«Урок демократии».
Урок разработан учителем истории Сычевой С.В.
МАОУ лицей №4 (ТМОЛ).
ЦЕЛИ: повышение правовой культуры будущих избирателей-детей;
повышение гражданской активности молодых людей.
ЗАДАЧИ: ознакомление детей с историей нашего государства, символами власти, демократическими принципами, инструментами власти в России.
ОБОРУДОВАНИЕ: символы Российского государства: герб, гимн, флаг; компьютерное приложение к «Урокам демократии».
ПЛАН УРОКА.
Что такое избирательное право.
Викторина
История развития демократии на Дону (компьютерное приложение).
ХОД УРОКА.
Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами будем говорить о демократии, выборах, избирательном праве. Скажите, какое важное для нашего государства событие произойдет 2 марта 2008г.? (выборы президента России). А как вы думаете, почему это событие важное для всех нас? (от результатов голосования зависит, кто придет к власти, каким путем дальше пойдет наша страна, как мы будем с вами жить и т.д.).
Кто знает, что такое избирательное право?
(это право населения избирать и быть избранным в органы власти).
Избирательное право, прежде чем стать всеобщим, равным и прямым, прошло длительный путь развития. Раньше не все могли участвовать в выборах. Право голоса не было у женщин, детей, иностранцев, рабов. Другими словами существовал имущественный и возрастной ценз.
Кто знает, что такое ценз?
(ценз- условие допущения лица к пользованию избирательным правом).
Ценз бывает: оседлости, имущественный, образовательный, половой, возрастной.
История избирательного права уходит своими корнями в далекое прошлое. Сейчас мы с вами проверим, как вы знаете историю нашего государства и символы государственной власти.
ВИКТОРИНА.
Почему город становился столицей государства и для чего она необходима?
Кто помнит дату основания Москвы? (1147)
Вспомните, кого считают основателем Москвы? (Юрия Долгорукого).
Какие вам известны столицы нашего государства в разное время. (Киев, Санкт-Петербург, Москва).
Что такое символы власти?
(Символами называют предметы, изображения или слова, которые имеют для нас особое значение. Государственной символикой становятся символы, которые имеют собое значение для граждан государства).
У нашей страны, как у любого уважающего себя государства, есть свои собственные государственные символы.
6. Перечислите символы нашего государства. Что вы знаете о них?
Государственный флаг можно увидеть везде, где находится российская власть, начиная от места работы президента, правительства и Государственной Думы и заканчивая зданием, где работает официальное представительство России в какой-нибудь стране.
Флаг создан для того, чтобы развеваться. Поэтому обычно флаги поднимают высоко вверх на флагштоках и мачтах, туда, где больше ветра и где он может красиво реять,- чтобы все его видели и гордились своей страной.
Государственный герб обязательно изображается на всех важных государственных бумагах, давая всем, кто видит эти бумаги, понять, что они важные и государственные. Герб украшает указы президента, паспорта российских граждан и другие документы, выданные государством. Герб есть на государственных печатях, на пограничных знаках или пограничных столбах, на денежных знаках, на государственных орденах и медалях.
Государственный гимн- это торжественная хвалебная песня, посвященная государству. Он исполняется во время важных государственных событий.
Кто знает гимн нашего государства и может его продекламировать?
Кто является главой нашего государства?
Каковы полномочия президента России?
Как вы считаете, зачем нужно принимать участие в выборах?
А сейчас мы с вами в игровой форме закрепим и расширим наши знания о демократических выборах на Дону.
Слушайте и смотрите внимательно, по ходу игры я буду задавать вам вопросы.
Дети под руководством учителя работают с игрой «Мир демократии. Развитие демократии
на Дону».