Класс 5. Урок № 80: Тема: «Четырехугольники, прямоугольник, квадрат»
Оборудование: компоненты УМК «Сферы. Математика. 5-6», проектор, компьютер, интерактивная доска (ИД), на каждой парте: 2 транспортира, 2 угольника, 2 циркуля, 2 линейки, 2 карандаша, ножницы, ластик и листы нелинованной бумаги.
Этапы урока | Задачи этапа | Визуальный ряд | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный | Собрать домашнее задание, настроить на урок | Слайд на доске: «Последний срок сдать Треа и Квадро – (дата)» | Прошу теперь сдать на проверку задания из тетради-тренажера по Треа и Квадро. Напоминаю, что мы сегодня приступаем к изучению новой темы. Задачи про треугольники должны быть все решены. Но окончательный срок сдачи всех решений Треа и Квадро – через урок. (В конце уроков вернуть проверенные работы). | Дежурные проходят по классу собирают тетради. | Саморегуляция, прогнозирование и оценка |
Повторения, проверка домашнего задания | Определить пробелы знаний | Надпись на доске «Диктант». (Последовательно диктовке появляются надписи): «1.Треугольник, у которого все углы равны. 2. Треугольник остроугольный, равнобедренный, но не является правильным. 3. Треугольник равнобедренный, один из углов прямой. 4. В треугольнике есть тупой угол и нет ни одной пары равных сторон. 5. В треугольнике только одна пара равных углов» | - Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами изучали, какого вида бывают треугольники, если их отличать по углам и по равенству сторон. Дома вам было задано поиграть в игру (с родителями, друг с другом) «Угадай треугольник». Сегодня мы будем писать диктант «Расшифруй описание треугольника». Я буду под номерами описывать треугольник, а вы должны привести пример – начертить от руки один из требуемых треугольников. | Под диктовку чертят примеры фигур. | Удерживание цели. Распознавание по признакам |
На доске начерчены примеры треугольников-ответы. | -А сейчас я предлагаю посмотреть на мои примеры-ответы, сверьте их со своими и поставьте себе оценку. Критерии простые – сколько правильных ответов, такая и оценка. - Поднимите руку у кого пять правильных? | Поднимают руку те учащиеся, которым не понятны критерии оценивания. Учитель разъясняет. Поднимают руки. | Самооценка, честность |
Актуализации теоретических знаний | Определить цель урока | Учебник с. 120 «Вы узнаете» На доске: дата и название темы: «Четырехугольники, прямоугольник, квадрат» (Флеш-определение уч., с. 120.) | - Обратите внимание! В рубрике «Вы узнаете» есть задача – узнать, как построить прямоугольник. Но кто из вас вспомнит по названию «прямоугольника» его определение? | -В нем все углы прямые. - Это когда все углы по 90 градусов и т. п. | Целеполагание, предметная рефлексия. Работа с родо-видовым типом определения |
- Давайте дадим определение по всем правилам. Сначала укажем, что такое прямоугольник (кошка, фигура, звезда). -А затем, укажем отличительное свойство прямоугольника, можно с уточнениями. -У прямоугольника есть стороны, углы и диагонали. (Обозначает вершины, точку пересечения диагоналей) | - Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые, то есть равны 90 градусам. Чертят по клеточкам в тетради. Подписывают вершины. |
Объяснения нового материала | Первичное знакомство со свойствами | Дано: отрезок 2 см отрезок 3 см. Задача: Построить прямоугольник по длине и ширине. Задача: Исследовать свойства прямоугольника: | - Построим прямоугольник со сторонами 2 см (шириной) и 3 см (длиной) по определению. (Показывает последовательное откладывание прямых углов). - Обратите внимание, что последняя сторона прямого угла проходит через уже построенную точку. Это значит, что противолежащие стороны прямоугольника равны. - Постройте и вырежьте прямоугольники с произвольными длинами и проверьте это свойство. | Строят по прямым углам прямоугольник, вырезают его. Строят и проверяют сгибанием равенство противолежащих сторон. | Выдвижение и проверка гипотез. |
- Давайте с помощью сгибаний и наложений, проверим, что еще, кроме углов и противолежащих сторон равно в прямоугольнике? | Сгибают, разворачивают. Выдвигают версии, что в прямоугольнике равны диагонали. | |
Закрепления новых знаний | Показать практическое применение теоретических знаний через их применение в решении практических задач | Задача: Построить прямоугольник по свойствам сторон. Флеш-алгоритм уч. стр. 120 | - Давайте прослушаем и выполним алгоритм построения прямоугольника, на основе использования свойства – в прямоугольнике противолежащие стороны равны | Выполняют построения с помощью пауз флеш-алгоритма. . | Развитие регуляторного опыта. Освоение понятия необходимого и достаточного условий. Формулировка шагов алгоритма. Работа в парах. Знакомство с профессиями. |
Задача: Построить прямоугольник на основе свойств диагоналей. | - Итак, мы с вами проверили совмещением, наложением, что в 25 различных случаев (столько было экспериментов с прямоугольником) одна диагональ равна другой. -Предлагаю вам построить два равных пересекающихся отрезка и соединить их концы последовательно. У кого какой четырехугольник получился? У кого получился не прямоугольник? Как вы думаете почему? - Давайте вернемся к эксперименту, когда совмещали прямоугольник сам в себя. Что еще совмещалось, когда диагональ переходила сама в себя? (Их половинки?!) | Строят свои пересекающиеся отрезки. У кого-то не получается прямоугольник. Пробуют и выдвигают версию, что диагональ точкой пересечения делится на два равных отрезка, то есть пополам. |
Учебник стр. 121 рубрика «!» -это надо запомнить! флеш Картинка (анимация) дверной коробки, которую собирает мастер и сверяет совпадение диагоналей дверного проема На экране появляются шаги построения шаг 1. нарисовать две пересекающиеся прямые шаг 2. ? | - Итак, подведем итог наших наблюдений, удавшихся и не удавшихся экспериментов. Прошу назвать важные свойства диагоналей прямоугольника. - Выполнение одновременно выделенных свойств для любого четырехугольника, позволяет утверждать, что этот четырехугольник – прямоугольник. Именно свойство равенства диагоналей позволяет строителям проверять прямоугольность углов конструкций (проемов, шкафов при сборке). Продолжите алгоритм построения прямоугольника по диагоналям (пользуясь только линейкой). (Помогает ученикам сформулировать шаги алгоритма) | В любом прямоугольнике: - диагонали точкой пересечения делятся пополам; - равны (друг другу). шаг 2. на лучах по разные стороны откладываются равные отрезки шаг 3. Концы этих отрезков последовательно соединяются. |
| | На доске: Экспертиза правильности построений! Инструменты: угольник и циркуль. Инструкция экспертизы: Если прямоугольник построен угольником по определению или на основе свойства противоположных сторон, то экспертиза свойств диагоналей проверяется с помощью циркуля. Если прямоугольник построен с помощью линейки и циркуля по свойствам диагоналей, то проверяет угольником свойство углов и сторон. | Нам известно, что прямоугольник можно построить: способ 1. по равенству противоположных сторон и прилежащих к одной стороне паре равных углов; способ 2. по свойствам диагоналей. Те ученики, которые сидят слева (к учителю лицом), строят прямоугольник способом 1, тогда сосед по парте в качестве эксперта проверяет с помощью циркуля свойство диагоналей измерением или наложением. Те ученики, которые сидят справа, строят прямоугольник способом 2, тогда те, что слева как эксперты проверяют с помощью угольника «прямоугольность» углов получившегося четырехугольника. | Выполняют построения соответствующими инструментами. Меняются листами, проводят экспертизу правильности построений. Корректируют чертежи прямоугольников. | |
Систематизации знаний | | четырехуг | делятся пополам | равны | 1. | да | да | 2. | нет | да | 3. | да | нет | 4. | нет | нет | | - В учебнике на рис. 7.15, стр. 123 и рис. 7.9 (стр. 120) изображены четырехугольники различного вида. Проверьте для каждого из них название свойств диагоналей, внесенные в строки таблицы. Впишите соответствующие названия четырехугольников, для различных сочетаний ответов на вопрос о равенстве диагоналей и их делении пополам точкой пересечения (см. таблицу). | Заполняют таблицу – вписывают названия четырехугольников слева 1.прямоугольник, квадрат; 2. равнобокая трапеция 3. параллелограмм, ромб; 4. неравнобокая трапеция. | Систематизация знаний по двум свойствам. |
Усвоения новых знаний | Дать определения квадрату | Изображения квадратов различных форм и в различном расположении. Под ними записан вопрос: «Квадрат – это прямоугольник, у которого?» | - Давайте теперь дадим определение квадрата, как подвида прямоугольника. - Какой уже вам известной фигуре аналогичен квадрат? И чем? | - Прямоугольник, у которого все стороны равны Аналогично равностороннему треугольнику у квадрата все стороны и углы равны. | Работа с родо-видовым типом определений. Установление аналогий |
Изучение свойств квадрата | Диаграмма включения: сверху нарисован прямоугольник, снизу - квадрат. | - Итак, если квадрат – это прямоугольник, то у него диагонали равны и точкой пересечения делятся пополам. - Докажите, что это наследственное свойство, то есть почему это верно и для квадрата? | В определении квадрата сказано, что, прежде всего, он прямоугольник. А так как у любого прямоугольника диагонали пересекаются и делятся пополам, то это верно и для квадрата. | Анализ свойств вида через свойства рода |
Свойства диагоналей квадрата: - точкой пересечения делятся пополам; - равны; - пересекаются под прямым углом (свойство появится при ответе учащихся). | - Обратите внимание, что если проверять свойство прямоугольника для квадрата и сложить диагональ пополам, то обратите внимание, что весь квадрат сложится пополам, и линия сгиба будет совпадать с одной из диагоналей квадрата. (Показывает на ИД, на модели какой?). Это значит, что угол пересечения диагоналей совпадает со своим смежным. А что это за угол? И какое свойство квадрата мы открыли? Дома подумайте, а какими различными способами (сгибать, поворачивать) можно накладывать квадрат сам на себя? | Так как угол пересечения диагоналей равен половине развернутого угла, то есть 90 градусов, то он прямой. Диагонали квадрата пересекаются под прямым углом. | Наблюдение, формулирование свойств, обоснование фактов |
Рефлексии | | диагонали | пополам | равны | под прямым углом | | | да | да | да | | | | | | диагонали | делятся пополам | равны | под прямым углом | | | да | да | да | | | | | | | | - Составим таблицу сочетания трех свойств с различными вариантами ответов. Внесите предложения, какие еще могут быть варианты? - Сколько всего различных сочетаний получилось? Как можно получить все возможные сочетания, не упустив ни одной? | Формулирование инструкций, правил. Перебор вариантов, конечный перебор диагонали | пополам | равны | прямой угол | 1 | да | да | да | 2 | нет | да | да | 3 | да | нет | да | 4 | да | да | нет | 5 | нет | нет | нет | 6 | да | нет | нет | 7 | нет | да | нет | 8 | нет | нет | да | |
Объяснения домашнего задания | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | | - Ребята, на каждый тип сочетания свойств диагоналей придумайте четырехугольник и начертите их (всего 8). Пронумеруйте их соответствующей в таблице цифрой. - Дома ответьте на вопросы рубрики «Вопросы и задания» уч. стр 121; - Выполнять задачи тренажера по теме Четырехугольники из Треа и Квадро. - упр. 429-431 уч., стр. 123 | Записывают домашние задания. | Саморегуляция, развитие самосознания, ответственного отношения |