СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения на тему Соколов - Микитов. Зима в лесу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения на тему Соколов - Микитов. Зима в лесу»

Тема: Иван Соколов-Микитов " Зима в лесу" 

Задачи:  1. познакомить с рассказом И. Соколова-Микитова  «Зима в лесу»;
2. формировать умение работы с текстом, совершенствовать навык выразительного, осознанного, правильного чтения; 
3. обогащать словарный запас детей, учить анализировать, сравнивать, делать выводы;
 Ход урока.
I этап. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Сегодня у нас необычная встреча. К нам на урок сегодня пришли гости, повернитесь и поприветствуйте гостей.

1) Игра «Привет, сосед»

Начнем урок с игры «Привет, сосед!»

- Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

2) Проведём дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе.

а) вдох носом, выдох через рот ;

б) нюхаем цветок;

в)тушим свечу

На слайде предложения

Ок-ок-ок-падает снежок.

Прочитайте конец 1 предложения с вопросительной интонацией.

Ип- ип- ип – слышу снега скрип.

-Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре

-В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.

-Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.

-А теперь прочтите ее громко и быстро.

Ребята, как красива наша природа в любое время года –

осенью, зимой, весной и летом (иллюстрации).

Ребята, как красива наша природа в любое время года –

осенью, зимой, весной и летом (иллюстрации).

-Какое сейчас время года?

-Какие явные изменения в природе вы увидели? (фото парка)

Осень- это предзимье.

Ребята, как красива наша природа в любое время года осенью, зимой, весной и летом.

Закройте глаза и представьте себе такую картину:

Серебрятся на солнце сугробы. Всеми цветами радуги сверкает

снег. Хороша природа в таком убранстве, спит она под белыми

снежными шапками.

Закройте глаза и представьте себе такую картину:

Серебрятся на солнце сугробы. Всеми цветами радуги сверкает

снег. Хороша природа в таком убранстве, спит она под белыми

снежными шапками.

На фоне музыкального сопровождения.

– Закройте глаза и представьте себе такую картину: Серебрятся на солнце сугробы. Всеми цветами радуги сверкает снег. Хорош лес в зимнем убранстве. Спит он под белыми снежными шапками. Но жизнь в лесу не остановилась. На белом снегу видны узоры звериных и птичьих следов.

– Откройте глаза. Куда мы с вами сейчас перенеслись?

- О каком времени года идет речь?

– Что мы можем увидеть в лесу зимой?

Ребята, а вот и сама Зима пожаловала к нам на

урок.

А вот и сама зима пожаловала к нам на урок. (музыка "Звуки зимы")
 II . Целеполагание и актуализация знаний. Активизация познавательной деятельности. 
Учитель: Как только пора для зимы наступает,
Свои сундучки она вновь открывает
Есть пять ледяных у нее сундуков:
В одном спит метель - это мать ветерков,
В другом сундуке затаилась пороша
И множество градин - стеклянных горошин, 
А в третьем спит вьюга, в четвертом – снежинки
И иней в последнем - в хрустальной корзинке.

Презентация "Явления природы"

-Ребята, о каких явлениях природы идет речь в стихотворении? (Метель, пороша, град, вьюга, снежинки, иней)

Какое незнакомое слово вам встретилось в стихотворении? (Пороша)

Пороша - свежий слой выпавшего вечером или ночью снега.
- О чем мы будем говорить на уроке?
Игра «Волшебный сундучок», учащиеся наполняют волшебный сундучок зимними словами – характеристиками . 
У меня слова, относящиеся к разным временам года, вам нужно выбрать те, которые относятся к зиме и положить их в волшебный сундучок.

- Какое самое первое слово мы можем сразу положить в сундук? (вьюга, жара, солнце, мороз, дождь, снег, лужи, проталины, иней, слякоть, метель, радуга )

Прочитайте с доски слова, которые вы выбрали. (хором)

Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием.

- Ребята, а вы любите зиму?

Поэты тоже любят и рассказывают о ней в своих стихотворениях.

Послушаем стихотворения, которые расскажут нам ребята.

Николай Некрасов «СНЕЖОК»

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня — посмотри! —
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

А. С. Пушкин

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

- Ребята, как вы думаете, только ли поэты любили зиму?

Мы прослушали музыку, а кто же пишет музыку, как называют их?

- Если не в стихотворении, а в прозе кто пишет?

- Ребята, как вы думаете, о зиме можно рассказывать только в стихах?

Писатель Соколов-Микитов написал рассказ о зиме.

Введение в тему урока Видеопрезентация

Предлагаю послушать биографию писателя в видеопрезентации.

 1.Рассказ ученика.  Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975) родился в простой семье. Мальчик получил хорошее "домашнее" образование, в семье большое внимание уделялось художественным произведениям, мальчик с детства полюбил читать и был очень любознательным ребенком.
И. С.Соколов-Микитов очень любил природу, был путешественником, он побывал не только во многих местах в нашей стране и за границей, но и был участником полярных экспедиций, которые потом красочно описал в детском журнале «Юный натуралист». 
Основной темой в творчестве писателя была природа. И сейчас мы в этом убедимся.
Ребята, сегодня поработаем с произведением Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Зима в лесу».


 2.Знакомство с произведением

1. Словарная работа

В произведении вам встретятся вот такие незнакомые сочетания...

Большая толстая коряга- кусок сваленного, подгнившего дерева
Медвежья лесная квартира- берлога

2. Работа с текстом. Читает учитель

Послушайте этот рассказ.

3. Проверка восприятия
- Понравился ли вам этот рассказ?
– О каком времени года рассказал автор?

– Следы каких зверей встречаются в зимнем лесу?

– А почему не видно следов медведя?

– Что вас удивило?

– К какому жанру относится данное произведение?

 IV. Физминутка (музыкально - танцевальная пауза) 
4. Работа над произведением И.С.Соколова - Микитова «Зима в лесу» 

1) Работа по частям. Сколько смысловых частей? (Составление плана по ходу)
1 часть. Чтение "цепочкой "

- Как автор описывает лес?
– Кто испытывает в осеннем лесу трудности и почему? Прочитайте.

- Чему обрадовались зайцы-беляки?

- Озаглавьте 1 часть этого рассказа («Первый снег»)
2 часть" Жужжащее чтение".
- Зачем отправился охотник в лес? 

- Кого в лесу увидел охотник?
- Как озаглавим 2 часть рассказа? («Cледы на снегу»)

3 часть.  (аудиозапись) Последнюю часть послушайте в исполнении народного артиста Олега Табакова.
- Кому лучше всех зимой в лесу?

- Как медведь готовился к зиме?

- Как чувствует медведь в этой берлоге?

- Озаглавьте 3 часть рассказа. (Медвежья квартира)


Молодцы, ребята! Мы составили план рассказа И.Соколова-Микитова » Зима в лесу»
1. Первый снег.

2. Следы на снегу.
3.Медвежья квартира


2) Выборочное чтение

“Голова и хвост”. (Учитель начинает читать предложение, учащиеся его находят и дочитывают до конца) 

Пушистым снегом...

Собрался по первой пороше охотник …
Вот пронеслась от дерева к дереву…
Под большой толстой корягой...

Наломал мягких еловых веточек-лапок...

V. Закрепление и проверка понимания учебного материала. Творческая работа учащихся
 1.Творческая работа

Учитель: Вы очень хорошо поработали. Предлагаю самим изготовить книжку с рассказом Соколова-Микитова «Зима в лесу». Откройте конверты с заданием. Внимательно читайте. Желаю успехов и творчества!
1 группа. Составить пейзаж к произведению. Наложить снег ватными дисками, украсить снежинками и вклеить зверей, встретившихся в тексте.
2 группа Узнай следы зверей; - допиши словечко;
Косолапый __________ Шустрая, легкая____________
Беляк - _________ Осторожная, хитрая ____________ 

3 группа. Составление плана: расположить в правильном порядке пункты плана.
4 группа.  Нарисовать обложку книги.
5,6,7 группы   Выбрать и вклеить опорные слова к каждой части плана.

 VI. Систематизация и обобщение знаний. Проверка работы творческих групп

- Ребята, покажите, что у вас получилось? (по одному представителю из каждой группы)

Посмотрите, какая книжка-самоделка у нас получилась! Она вам поможет пересказать текст своими словами. Какие вы молодцы, ребята!
Предлагаю дома побыть волшебниками, художниками и поэтами. Открываем дневники и записываем домашнее задание. 1. Пересказ рассказа

2. Сочинить стихотворение или загадку о зиме 3. Придумать продолжение рассказа.

 VIII. Рефлексия. Вам понравился урок?
- Кому было легко?
На парте у ребят картинки: 
снежинка – урок понравился, настроение хорошее, 
тучка – урок не понравился, настроение грустное 
X этап. Итог.
-Вы очень активно работали! Спасибо! Молодцы! Спасибо за урок! До свидания!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя