилии; способствовать выработке умений анализировать тематические карты и давать краткие ответы на вопросы; обучать приемам создания «образа страны»
развивающие: совершенствовать умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний; приемов работы с различными источниками информации; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, моделировать; умение выделять главное, планировать и оценить результаты выполненных действий; развивать навыки коллективной работы; развивать память, речь
воспитательные: способствовать формированию культуры общения и сотрудничества, содействовать развитию у учащихся интереса к истории, культуре, обычаям, традициям народов других стран; совершенствовать рефлексивные умения учащихся; воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения, воспитывать интерес к путешествиям и открытиям
Оборудование: учебник для 7 класса «География физическая карта Южной Америки, атлас , ПК, презентация, телевизор, песня « На далекой Амазонке».
Тип урока: урок-путешествие.
Ход урока.
I. Оргмомент
Сегодня, ребята, мы тоже отправляемся в путешествие за новыми знаниями.
Попробуйте определить маршрут нашего путешествия, послушав песню».
Звучит песня « На далекой Амазонке».
Вопрос классу: «Итак, куда мы с вами отправляемся?»
Ответ: «В Бразилию».
II.Мотивация
Познакомиться с природой, населением и традициями Бразилии.
III. Изучение новой темы
1. История открытия.
«Первой ступила на землю Бразилии португальская экспедиция в 1500году.»
Вопрос классу: «Кто ее возглавил? Магеллан, Колумб, Педру Кабал?
-Педру Кабрал
Учитель: «Португальцы искали новые пути в Индию. Они двигались, не приближаясь к африканским берегам. И обнаружили не Индию, а неизвестную землю, которую назвали «Землей старого креста».
Учитель: «Внимание на карту!» ( Физическая карта Южной Америки).
Вопрос классу: «Какое природное явление в южной части Атлантического океана на 17º ю.ш. изменило маршрут экспедиции?»
-«Теплое Бразильское течение».
Учитель: «Открытые Кабралом земли были провозглашены владениями Португалии. Это была новая португальская колония».
Вопрос классу: «Что такое колония?»
- «Колония – это страна, лишенная хозяйственной и политической самостоятельности».
Учитель: «Португальцы мечтали о грудах золота и драгоценных камней. Однако их поиски не увенчались успехом. Самым ценным, по мнению португальских переселенцев, было дерево, которое и дало название стране ».
«Итак, на политической карте митра появилась новая страна, у Португалии - новая колония, которую назвали Бразилия».
2. Бразилия на политической карте.
«Обратимся к политической карте мира. На территории Южной Америки вместе с Бразилией 13 государств.
- С какими из них Бразилия имеет общую границу по суше? Покажите на карте.
- С какими из стран не имеет общей границы по суше? Покажите на карте.
- Докажите при помощи карты, что Бразилия - это морская страна».
После полученных ответов делаем вывод: «Огромная площадь, многомиллионное население, протяженная береговая линия, много стран соседей, с которыми можно сотрудничать – все это важные условия для успешного развития страны».
3. Удивительные природные условия.
Попробуем ответить на вопросы:
1.---путешествуя по Бразилии я наблюдала на одной из рек такое явление: огромная волна высотой 5 метров со скоростью 5 – 7 м/сек. С сильным гулом мчалась вверх по реке, заливая берега и производя разрушения.
На какой реке это было? О каком явлении идет речь? Какова его причина?
2 ---вернувшись из Рио-де-Жанейро, мой друг рассказал, что Новый год там встречают летом. Температура воздуха достигает +30°С. Возможно ли это?
3 путешествуя по бразильской сельве, мы наблюдали такую картину: местные жители подсекали стволы некоторых деревьев и стекающий по лоткам сок белого цвета собирали в специальные емкости. Как называется это дерево? Для чего собирают сок?
4 «У этой рыбешки зубки
Почище любой мясорубки!
И только такая прелесть,
Зевая, откроет челюсть,
Бежит все живое с купанья
С криком: «Спасайтесь!»
Как называется эта рыба?
4. Население.
Учитель: «Население Бразилии отличается сложным составом.
Кто живет в Бразилии?
Ответить на вопросы
а) представители, какой расы относятся к коренному населению?
б) представители, каких рас относятся к пришлому населению?
в) как называют потомков от браков европейцев и негров?
г) как называют потомков от браков европейцев и индейцев?
д) как называют потомков от браков индейцев и негров?
Учитель: «Внимание на карту: определяем районы проживания различных групп населения Бразилии. Индейцы и метисы живут на севере и западе страны. Европейцы и мулаты – на востоке и юге. Бразильцы относятся к одному из самых многочисленных народов мира.
«Большая часть населения Бразилии проживает в городах (78%). За всю историю развития страны у нее было три столицы»
5. Три столицы Бразилии.
Учитель дает задание классу: кто быстрее по карте в атласе определит эти три столицы по географическим координатам.
12ºю.ш. и 38ºз.д.
22ºю.ш. и 43ºз.д.
16ºю.ш. и 48ºз.д.
Проверка задания.
Учитель: «Первые португальцы, доплывшие до берегов Бразилии, поселились на Атлантическом побережье. Здесь они построили первый город и первую столицу страны – Сальвадор. ( Показываем на карте). Второй столицей с 1763 года стал город Рио-де-Жанейро (январская река), расположенный на берегу бухты Гуанабара.
Бразилия и карнавал (фрагмент видео)
После просмотра делаем вывод: карнавал – это вид искусства, вобравший в себя сразу несколько направлений: танец, музыку, песни. Это самое яркое зрелище Рио-де-Жанейро. Это четыре дня безудержного веселья, когда стирается грань между бедными и богатыми. А город разделяется только на группы масок. Простые люди могут целый год отказываться от отдыха и удовольствий, лишь бы накопить денег на новый и оригинальный карнавальный костюм. В дни карнавалов из всех громкоговорителей гремит самба. На празднике нет зрителей. Все – участники и очень много туристов из разных стран мира.
Сейчас мы переносимся на несколько минут в Бразилию на карнавал (просмотр фрагмента видеофильма).
Ответ на поставленный вопрос: «Бразильский карнавал – это не что иное, как измененная церемония коронации африканских вождей. Самбу, которую танцуют на карнавале, впервые исполняли негры-рабы».
Учитель: «В 1955 году принимается решение о строительстве новой столице. Ею стал город Бразилиа, расположенный близко к географическому центру страны. Почему принимается такое решение?
Из пяти вариантов ответа, выберите правильные на ваш взгляд».
а) она должна была стать подлинно национальным центром страны;
б) для защиты от морских разбойников (пиратов);
в) для освоения плодородных земель, добычи полезных ископаемых в центре страны;
г) так как в Рио-де-Жанейро часто происходят разрушительные землетрясения;
д) чтобы усилить развитие отсталых и удаленных северных районов.
(Правильные ответы: а, в, д.)
Учитель: «Познакомившись с населением и столицами Бразилии, мы переходим к изучению хозяйства этой страны. В настоящее время экономика страны быстро и успешно развивается».
6. Хозяйственная деятельность.
Задание классу: «Вам сейчас предстоит выполнить практическую работу по определению основных видов хозяйственной деятельности бразильцев. При выполнении работы пользуйтесь комплексной картой Южной Америки. Работаем в группах.
«Многочисленные и разнообразные полезные ископаемые используют для развития отраслей промышленности. В Бразилии много промышленных городов. Но, пожалуй, главный из них: Сан-Паулу, город – труженик, в котором создают и морские, и речные суда, и самолеты, и автомобили, и ЭВМ».
IV. Закрепление
Взаимопроверка. Работа в парах. Задают друг другу вопросы.
V.Итог урока .Рефлексия.
Что нового для себя узнал?
Что меня удивило или поразило?
Что заинтересовало?
Какие выводы для себя сделал о стране?
VI. Домашнее задание.
1) §36; По желанию – презентация о Бразилии. 2) сравнительная характеристика Бразилии и Аргентины по типовому плану с использованием карт атласа.