СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Действия людей в экстремальной ситуации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок поможет воспитать доброе отношение к людям, попавшим в экстремальную ситуацию.

Просмотр содержимого документа
«Урок Действия людей в экстремальной ситуации»

Действия людей в экстремальной ситуации


Цель: научить учащихся правилам поведения в экстремальной ситуации; развить умения и навыки действий в чрезвычайной ситуации; воспитать доброе отношение к людям, попавшим в экстремальную ситуацию.


ХОД УРОКА

I. Создание проблемной ситуации.


Беседа

Мне вспоминается рассказ пожилого человека.

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно, хуже некуда: лицом о поребрик, сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера.

С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает всё сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу - рот разбит.

Решил повернуть назад, домой. Хорошо помню этот путь - метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хотя бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помощь. Я запомнил лица многих людей - видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи...

Боль путала сознание, но я понимал, что если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто и не помог.

- А как бы вы поступили в этой ситуации? -А почему никто из прохожих не проявил к старику милосердия?


(безразличие к чужому горю, неумение найти правильное решение в экстремальной ситуации...)


Как хорошо сказал Даниил Гранин: "Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, она слабеет и отрафируется.


ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Рассказ учителя:


В природе действо это так рождалось:

сначала

небо

в стороны раздалось,

оно раздвинулось

и место для грозы

освободило.

Померкло солнце.

Птицы не взлетали.

Захлопали калитки, двери, ставни.

Все было зыбким.

Все тревожным было.

А туча на глазах себя лепила

Из ничего!

Из призрачного света.

Из узловатого слепого ветра.

Из сумеречной тени над болотцем,

Из темноты, укрывшейся в колодце,

из мглы,

из пыли темной и летучей –

все в дело шло!

Все

Становилось тучей,

Которая

Торжественно жирела,

Клубилась, разбухала, тяжелела.

Бурчала что-то, душу распаляя...

Повисла

Над домами и полями.

Уперлась в землю.

Горизонт прогнула...

И первой молнией

Весь мир Перечеркнула!


Мы живем в сложном мире - в мире неустойчивости и необратимости, эволюции и катастроф, хаоса и сложнейших структур. Из-за увеличения масштабов антропогенного воздействия все острее встает вопрос жизни на планете. Анализ причин аварий, катастроф и стихийных бедствий, свидетельствует, что свыше 80% случаев происходит по вине человека, из-за низкого уровня ответственности и ее неспособность правильно определить свое поведение в экстремальных условиях. Сегодня на уроке мы затронем лишь малую часть этих проблем.

Тема урока: Действия людей экстремальной ситуации.

III. Изучение нового материала.

Беседа

- по каким причинам человек попадает в экстремальную ситуацию?

1. В наше время человек способен полететь на Луну, но силы нашей
собственной планеты все ещё нам не подвластны. Извержение вулканов,
землетрясения, засухи, селевые потоки, снеговые лавины уносят жизни
тысяч людей.

(на доске нарисовано наводнение)

2. Аварии, возникшие в результате нарушений правил эксплуатации
технических объектов, по своим масштабам начали приобретать
катастрофический характер уже в 20-30 г.г XX столетия.

(на доске нарисован дом в огне)

3. Социально-политическая опасность очень часто возникает, когда в
обществе делят власть, социальный престиж, материальные блага,
образование.

(на доске нарисован

4. Третья мировая война объявлена... Она ведется против природы и
природа отступает.

(на доске нарисован ядерный взрыв)

- что необходимо делать, чтобы увеличить шансы на сохранения здоровья и жизни в экстремальной ситуации?

Я предлагаю вам провести практическую работу « Действия людей в экстремальных ситуациях».

Цель этой работы:

  1. выработать умение предвидеть возможность возникновения опасных для жизни ситуаций;

  2. оказавшись в экстремальной ситуации, быстро оценить ее, собственные возможности и принять грамотное решение.

I группа

Действия населения во время грозы.


II группа
Действия населения во время пожара.


III группа

Разработать нормы поведения во время террористического акта.


Вывод к I группе:

Чтобы правильно спрогнозировать свое поведение во время грозы, надо научиться предсказывать её приближение. Вспышку молнии мы видим практически мгновенно, так как свет распространяется со скоростью 300000 км/с. Скорость распространения звука равна примерно 344 м/с, т.е. примерно за 3 с. звук проходит 1 км. Разделив время в секундах между вспышкой молнии и раскатом грома, вы определите расстояние до грозового фронта. Если промежутки времени сокращаются, то гроза приближается и её надо встретить во все оружии.

Вывод ко II группе:

Надо знать, что все пожары, исключая возникшие из-за взрывов, бывают в начале небольшими, их легко затушить. Бытует мнение, что в первую минуту для тушения пожара достаточно одного стакана воды, во вторую -три ведра, а в третью - и цистерны не хватит.


Вывод к III группе:

Сейчас терроризм переживает бурный расцвет. Учитываю то, что терроризм уносит человеческие жизни, бороться с ним надо любыми способами. Но нельзя переусердствовать и уподобляться тем же терроризмом. Я считаю, что борьба с таким злом, как терроризм начинается с каждого человека. Каждый должен сделать хоть что-то, что способствовало бы оздоровлению человеческого общества: уделять больше внимания происходящему вокруг, не оставаться безучастному к чужому горю, помогать жертвам терроризма, правоохранительным органам, участвовать в демонстрациях за мир.


Таким образом, проблема выживания в экстремальных условиях сводиться к четырем «надо»: надо знать, надо желать, надо уметь, надо действовать.

Надо всегда бежать за безнадёжным мячом.


... На одной из крупных ТЭЦ произошла авария: из огромного генератора выскочил элемент, размером эдак в полстола. Грохот, пар... оператор, сидевший за пультом, должен был сделать всего несколько движений, дабы предотвратить дальнейшее развитие катастрофы. И он во время имитации многократно их выполнял, но в настоящих экстремальных условиях наработанные тренировками рефлексы оказались напрочь забытыми. Он...побежал, и не для того, чтобы спастись. Просто побежал, даже не в безопасное место. Это - активная, но не адекватная реакция. От неё ни себе, ни людям никакой пользы. Авария могла стать катастрофической, если бы не другой оператор, работавший по соседству. Он спокойно подошел к покинутому коллегой пульту и отключил поврежденный генератор. И это тоже активная реакция, но реакция адекватная.

Сколько людей, столько и особенностей поведения в экстремальных условиях. Кто-то размахивает руками, кричит, а кто-то замирает, цепенеет.


Вернемся к практической работе. Вторая её часть называется « Испытание характера». Проанализируйте ситуации и выберите черты характера действующих лиц.

(ответы учащихся).

Интересные наблюдения проводила церковь, хотя выводы никогда не обнародовались. Дело в том, что совершая обряд крещения и опуская младенца в купель, священник каждый раз обращал внимание на то, как уходил под воду ребенок. Одни сворачивались калачиком, другие опускались столбиком. Так старые, опытные священнослужители определяли жизненную энергию принятую в лоно церкви. «Калачиком» классифицировались как «жильцы», «столбики» - «нежильцы». Это отнюдь не означает, что «столбикам» предопределялась скорая кончина, Недолгий век. Речь об ином. О том, что на одного человека можно положиться в самой критической ситуации, и он выдюжит, поскольку «калачик», а вот «столбик» может и сплоховать.


Тест:

«Капитан? Рулевой? Пассажир?»

Характер человека, как известно, проявляется в поступках, в отношениях к людям, в выборе, который каждый из нас делает в той или иной ситуации. Если вы хотите лучше узнать себя, ответьте Да, Нет, Не знаю на каждый из пятнадцати предлагаемых вопросов. Это, конечно, не экзамен, но все-таки важно, чтобы вы, отвечая, не старались лукавить перед собой.

  1. Я всегда чувствую ответственность за все, что случается в моей жизни.

  2. В моей жизни не было бы столько проблем, если бы некоторые люди изменили своё отношение ко мне.

  3. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами моих неудач.

  4. Иногда мне кажется, что я родилась (родился) под «несчастной звездой».

  5. Я считаю, что алкоголики сами виноваты в своей болезни.

  6. Иногда я думаю, что за многое в моей жизни ответственны те люди, под влиянием которых я стала (стал) такой(таким), как я есть.

  7. Если я простужаюсь, предпочитаю лечиться самостоятельно, а не прибегать к помощи врача.

  8. Я считаю, что во вздорности и агрессивности, которые так раздражают в женщине, чаще всего виноваты другие люди.

  9. Считаю, что любую проблему можно решить, и не очень понимаю тех, у кого вечно возникают какие-то жизненные трудности.

10. Я люблю помогать людям, потому что чувствую благодарность за то,
что другие сделали для меня.

11. Если случается конфликт, то размышляя, кто в нем виноват, я обычно начинаю с самого себя.

12. Если черная кошка перейдет мне дорогу, я перехожу на другую сторону улицы.

13. Я считаю, что каждый человек независимо от обстоятельств должен быть сильным и самостоятельным.

14. Я знаю свои недостатки, но хочу, чтобы окружающие относились к ним снисходительно.

15. Обычно я мирюсь с ситуацией, повлиять на которую я не в состоянии.




Подсчет результатов.


За каждый Да на вопросы 1,3, 5, 7, 9, 11, 13 и ответ Нет на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15 поставьте себе по 10 баллов. За ответы Не знаю - по 5 баллов. Подсчитайте общее количество баллов.


100 - 150 баллов. Вы капитан собственной жизни. Вы чувствуете ответственность за всё, что ч вами происходит, многое берете на себя, преодолеваете трудности, не преувеличивая их, не возводя в ранг жизненных проблем. Вы видите перед собой задачу, и думаете над тем, как её можно решить, что при этом вы чувствуете, что происходит в вашей душе - для окружающих загадка.


50 - 99 баллов. Вы охотно бываете рулевым, но можете, если необходимо, передать штурвал в верные руки. При оценке причин собственных трудностей вы вполне реалисты. Гибкость, рассудительность и чуткость всегда бывают вашими союзниками. Случаются ситуации, которые никак вас не касаются, вы не несете за них никакой ответственности и тем не менее, если это требуется, все-таки берете ответственность на себя. И вы обычно знаете, когда это нужно сделать. Вы умеете жить в добром согласии с другими людьми, не нарушая внутреннего согласия с самим собой.


До 49 баллов. Вы часто бываете пассажиром в своей жизни, легко подчиняетесь внешним силам, говоря: так сложились обстоятельства, судьба и т. д. в своих трудностях вы обвиняете кого угодно, весь белый свет, но только не себя. Настоящая независимость кажется вам недостижимой и невозможной. Тем не менее вы умеете мирно сосуществовать с другими, не делая различия между тем, какие это люди и как они относятся к вам.


У одних при сильном эмоциональном напряжении в кровь выделяется много гормона норадреналина. Такие люди при стрессе отличаются уверенностью, решительностью, смелостью. При встрече с опасностью они могут быть гневными, яростными. У других в экстремальных условиях в кровь выделяется адреналин. При стрессе они не уверены в себе, иногда боязливы и даже плаксивы. В критический момент они легко поддаются панике или впадают в депрессию . первых, по предложению психолога М Франкейнхозера, называют «львами», а вторых - «кролики». Значение этих различии полезно для выбора правильного поведения стрессовой ситуации. Возьмем такой случай: назревает бытовой конфликт, а уйти от него не позволяет обстановка. Например, вы едете в битком набитом автобусе. Взглянув на того, кто затевает скандал, постарайтесь определить, «свирепый лев» это, или «разбушевавшийся кролик». Если «лев», поселите его в «клетку» юмора, постарайтесь доброй шуткой остудить его гнев, не обидев, рассмешить его; если «кролик» - дайте ему «морковку» доброты, скажите что-нибудь любезное спокойно и доброжелательно. Старайтесь не ошибаться: «лев», когда он озлоблен, не оценит доброты, а шутка, даже добродушная, может расстроить «кролика». А если «кролик» женщина, то и до слёз недалеко.

IV. Подведение итогов урока.

V. Релаксация.

Волшебная поляна.

Старый мудрый волшебник обещал мне показать волшебную поляну: «Она предстанет перед тобой во всей своей красе, если ты встанешь рано-рано утром, на рассвете, когда первые лучи солнца освещают горизонт, а солнышко вот-вот появится. Ни секундой раньше, ни секундой позже надо быть на этой поляне. В тот миг всё, что есть на ней есть, - волшебное. Сегодня или никогда мы будем там».

Я напрягаю ноги, живот, спину, руки, лицо. Сильно-сильно...

А сейчас я расслаблю ноги, спину, руки, лицо...

Дышится легко, ровно, глубоко...

(Пауза)

Вот она, эта удивительная поляна. Я весь в ожидании чуда. Звёзды и месяц поблекли на небе, первые лучи солнца пробиваются сквозь густые заросли могучих деревьев. Тело моё расслаблено, мне легко и спокойно. Я ощущаю свежесть и прохладу раннего утра. Дышится легко, ровно, глубоко...

(Пауза)

Кругом ещё темно, а поляна освещена, как днём. В руке волшебника горсть зёрен пшеницы ярко-желтого цвета. Он бросает их на поляну, и вдруг из них вырастают разноцветные чудесные цветы, похожие на тюльпаны. Лепестки их плотно сжаты, как у нераспустившихся бутонов. Я подхожу к одному из них и дотрагиваюсь до него.

«Дзинь-дзинь», - отзывается цветок и полностью раскрывается. В ярко-желтой серединке цветка стоит голубая скамеечка с резной спинкой, напоминающей кружевное полотно.

(Пауза)

Я становлюсь совсем крохотным, подхожу к скамеечке и сажусь на неё. Лепестки цветка закрываются, нежно обнимая меня.

(Пауза)

Дышится легко, ровно, глубоко...















Фотоматериалы
















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!