Тема: Звуки [л], [л']. Буквы Л л.
Цели: Цель: познакомить учащихся с согласными звуками [л, л] и способом их обозначения на письме с помощью букв Л,л.
Задачи: 1) обучающие:
Совершенствование умения выделять звуки в словах;
Формировать навык плавного слогового чтения;
Совершенствование умения составлять предложения и тексты по иллюстрации.
2) развивающие:
1. Развивать связанную и учебно-научную речь учащихся;
2. Развитие памяти.
3) воспитывающие:
1. Воспитание интереса к книге;
2. Воспитание культуры речи;
1.Эмоциональный настрой
– Прозвенел звонок весёлый,
Ты готова? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
2. Актуализация опорных знаний
Повторение о гласных и согласных звуках.
-Как отличить гласные звуки от согласных? (Гласные поются, а согласные встречают преграду и их нельзя петъ.)
-Какие бывают согласные? (Мягкие, твёрдые; звонкие и глухие;.)
-Как произносятся звонкие согласные'? (С шумом и голосом.)
-Как произносятся глухие согласные? (Только с шумом.)
-Когда согласные произносятся мягко? (Перед гласной и.)
-Когда согласные произносятся твёрдо? (Перед гласными а о у ы.)
Игра «Найди свой домик».
-Была хорошая погода, гласные вышли погулять (а, о, у, ы,и) Вдруг небо потемнело. Начался дождь. Буквы увидели домики и побежали к ним. Но хозяин мог пустить только своих.
- Кто в какой домик попадает? Почему?
а о у ы - в синий, т.к, согласные звуки перед ними твёрдые
и – в зелёный, т.к, согласные звуки перед ними мягкие
3. Этап вызова
Работа с загадками. Выделение звуков [л], [л’] из слов – отгадок.
1.Горбоносый,длинноногий
Великанветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге. (лось).
Картинка – лось.
2.Хитраяплутовка,
Рыжаяголовка,
Пушистыйхвост-краса.
Кто ж это?.. (лиса)
Картинка – лиса.
Звукобуквенный анализ слов лось и лиса
Выделение новых звуков [Л], [Л'].
-Произнеси слово лось и лиса.
-Какой звук слышите в начале этих слов? (Звук [л] и звук [л'])
- Подберите соответствующую схему
А кто знает, какой буквой мы обозначаем звуки [л], [л’], когда мы их пишем или читаем? Как называется эта буква?
Я вам открою секрет. Она называется - буква эль.
Сообщение темы и цели урока
Тема урока: Звуки [л], [л’], буквы Л, л.
Сегодня на уроке:
Нам нужно будет дать характеристику этим звукам, то есть рассказать, какие они.
Нужно научиться находить эти звуки в словах и различать эти звуки.
Познакомиться с новой буквой, которая обозначает эти звуки.
Научиться читать слоги и слова с этими буквами.
4.Этап осмысления
1. Характеристика звука: согласный, звонкий, бывает твердый, бывает мягкий.
2. Распознавание нового звука в словах.
- 1) Я буду называть слова, а ты, если услышишь звуки [л], [л’] в слове, то хлопай в ладоши, а если этих звуков нет, то просто сиди.
Лес, радуга, поле, дорога, ласточка, дождь, полоса, лукошко, весло, грибы, половинка.
2) А сейчас, если услышишь звуки вначале слова, то встать из-за парты, а если в середине или конце слова, то можно сидеть.
Лето, пол, лесенка, велосипед, полка, лимон, лук, потолок, лак, стол.
Знакомство с буквой
Итак, мы уже сказали, что звуки [л], [л’] можно обозначить буквой – эль. Посмотрите, как она выглядят печатные буквы: заглавная и маленькая. На что они похожи?
Алфавит продолжит наш
Буква Л- лесной шалаш.
-Что такое шалаш?
Шалаш-это постройка из жердей, покрытых ветками, соломой,травой.
(Словарь С.И. Ожегова).
- На что похожа эта буква? (На лесной шалаш.)
- Как называется новая буква? (Эль).
Показ письменных букв.
Письмо строчной буквы л
Напишите в воздухе
Напишите носиком
На ладошке
Работа по карточке
- Найдите в этом отрывке изучаемую букву «л» и подчеркните её карандашом.
Летний лес. Шелестят ласковые листья клёна. Лучи солнца ласкают лицо. На полянке летают бабочки. Желтеют в зелёной траве одуванчики. Лягушка ловит легкокрылых мошек.
Физминутка
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать себе лапки стала –
Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота!
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко.
Ну, красавица – Лиса!
До чего же хороша
Работа по учебнику стр.59
5. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?- Ребята, давайте сделаем вывод. Звуки [л] и [л’] одинаковые или разные? А какой буквой их можно обозначить?
- Что понравилось на уроке?
- Какое задание было трудным?
- Чем хотели бы завтра заниматься на уроке?
6. Рефлексия
Критерии оценивания:
Я могу различать согласные звуки [л], [л'], правильно их произносить.
Могу писать строчную букву л
Могу читать слоги, слова с буквами Лл
-Если у вас все плюсы – прикрепите красный листочек, если плюсы и минусы - жёлтый цветочек. А если все минусы –зелёный цветочек.
Урок окончен. Большое спасибо.