СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Бразилия"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Урок географии  № 45

Класс 7- б

Учитель Заярная Л.. И.

Тема урока: Бразилия

Цели: 

образовательные: способствовать формированию знаний о географическом положении и природном своеобразии Бразилии; ознакомить с историей исследования страны, населением и его хозяйственной деятельностью; организовать самостоятельную деятельность учащихся при определении географического положения, очертании берегов Бразилии; способствовать выработке умений анализировать тематические карты и давать краткие ответы на вопросы; обучать приемам создания «образа страны»

развивающие: совершенствовать умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний; приемов работы с различными источниками информации; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, моделировать; умение выделять главное, планировать и оценить результаты выполненных действий; развивать навыки коллективной работы; развивать память, речь

воспитательные: способствовать формированию культуры общения и сотрудничества, содействовать развитию у учащихся интереса к истории, культуре, обычаям, традициям народов других стран; совершенствовать рефлексивные умения учащихся; воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения, воспитывать интерес к путешествиям и открытиям

Оборудование: учебник для 7 класса «География    физическая карта Южной Америки, атлас , ПК, презентация, телевизор, песня   « На далекой Амазонке».

Тип урока:    урок-путешествие.

Ход урока.

I.  Оргмомент

 Сегодня, ребята, мы тоже отправляемся в путешествие  за новыми знаниями. Попробуйте определить маршрут нашего путешествия, послушав песню». Звучит песня « На далекой Амазонке».

Вопрос классу: «Итак, куда мы с вами отправляемся?» Ответ: «В Бразилию».

II.Мотивация

Познакомиться с природой, населением и традициями Бразилии.

III. Изучение новой темы

1. История открытия.

 «Первой ступила на землю Бразилии португальская экспедиция в 1500году.» Вопрос классу: «Кто ее возглавил?  Магеллан, Колумб, Педру Кабал? -Педру Кабрал  Учитель: «Португальцы искали новые пути в Индию. Они двигались, не приближаясь к африканским берегам. И обнаружили не Индию, а неизвестную землю, которую назвали «Землей старого креста». Учитель: «Внимание на карту!» ( Физическая карта Южной Америки). Вопрос классу: «Какое природное явление в южной части Атлантического океана на 17º ю.ш. изменило маршрут экспедиции?» -«Теплое Бразильское течение». Учитель: «Открытые Кабралом земли были провозглашены владениями Португалии. Это была новая португальская колония». Вопрос классу: «Что такое колония?»

- «Колония – это страна, лишенная хозяйственной и политической самостоятельности». Учитель: «Португальцы мечтали о грудах золота и драгоценных камней. Однако их поиски не увенчались успехом. Самым ценным, по мнению португальских переселенцев, было дерево, которое и дало название стране ».    «Итак, на политической карте митра появилась новая страна, у Португалии - новая колония, которую назвали Бразилия».

2. Бразилия на политической карте.

   «Обратимся к политической карте мира. На территории Южной Америки вместе с Бразилией 13 государств.  - С какими из них Бразилия имеет общую границу по суше? Покажите на карте. - С какими из стран не имеет общей границы по суше? Покажите на карте. - Докажите при помощи карты, что Бразилия - это морская страна».

После полученных ответов делаем вывод: «Огромная площадь, многомиллионное население, протяженная береговая линия, много стран соседей, с которыми можно сотрудничать – все это важные условия для успешного развития страны».

3. Удивительные природные условия.

 Попробуем ответить на вопросы:

1.---путешествуя по Бразилии я наблюдала на одной из рек такое явление: огромная волна высотой 5 метров со скоростью 5 – 7 м/сек. С сильным гулом мчалась вверх по реке, заливая берега и производя разрушения. На какой реке это было? О каком явлении идет речь? Какова его причина? 2  ---вернувшись из Рио-де-Жанейро, мой друг рассказал, что Новый год там встречают летом. Температура воздуха достигает +30°С. Возможно ли это? 3  путешествуя по бразильской сельве, мы наблюдали такую картину: местные жители подсекали стволы некоторых деревьев и стекающий по лоткам сок белого цвета собирали в специальные емкости. Как называется это дерево? Для чего собирают сок?

4  «У этой рыбешки зубки Почище любой мясорубки! И только такая прелесть, Зевая, откроет челюсть, Бежит все живое с купанья С криком: «Спасайтесь!» Как называется эта рыба?

 4. Население.

Учитель: «Население Бразилии отличается сложным составом. Кто живет в Бразилии?  Ответить на вопросы   а) представители, какой расы относятся к коренному населению? б) представители, каких рас относятся к пришлому населению? в) как называют потомков от браков европейцев и негров? г) как называют потомков от браков европейцев и индейцев? д) как называют потомков от браков индейцев и негров?  

Учитель: «Внимание на карту: определяем районы проживания различных групп населения Бразилии. Индейцы и метисы живут на севере и западе страны. Европейцы и мулаты – на востоке и юге. Бразильцы относятся к одному из самых многочисленных народов мира.  

   «Большая часть населения Бразилии проживает в городах (78%). За всю историю развития страны у нее было три столицы»

5. Три столицы Бразилии.

Учитель дает задание классу: кто быстрее по карте в атласе определит эти три столицы по географическим координатам. 12ºю.ш. и 38ºз.д. 22ºю.ш. и 43ºз.д. 16ºю.ш. и 48ºз.д. Проверка задания. Учитель: «Первые португальцы, доплывшие до берегов Бразилии, поселились на Атлантическом побережье. Здесь они построили первый город и первую столицу страны – Сальвадор. ( Показываем на карте). Второй столицей с 1763 года стал город Рио-де-Жанейро (январская река), расположенный на берегу бухты Гуанабара.  

Бразилия и карнавал (фрагмент видео)

 После  просмотра делаем вывод: карнавал – это вид искусства, вобравший в себя сразу несколько направлений: танец, музыку, песни. Это самое яркое зрелище Рио-де-Жанейро. Это четыре дня безудержного веселья, когда стирается грань между бедными и богатыми. А город разделяется только на группы масок. Простые люди могут целый год отказываться от отдыха и удовольствий, лишь бы накопить денег на новый и оригинальный карнавальный костюм. В дни карнавалов из всех громкоговорителей гремит самба. На празднике нет зрителей. Все – участники и очень много туристов из разных стран мира. Сейчас мы переносимся на несколько минут в Бразилию на карнавал (просмотр фрагмента видеофильма).  

Ответ на поставленный вопрос: «Бразильский карнавал – это не что иное, как измененная церемония коронации африканских вождей. Самбу, которую танцуют на карнавале, впервые исполняли негры-рабы».

      

Учитель: «В 1955 году принимается решение о строительстве новой столице. Ею стал город Бразилиа, расположенный близко к географическому центру страны. Почему принимается такое решение?    Из пяти вариантов ответа, выберите правильные на ваш взгляд».  а) она должна была стать подлинно национальным центром страны; б) для защиты от морских разбойников (пиратов); в) для освоения плодородных земель, добычи полезных ископаемых в центре страны; г) так как в Рио-де-Жанейро часто происходят разрушительные землетрясения; д) чтобы усилить развитие отсталых и удаленных северных районов. (Правильные ответы: а, в, д.)  Учитель: «Познакомившись с населением и столицами Бразилии, мы переходим к изучению хозяйства этой страны. В настоящее время экономика страны быстро и успешно развивается».

6. Хозяйственная деятельность.

Задание классу: «Вам сейчас предстоит выполнить практическую работу по определению основных видов хозяйственной деятельности бразильцев. При выполнении работы пользуйтесь комплексной картой Южной Америки. Работаем в группах.  

  • «Многочисленные и разнообразные полезные ископаемые используют для развития отраслей промышленности. В Бразилии много промышленных городов. Но, пожалуй, главный из них: Сан-Паулу, город – труженик, в котором создают и морские, и речные суда, и самолеты, и автомобили, и ЭВМ». 

   

  IV. Закрепление

Взаимопроверка. Работа в парах. Задают друг другу вопросы.

V.Итог урока .Рефлексия.

Что нового для себя узнал?

Что меня удивило или поразило?

Что заинтересовало?

Какие выводы для себя сделал о стране?

 

  VI. Домашнее задание.

 1) §36; По желанию – презентация о Бразилии.  2) сравнительная характеристика Бразилии и Аргентины по типовому плану с использованием карт атласа.  

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок "Бразилия"»


Урок географии № 45

Класс 7- б

Учитель Заярная Л.. И.

Тема урока: Бразилия

Цели: 

образовательные: способствовать формированию знаний о географическом положении и природном своеобразии Бразилии; ознакомить с историей исследования страны, населением и его хозяйственной деятельностью; организовать самостоятельную деятельность учащихся при определении географического положения, очертании берегов Бразилии; способствовать выработке умений анализировать тематические карты и давать краткие ответы на вопросы; обучать приемам создания «образа страны»

развивающие: совершенствовать умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний; приемов работы с различными источниками информации; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, моделировать; умение выделять главное, планировать и оценить результаты выполненных действий; развивать навыки коллективной работы; развивать память, речь

воспитательные: способствовать формированию культуры общения и сотрудничества, содействовать развитию у учащихся интереса к истории, культуре, обычаям, традициям народов других стран; совершенствовать рефлексивные умения учащихся; воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения, воспитывать интерес к путешествиям и открытиям

Оборудование: учебник для 7 класса «География физическая карта Южной Америки, атлас , ПК, презентация, телевизор, песня « На далекой Амазонке».

Тип урока:  урок-путешествие.

Ход урока.

I.  Оргмомент

Сегодня, ребята, мы тоже отправляемся в путешествие за новыми знаниями.
Попробуйте определить маршрут нашего путешествия, послушав песню».
Звучит песня « На далекой Амазонке».

Вопрос классу: «Итак, куда мы с вами отправляемся?»
Ответ: «В Бразилию».

II.Мотивация

Познакомиться с природой, населением и традициями Бразилии.

III. Изучение новой темы

1. История открытия.

 «Первой ступила на землю Бразилии португальская экспедиция в 1500году.»
Вопрос классу: «Кто ее возглавил? Магеллан, Колумб, Педру Кабал?
-Педру Кабрал
Учитель: «Португальцы искали новые пути в Индию. Они двигались, не приближаясь к африканским берегам. И обнаружили не Индию, а неизвестную землю, которую назвали «Землей старого креста».
Учитель: «Внимание на карту!» ( Физическая карта Южной Америки).
Вопрос классу: «Какое природное явление в южной части Атлантического океана на 17º ю.ш. изменило маршрут экспедиции?»
-«Теплое Бразильское течение».
Учитель: «Открытые Кабралом земли были провозглашены владениями Португалии. Это была новая португальская колония».
Вопрос классу: «Что такое колония?»

- «Колония – это страна, лишенная хозяйственной и политической самостоятельности».
Учитель: «Португальцы мечтали о грудах золота и драгоценных камней. Однако их поиски не увенчались успехом. Самым ценным, по мнению португальских переселенцев, было дерево, которое и дало название стране ».
«Итак, на политической карте митра появилась новая страна, у Португалии - новая колония, которую назвали Бразилия».

2. Бразилия на политической карте.

 «Обратимся к политической карте мира. На территории Южной Америки вместе с Бразилией 13 государств. 
- С какими из них Бразилия имеет общую границу по суше? Покажите на карте.
- С какими из стран не имеет общей границы по суше? Покажите на карте.
- Докажите при помощи карты, что Бразилия - это морская страна».

После полученных ответов делаем вывод: «Огромная площадь, многомиллионное население, протяженная береговая линия, много стран соседей, с которыми можно сотрудничать – все это важные условия для успешного развития страны».

3. Удивительные природные условия.

Попробуем ответить на вопросы:

1.---путешествуя по Бразилии я наблюдала на одной из рек такое явление: огромная волна высотой 5 метров со скоростью 5 – 7 м/сек. С сильным гулом мчалась вверх по реке, заливая берега и производя разрушения.
На какой реке это было? О каком явлении идет речь? Какова его причина?
2  ---вернувшись из Рио-де-Жанейро, мой друг рассказал, что Новый год там встречают летом. Температура воздуха достигает +30°С. Возможно ли это?
3  путешествуя по бразильской сельве, мы наблюдали такую картину: местные жители подсекали стволы некоторых деревьев и стекающий по лоткам сок белого цвета собирали в специальные емкости. Как называется это дерево? Для чего собирают сок?

4  «У этой рыбешки зубки
Почище любой мясорубки!
И только такая прелесть,
Зевая, откроет челюсть,
Бежит все живое с купанья
С криком: «Спасайтесь!»
Как называется эта рыба?

4. Население.

Учитель: «Население Бразилии отличается сложным составом.
Кто живет в Бразилии?
Ответить на вопросы
а) представители, какой расы относятся к коренному населению?
б) представители, каких рас относятся к пришлому населению?
в) как называют потомков от браков европейцев и негров?
г) как называют потомков от браков европейцев и индейцев?
д) как называют потомков от браков индейцев и негров?


Учитель: «Внимание на карту: определяем районы проживания различных групп населения Бразилии. Индейцы и метисы живут на севере и западе страны. Европейцы и мулаты – на востоке и юге. Бразильцы относятся к одному из самых многочисленных народов мира.

«Большая часть населения Бразилии проживает в городах (78%). За всю историю развития страны у нее было три столицы»

5. Три столицы Бразилии.

Учитель дает задание классу: кто быстрее по карте в атласе определит эти три столицы по географическим координатам.
12ºю.ш. и 38ºз.д.
22ºю.ш. и 43ºз.д.
16ºю.ш. и 48ºз.д.
Проверка задания.
Учитель: «Первые португальцы, доплывшие до берегов Бразилии, поселились на Атлантическом побережье. Здесь они построили первый город и первую столицу страны – Сальвадор. ( Показываем на карте). Второй столицей с 1763 года стал город Рио-де-Жанейро (январская река), расположенный на берегу бухты Гуанабара.

Бразилия и карнавал (фрагмент видео)

После просмотра делаем вывод: карнавал – это вид искусства, вобравший в себя сразу несколько направлений: танец, музыку, песни. Это самое яркое зрелище Рио-де-Жанейро. Это четыре дня безудержного веселья, когда стирается грань между бедными и богатыми. А город разделяется только на группы масок. Простые люди могут целый год отказываться от отдыха и удовольствий, лишь бы накопить денег на новый и оригинальный карнавальный костюм. В дни карнавалов из всех громкоговорителей гремит самба. На празднике нет зрителей. Все – участники и очень много туристов из разных стран мира.
Сейчас мы переносимся на несколько минут в Бразилию на карнавал (просмотр фрагмента видеофильма).

Ответ на поставленный вопрос: «Бразильский карнавал – это не что иное, как измененная церемония коронации африканских вождей. Самбу, которую танцуют на карнавале, впервые исполняли негры-рабы».

      

Учитель: «В 1955 году принимается решение о строительстве новой столице. Ею стал город Бразилиа, расположенный близко к географическому центру страны. Почему принимается такое решение? 
Из пяти вариантов ответа, выберите правильные на ваш взгляд». 
а) она должна была стать подлинно национальным центром страны;
б) для защиты от морских разбойников (пиратов);
в) для освоения плодородных земель, добычи полезных ископаемых в центре страны;
г) так как в Рио-де-Жанейро часто происходят разрушительные землетрясения;
д) чтобы усилить развитие отсталых и удаленных северных районов.
(Правильные ответы: а, в, д.)
Учитель: «Познакомившись с населением и столицами Бразилии, мы переходим к изучению хозяйства этой страны. В настоящее время экономика страны быстро и успешно развивается».

6. Хозяйственная деятельность.

Задание классу: «Вам сейчас предстоит выполнить практическую работу по определению основных видов хозяйственной деятельности бразильцев. При выполнении работы пользуйтесь комплексной картой Южной Америки. Работаем в группах.

  • «Многочисленные и разнообразные полезные ископаемые используют для развития отраслей промышленности. В Бразилии много промышленных городов. Но, пожалуй, главный из них: Сан-Паулу, город – труженик, в котором создают и морские, и речные суда, и самолеты, и автомобили, и ЭВМ». 

   

IV. Закрепление

Взаимопроверка. Работа в парах. Задают друг другу вопросы.

V.Итог урока .Рефлексия.

Что нового для себя узнал?

Что меня удивило или поразило?

Что заинтересовало?

Какие выводы для себя сделал о стране?

VI. Домашнее задание.

1) §36; По желанию – презентация о Бразилии. 2) сравнительная характеристика Бразилии и Аргентины по типовому плану с использованием карт атласа.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!