Урок чтения "Г.Х. Андерсен "Ель"".
Цель – развивать внимание, умение работать с текстом; завершить работу по содержанию сказки; совершенствовать навыки выразительного чтения.
Задачи урока:
Образовательные:
поддерживать мотив интереса учащихся через использование приёма самостоятельной постановки задач урока;
продолжить обучать прогнозированию содержания литературного произведения перед чтением с целью воссоздания в воображении образов и картин, соответствующих литературному источнику;
формировать систему читательских умений;
активизировать “вдумчивое” чтение.
Развивающие:
развивать речь учащихся, обучая их построению собственных высказываний, и привлекая к написанию небольших сочинений на заданную тему;
развивать у детей философское видение мира;
развивать критическое мышление;
развивать умение анализировать и оценивать поведение героев в соответствии с авторским замыслом, делать характеристику персонажа, ссылаясь на текст, соотносить поступки героев с собственным жизненным опытом;
Воспитательные:
привлечение внимания учащихся к главной идее сказке “Что самое ценное в жизни?”;
воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её, опираясь на объективные показатели знаний; выбирать задания по сложности выполнения, оценив собственные возможности;
создать условия для воспитания положительных качеств, присущих людям.
Вид деятельности – работа с художественным текстом.
Оборудование:
“Мы обязаны делиться с миром, что есть в нас!”
Г.Х. Андерсен.
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин.) Эмоциональный настрой.
Учитель. - Начинаем урок чтения. Думаю, что он поставит перед нами серьёзные вопросы, заставит задуматься и просто принесёт радость от общения друг с другом.
Не бойся сказки, бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет
Тихонько сказку расскажи
И в мире добра больше станет!
2. Проверка домашнего задания
Что же это за девица:
не швея, не мастерица,
ничего сама не шьет,
а в иголках круглый год?
На прошлом уроке мы читали и разбирали первую часть сказки, а сейчас мы с вами поиграем в игру: «Внимательный читатель».
3. Работа с текстом сказки
Вопросы по первой части:
Зачитайте эпизод, рассказывающий о месте произрастания елочки?
О чем она мечтала? Подтвердите свой ответ словами из текста
Какие советы давали елочке солнечные лучи, воздух и солнечный свет? Как вы думаете, почему они так говорили?
Зачитайте эпизод о том, как срубили елочку
Куда отправилась елочка зимой?
Как она себя чувствовала в момент празднования Рождества? Подтвердите словами из текста.
4. Игра «Я режиссер»
План по I части:
Жизнь елочки в лесу
Мечты елочки
Подготовка к празднованию Рождества
Веселый праздник
Пересказ по плану.
5. Физминутка «Лепим снеговика» (презентация)
6. Работа по теме урока. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня завершаем работу по содержанию сказки.
7.Работа по содержанию прочитанного
Чтение сказки учащимися вслух «по цепочке».
Какое настроение сложилась у вас после прочтения сказки «Ель»? Объясните почему?
Вопросы:
О чем мечтала елочка после детского праздника?
Где ель вспоминала о лесе, о зайчиках? О чем она жалела?
С кем познакомилась ель на чердаке? О чем они беседовали?
Почему весной мечты елочки о новой жизни не сбылись?
Какое настроение вызывает эта сказка? Чему она учит?
План по II части:
Жизнь елочки на чердаке
Гибель елочки.
8. Игра «Я - художник!»
Представьте себе, что вы являетесь художником-оформителем книги Г.-Х. Андерсена «Ель». Какие рисунки вы разместили бы на страницах этой книги? «Нарисуйте» их сначала словами, а домашнее задание нарисовать красками.
9. Характеристика главной героини (слайд)
- Составим характеристику, чтобы лучше понять чувства, настроение главной героини сказки. (запись на доске)
Ель
(Какая она и почему?)
Чудесная, маленькая, хорошенькая
(Что делает ель?)
Мечтает, вздыхает, дрожит, радуется, трепетала
(Выразим свое отношение к лисе: “Кто она по сути своей?”)
Мечтательница, бедняжка
(Как автор относится к ели?)
Бедная ёлка
Используя характеристику, рассказать об отношении сказочника к ели.
Дети: Главный герой сказки – ель. Она чудесная, маленькая, хорошенькая, все время мечтает вырасти и сделаться большим деревом. Её мечты сбылись, но это не принесло ей счастья. Бедная ёлка!
10. Просмотр мультфильма «Ель»
11. Подведение итога урока
С содержанием какой сказки познакомились сегодня на уроке? Кто автор?
В чем заключается, по-вашему, главная мысль сказки Г.-Х.Андерсена?
- Ребята, как вы считаете, на что хотел обратить наше внимание Андерсен, написав эту сказку? (Андерсен хотел сказать о том, что надо жить одним днём, т.е. радоваться настоящей, реальной жизни; уметь замечать красивое вокруг себя, не ждать чего то сверхъестественного. Ель не заметила, как прожила всю жизнь, мечтая о чуде, которое так и не случилось. Жизнь прошла мимо неё).
12. Домашнее задание
Чтение II части сказки, пересказ и рисунок.
Список литературы.
Дьяконов А.И. Типы высшей Богословской школы в Древней Церкви III-VI вв. / Ученые записи.
Достоевский, Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 30. Л.: Наука, 1988.
Старыгина, Н.Н. Детский святочный рассказ // Открытый урок по литературе ( Планы, конспекты, материалы). Пособие для учителей / редакторы- составители: Карпов И.П., Старыгина Н.Н. – М.: Московский лицей, 1992. – С.20.
Достоевский, Ф.М. Мальчик у Христа на ёлке // Достоевский, Ф.М. Повести и рассказы.- М.: Просвещение, 1985.
Электронная тетрадь по русской...
Электронная тетрадь по русской...
Русская литература 11 класс ФГОС. Часть...
Электронная тетрадь по русской...
Русская литература 9 класс ФГОС
Занимательная теория литературы
За страницами учебника. Литература....
Электронная тетрадь по русской...
© 2018, Марченко Людмила Генриховна 2035 40
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы