Урок чтения (6 класс, 8 вид)
Былина «Сказание о богатырях».
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
(Выразительное чтение стихотворения «Москва» Ф.
Глинки, вопросы к обучающимся
А) Почему кремль назван богатырём?
Б) Почему автор посвящает стихотворение Москве?
3. Объяснение нового материала.
Ребята, на сегодняшнем уроке у нас новая тема. Она очень интересная. Помогите мне озвучить её через игру «Слова наоборот».
На первом слайде презентации написано: Анилыб.
Кто сможет быстро и правильно прочесть слово?
- Молодцы , вы справились с заданием!
-Запишите тему урока в тетради: «Былина»
-Ребята, а кто назовёт корень этого слова? Подберите однокоренные слова.
-Правильно: быль, было.
-Значит, когда-то какие –то события происходили на самом деле, и мы узнаем, как жили наши предки.
Какова цель нашего урока? Правильно, узнать , что такое былина и научиться выразительно читать её.
На втором слайде записано название былины « Сказание о богатырях и их подвигах» и дана картинка, изображающая гусляра с гуслями.
- Запишите название былины.
-А знаете, дети, как исполнялись былины во времена Древней Руси? Посмотрите на картинку. Былины в старину рассказывались одним человеком -сказителем.
Сопровождался рассказ игрой на музыкальном инструменте, обычно это были гусли. Чаще всего сказитель подыгрывал сам себе. Реже использовались ложки, а иногда и свирель. Исполнителей былин в те времена называли боянами,
Исполнялись былины речитативом, в сопровождении спокойной тихой музыки, лишённой всяческих спецэффектов.
Мерные звуки гуслей не заглушали слов, не мешали их восприятию.
В былинах воспевались подвиги русского народа, имена указывались подлинные, таким образом, история Руси передавалась новым поколениям.
Сказители имели хороший голос и правильную речь. Кроме того, у них была отличная память, ведь надо было запомнить большие былины . Также они могли менять тексты по ходу своего выступления, каждый раз добавляя в них что-то новое.
Былины прославляли подвиги русских богатырей, гусляры восхищались героическими личностями, их силой физической и духовной. (Звучание гуслей).
На третьем слайде дана картина Васнецова В.М. «Три богатыря».
-Ребята, кто изображён на картине? Правильно, это богатыри, защитники русской земли. Давайте запишем их имена: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович.
Согласно былинам, Илья Муромец самый сильный и мужественный. Жил недалеко от города Мурома и отсюда получил прозвище своё. Родители были крестьяне, любили сына, жили тихо. А он до 33 лет на печи лежал и пироги ел, так как не мог ни рукой пошевелить, ни ногой. Однажды пришли в избу старцы, попросили попить у Ильи. Родителей на тот момент не было. Видя беспомощность хозяина, старцы излечили его, и пошёл Илья Муромец на службу к князю Владимиру, но прежде много подвигов совершил и даже с Соловьём- Разбойником сражался. (слайды с картинками)
4. Работа с текстом.
Чтение с.52 учителем и детьми.
Отвечаем на вопросы учебника.
5. Подведение итогов.
-Ребята, что нового вы узнали на уроке?
6. Запись домашнего задания : с. 52, выразительное чтение, с.53 вопросы.