СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения и развития речи в 1 классе по теме «Звук [х] и буквы Х, х»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока чтения и развития речи "Звук [х], буквы Х,х

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения и развития речи в 1 классе по теме «Звук [х] и буквы Х, х»»















Урок чтения и развития речи

в 1 классе по теме

«Звук [х] и буквы Х, х»











Учитель начальных классов

Сухорукова Наталия Николаевна













Урок чтения и развития речи в 1 классе.

Тема «Звук [х] и буквы Х, х».


Цель: учить детей читать слоги и слова с новой буквой.

Задачи:

образовательная: познакомить учащихся с новым звуком [х] и буквами Х, х, обозначающими этот звук; учить выделять звук [х] в словах, соотносить звук и букву, подбирать слова с данным звуком;

коррекционно-развивающая: развивать зрительное и слуховое восприятие;

воспитательная: воспитывать мотивацию к учению.

Тип урока: изучение нового материала.

Учебно-наглядные пособия: задания для организационного момента; предметные картинки (корова, кошка, оса, собака, лягушка, лиса, петух, хлеб, горох, халат, охотник, ухо, хомяк); индивидуальный звуковой сигнал (синий квадрат); лист бумаги; сюжетные картинки (Мама варит уху. Слонёнок засыпает.); натуральные предметы (мех, сахарница, сахар, духи, черепаха, орех, слон); игрушки (черепаха, слонёнок); сундучок; азбука в картинках «От А до Я»; индивидуальные полоски синего цвета (по 2 шт.); кассы букв и наборные полотна для индивидуальной и фронтальной работы; буквы на кубиках, пластмассовые буквы, из пенопласта, проволоки, пуговиц, поролона.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Сядет тот, кто выполнит задания.

1. Назвать предметы по контуру (развитие зрительного восприятия и узнавания).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

- Что лишнее? Почему?

2. Назвать перечёркнутые изображения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

3. Найти и прочитать буквы, спрятанные за мячом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

4. «Кто это?».

- Кто жужжит, жалит?

- Кто прыгает, квакает?

- Кто лает, охраняет?

- Кто мычит, жуёт?

(Подсказкой являются предметные картинки, на которых изображены корова, кошка, оса, собака, лягушка).

II. Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы чётко и грамотно читать слова, подготовим с вами язычки.

1. «Лопаточка».

   Язычок широкий, гладкий -

   Получается лопатка.

2. «Вкусное варенье».

    Мы вареньем, крепким чаем

    Всех знакомых угощаем.

    С губ сотрём следы варенья,

    Угощенья - объеденья!

3. «Грибок».

    Язычок у нас грибок,

    Подставляйте кузовок!

4. «Маляр».

   Мы покрасим потолок,

   Маляром стал язычок.

   Будет чистым, вот дела!

   Всё до дальнего угла!  

5. «Змейка».

    Показала змейка жало,

    Убрала и хвост поджала.

    Жало вынула опять,

    Хочет всех вас напугать!

III. Сообщение темы урока.

IV. Работа по теме.

1. Артикуляция звука [х].

- Кувыркался Язычок, шалил и наконец так устал, что незаметно для самого себя задремал. А хвостик у него так и остался опущенным вниз, спинка — поднятой горбом, только до потолка она уже не доставала. Задремал Язычок и стал похрапывать и из домика тёплый ветерок выпускать: «х-х-х».

- Как похрапывает у тебя Язычок? А у тебя?

- Похрапим все вместе.

- Но скоро Язычок проснулся, наверное, от собственного храпа, и стал хвастаться:

«Даже во сне я умею песни петь. Опять я новую песенку придумал — «х-х-х».

- Теперь подставим ладошку к домику Язычка и скажем, какой получается ветерок, когда Язычок поёт новую песенку – холодный или тёплый.

- С голосом или без голоса поём новую песенку? (без голоса, глухо)

- Будем обозначать синим кружком.

2. Нахождение и узнавание звука [х] в словах.

- Поиграем. Как услышите, что Язычок захрапел, покажите сигнал.

холодильник – где услышали этот звук?

муха

Закройте глаза. Что слышали? (шорох)

Парта, хвост, стул, пенал, уха (картинка), лиса (какая?) (хитрая, хищница)

- А теперь придумаем стишки с этой песенкой:

ха, ха, ха — вкусная уха

ху, ху, ху — мы едим уху

ох, ох, ох — в лесу растёт мох

ух, ух, ух — с тополей слетает пух

- Какая новая песенка в этих чистоговорках.

3. Развитие фонематического слуха.

а. Называние предметов со звуком [х].

- На столе лежат предметы, в названиях которых есть звук [х]. Выбрать любой предмет и назвать слово.

мех – где слышите песенку храпа?

сахарница, сахар

духи – имеют приятный запах

черепаха, орех

слон – как назвать маму слонёнка? (слониха) – где слышите звук [х]?

- Что вы делаете ночью? Игрушки тоже ночью спят.

Стало тихо, тихо, тихо. Спит в углу моя слониха. Двое маленьких слонят спать давным-давно хотят.

- В каких словах слышится новый звук?

- У слонихи длинный хобот.

б. Определение места звука [х] в словах.

- А в сундучке есть ещё и картинки с новой песенкой.

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Смело, Ира, выходи,

Достань картинку, назови.

Предметные картинки: петух, хлеб, горох, халат, охотник, ухо.

в. Составление предложений с использованием предметных картинок.

- Я начну говорить, а вы заканчивайте.

- Петух клюёт … горох.

- Врач надел белый … халат.

- У Саши болит … ухо.

ФИЗМИНУТКА.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

- Язычок решил: раз есть звук, значит, должна быть и буква.

4. Знакомство с буквами «Х, х».

а. Загадка про хомяка.

В поле зёрнышек за щёки
Два мешка набил толстяк.
В путь отправился далёкий
С этой ношею … хомяк. (А. Измайлов)

- Кто это?

- Разделим слово на слоги. (хо – мяк)

- Сколько слогов?

- Назовите первую часть. (хо)

- Сколько звуков произнесли в первой части?

- Какой первый звук?

- Звук [х] обозначается буквой «х».

б. Работа с азбукой в картинках «От А до Я».

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

- Прочитайте буквы.

- Назовите изображённые предметы с новым звуком.

5. Складывание буквы «х» из полосок.

- Выложить на партах букву «х» из полосок.

- Прочитайте букву.

- Исправить на доске (выложена буква «Т»).

6. Изображение буквы пальцами.

- Что за крестик получился?

- Интересно? Ха-ха-ха!

Да это просто буква «х».

7. На что похожа буква «х».

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

- Кто сможет так встать?

8. Выдача букв каждому учащемуся.

Раздать учащимся буквы, поселить в кассы.

- Прочитайте букву.

9. Нахождение букв на столе учителя (буквы на кубиках, пластмассовые буквы, из пенопласта, проволоки, пуговиц, поролона).


ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

- Как бы буква не пряталась, мы её найдём.

10. Работа по букварю (стр. 32).

а. Работа над верхней частью страницы.

- Посмотрю, как умеете работать с учебником.

- Положите руку на левую страницу.

- Найдите синий квадрат.

- Прочитайте, какие буквы напечатаны.

- Прочитайте слоги справа.

б. Работа по иллюстрациям.

хор – кого видите на картинке?

- Что мы сейчас произнесли? (слово)

- Какой звук слышим в начале слова?

- Каким кружком обозначаем? (синим)

- Ниже кто изображён? (девочка)

- Дайте ей имя.

- Соня помогала маме.

- Что случилось?

- Как она воскликнула, прочитать.

- Что делала бабушка?

- Прочитайте, как ей тяжело.

- А чем был занят в это время папа? (колол дрова)

- Что он при этом говорил, зачитать.

- Покажите, как он колол дрова.

- Почему смеётся мальчик?

- Как он хохочет?

в. Чтение слогов в столбиках.

11. Работа с кассой букв.

Составление слогов «ах, ох, ух».

V. Итог урока.

- Какая песенка сегодня звучала?

- Покажите, какими буквами обозначается?

Найди слова с новым звуком и буквой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8.

«Озорная динамическая азбука». (Е. Рыбак)

Для игры необходимо изготовить буквы. Они могут быть объёмными, крупными, из мягкого, гибкого материала, разноцветными, можно с «мордашками». Учитель, рассказывая стихотворение, манипулирует буквой и движется сам: он и буква - одно целое. Дети повторяют движения или импровизируют. Все движения можно делать произвольно, придумывая свои, оригинальные решения. Для проведения игры можно приготовить и маленькие буквы, которые раздаются детям во время обыгрывания буквы.

Буква «X».

Хохотала буква X -

Хохотушка буква X.

Ха - ха - ха, да ха-ха-ха -

Вот какая буква X.

Ходит-бродит буква Х,

Хороводит буква X,

Хлоп в ладоши X - X – X -

Хороша я, буква X!

Вот какая буква Х,

Озорная буква X.


 































ПРИЛОЖЕНИЕ 1.





ПРИЛОЖЕНИЕ 2.






ПРИЛОЖЕНИЕ 3.






ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

ФИЗМИНУТКА.

Пусть стоят на месте ножки.

(Дети выполняют «пружинку», руки на поясе)

Только хлопают ладошки!

(Дети стучат по коленям)

Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай,

Хлоп да хлоп перед собой.

(Хлопки перед собой)

А теперь скорей похлопай,

Да погромче, за спиной.

(Хлопки за спиной)

Выше, выше, выше хлопай,

Руки выше поднимай.

(Дети, хлопая в ладоши, постепенно поднимают руки)

Ниже, ниже, ниже хлопай,

Руки ниже отпускай.

(Хлопая, опускают руки)

А теперь качать руками

Можно целых пять минут.

(Покачивают руками вперед-назад, выполняя «пружинку»)

Отдыхая вместе с нами,

Руки тоже отдохнут.

(Приседают на корточки, складывая ладоши под щеку)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.





















ПРИЛОЖЕНИЕ 6.









ПРИЛОЖЕНИЕ 7.





















ПРИЛОЖЕНИЕ 8.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!