СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Что значит современность в музыки?"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка – это самое живое из искусств. Молчащий мир – мертвый мир. Музыка с нами всегда, когда нам хорошо или плохо. И она действительно имеет сильное воздействие на человека.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Что значит современность в музыки?"»


8 класс тема: «Что значит современность в музыке?», «Легкая и серьезная музыка»

«Музыка – самое поэтическое,

Тема урока: «Жизнь коротка, искусство вечно» самое могучее, самое живое

из всех искусств»

Г. Берлиоз

Цель: «Подчеркнуть необходимость искусства прошлых столетий, в нашей современной жизни.»

Виды деятельности

Задачи

Методы

Ход урока


Слушание:

«Токката и фуга» (ре – минор) И. С. Бах



































Слушание:

«Токката и фуга» ( ре-минор) И.С. Баха ( в иполнении В. Мэй)



























Слушание и просмотр «Шторм» Вивальди. (в исполнении В.Мэй.)












































Слушание: «Каприс» ля-минор Н. Паганини.


























Пение «Дорога»


- Формировать у детей целостное восприятие музыкального произведения во время слушания;

- Воспитывать усидчивость;

- Пробуждать активность слуховой деятельности.



























-Формировать у детей целостное восприятие музыкального произведения во время слушания;

- воспитывать усидчивость;

- пробуждать активность;

- развивать у детей способность логически мыслить;

- знакомить с новым материалом.















-Формировать у детей целостное восприятие музыкального произведения во время слушания;

- воспитывать усидчивость;

- пробуждать активность слуховой деятельности;

- развивать у детей способность логически мыслить;

- знакомить с новым материалом.






























-Формировать у детей целостное восприятие музыкального произведения во время слушания;

-воспитывать усидчивость;

-пробуждать активность слуховой деятельности;

-развивать у детей способность логически мыслить;

-знакомить с новым материалом











-Пробуждать интерес к песенному творчеству;

-работать над правильным формированием звука,ритмическим рисунком, дикцией, музыкальным образом.


Проблемно поисковый.

Беседа

Индивидуальный опрос.


































Проблемно поисковый. Беседа.

Рассказ.

Индивидуальный опрос.


























Проблемно поисковый .

Видео запись.

Беседа.

Смена деятельности.

Индивидуальный опрос.









































Проблемно поисковый.

Беседа.

Рассказ.

Индивидуальный опрос.























Практический

Смена деятельности

Исполнение в концертном варианте

-Здравствуйте, садитесь! (из тишины звучит токката и фуга И. С. Баха)

- Какое произведение сейчас прозвучало в классе?

- Кто автор данного произведения?

- Какой страны этот композитор?

- В какое время жил?

- По каким признакам вы определили, что это музыка И. С. Баха?

Да главным образом это инструмент, орган.

Какова его музыка и как она действует на человека?

Это композитор философ, его музыка заставляет нас думать, погружаться в нее, ощущать в себе силу духа.

Мне дорог Бах

Ну, как бы вам сказать,

Ни то чтоб нынче музыки не стало,

Но чтоб такого чистого кристалла

Еще нам не являлась благодать.

Какое равновесие страстей,

Какая всеобъемлющая совесть,

Какая удивительная повесть

О брошенной в века душе моей!


- Слушая эту музыку, можем ли мы сказать, что она современна? В какой передаче мы ее слышим по сей день и почему?

- Да, серьезное музыкальное произведение серьезная передача. В ней заложены глубинные мысли, чувства человека, которые были и остаются во все века. Музыка токкаты величественная, как мир и взволнованная, как душа человека потрясенного величием мира. Высокие образцы музыки вечны. Итак, тема сегодняшнего урока «Жизнь коротка, искусство вечно» (Запишем) эпиграфом к сегодняшнему уроку мы взяли слова Г. Берлиоза (зачитать) и цель нашего урока подчеркнуть необходимость искусства прошлых столетий, в нашей современной жизни.


- А теперь послушаем это произведение в современной обработке, в исполнении молодой, талантливой скрипачки Ванессы Мэй.( Слушание)

- Как вы думаете, почему мы современные люди возвращаемся к музыке прошлых столетий?

Музыка – это самое живое из искусств. Молчащий мир – мертвый мир. Музыка с нами всегда, когда нам хорошо или плохо. И она действительно имеет сильное воздействие на человека.

- А какое исполнение вам больше понравилось органное или современное? Почему?

Один из критиков сказал о В. Мэй: «Музыка композиторов прошлых веков предстает в ее исполнении полной жизненной силой»

В. Мэй в своем творчестве чаще всего опирается на музыку старых мастеров, делая ее более современной, используя современные музыкальные инструменты. Ванессу узнают по ее белой электронной скрипке «ZETA» штатовского происхождения. Но в большинстве классических произведениях Ванесса использует акустическую скрипку «GIZMO» Она была изготовлена в 1761 году итальянским мастером Гварнери.

-А каких вы можете еще назвать мастеров скрипачей?

Страдивари, Амати, Гварнери. Этот инструмент некогда принадлежал знаменитому виртуозу скрипичного мастерства Никколо Паганини. Славу В. Мэй принесла не сама по себе классическая музыка, а техно-обработки высоких образцов классики. Например, таких как «Шторм» из времен года А. Вивальди.

-Что же такое обработка? Чем отличается от ремикса?

Ванесса Мэй не только записывает эту музыку, но и снимает на нее клипы. Давайте послушаем и посмотрим эту музыкальную обработку.

- Вам понравилось? Что понравилось?

Виртуозность, легкость исполнения, эмоциональность.

- Что говорит о современности в музыке В. Мэй?

Современные ритмы, яркость необычность звучания, быстрый, просто бешеный темп, похожий на ритм нашей современной жизни. (Люди стараются все успеть)


Если задуматься они с Паганини чем - то похожи. Своей техникой, виртуозностью, неограниченными, феноменальными исполнительскими способностями.

Ванесса Мэй говорила: «Мне кажется, мы с Паганини очень похожи. Мы оба пытаемся, исполняя музыку делать ее каждый раз новой».


Паганини великий итальянский скрипач, композитор конца 18 начала 19 веков.(1782-1840). (Кстати В. Мей рождена в один день с великим скрипачом ). Он открыл новые возможности старого инструмента и способности человека им управлять. Паганини был первым скрипачом игравшим наизусть. Он был неординарной личностью и очень эмоциональной. Его внешность и породила необычную манеру исполнения его произведений.

«Он одевался плохо, мешком сидящий фрак, брал в руки скрипку и появлялся где-то в глубине сцены. Делал несколько шагов вперед и останавливался. Осматривал зал. Зал осматривал его. Потом странной, дерганой походкой доходил до середины сцены, отрывисто кланялся, принимал характерную позу, с выставленной вперед левой ногой и задранным левым плечом и начинал играть. И люди слушали его ошеломленно, потому что его игра была идеальна. Скорость, виртуозность, ясность и чистота нот, головокружительные пассажи и арпеджио. Он обрушивал на слушателя такой шквал чувств, эмоций, звуков, что тот просто не мог устоять. Зал оказывался, вовлечен в исполнение – и затаивал дыхание. И ликовал потом, потому что не понимал, что же это было, что произошло. Это похоже на волшебство. И дрогнут губы у равнодушных, и увлажнятся глаза у циников. А Паганини тем временем опускал инструмент, несколько раз отрывисто, деревянно клвнялся и с улыбкой принимал аплодисменты. Многие говорили, что Паганини бог, кто-то утверждал, что он дьявол. Поскольку люди считали, что обычный человек так играть не может»

Ему нужно было выплеснуть в музыке свои эмоции, выразить свое болезненное восприятие жизни. Он сочинил много произведений. Одним из самых знаменитым является каприс №24 ля-минор. Вы наверняка слышали эту музыку. (Слушание)

- Знакомое произведение? Да, значит, звучит и по сей день.

-Вспомните что же такое каприс?

Каприс инструментальная пьеса причудливого характера с яркой сменой образов, настроений. По-итальянски Capricco по-французки Caprice означает каприз, причуда.

-Что вы услышали в этой музыке?

Да, яркая, виртуозная, инструментальная пьеса, импровизационного склада с причудливой сменой эпизодов и настроений. Здесь мы слышим широту и страстность пения, нежность и печаль мелодии, пылкую радость и острый стон боли и мучения.

- В какой форме написано произведение? Как вы догадались? (Вариации)

Эта маленькая и короткая тема будет шествовать через века.

(наиграть фрагмент)

«Нужно сильно чувствовать, чтобы заставить чувствовать»- скажет однажды Паганини.

В этом весь секрет. Запомните Паганини таким, возможно мы еще встретимся с его творчеством.

Каждый человек всю свою жизнь идет по извилистой дороге. И чем ярче личность, тем труднее и извилистее эта дорога. Дорога искусства. Дорога жизни. Дорога без начала и конца.

Нет на свете тишины

Только плач твоей струны.

Только вечность дарит звуки

Да в груди огонь жестокий

Твой единственный огонь.

Песня «Дорога « из к\ф Н, Паганини»

Обратить внимание детей на четкое произношение слов (дикцию). Ритмический рисунок, правильное звукоизвлечение. Попросить детей исполнить песню обдуманно, в характере, с настроением. (исполнение песни)

( Слушание Токкаты)

Итак, (к теме на доске) «Жизнь коротка, искусство вечно»

-Чья музыка звучала на уроке?

Да музыка И.С.Баха это композитор, мыслитель и философ

- Какое воздействие оказывает его музыка на нас, слушателей?

Да она заставляет нас думать, размышлять, погружаться в нее.

- А музыка Паганини?

Да чувствовать, сопереживать.

Все в жизни меняется. Люди рождаются и умирают. Жизнь коротка, но остается вечная душа человека,человеческие ценности, любовь и ненависть,добро и зло,страдания радость.

Если это заложено в музыке, то? она будет жить вечно.

Сейчас очень много музыки, музыки разной (легкой и серьезной).( убавить совсем)

-Кстати, а какую музыку любите слушать вы?

- Как вы думаете. Будет ли она иметь такую вечную жизнь?

Да это проверит время. Самый строгий судья – время, расставляющее все по своим местам и выносящее свой справедливый приговор.


Подведение итогов.

Спасибо за урок. До свидания!


















7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!