Тема: « Разнообразие, строение, значение шляпочных грибов»
Нечипорук Ирина Семеновна
Цель: ознакомить с особенностями строения шляпочных грибов, их разнообразием и значением в природе и жизни человека.
Задачи :
образовательные:
-
выявить признаки грибов как представителей самостоятельного царства, показать черты сходства и отличия грибов от растений и животных;
-
продолжить формирование знаний об особенностях жизнедеятельности грибов;
-
показать многообразие грибов в природе;
-
раскрыть значение грибов в природе и жизни человека.
Задачи развивающие:
-
развивать практические умения работать с источниками биологической информации;
-
развивать умения анализировать объекты, выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; установление причинно-следственных связей, построения логической цепи рассуждений и доказательств.
Задачи воспитательные:
-
воспитание ценностного отношения к природе;
-
формирование научного мировоззрения;
-
воспитание культуры общения, самостоятельности в решении познавательных задач.
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп
Технические средства:
-
компьютер;
-
мультимедийный проектор;
-
колонки.
Дидактические материалы:
Методы обучения: наглядно-образные, словесные, практические, аудиовизуальные, логические, репродуктивный, творческий.
оборудование: таблицы «шляпочные грибы», фото, картинки съедобные несъедобные грибы, микроскоп. Микропрепарат плесени на хлебе, лукошко с грибами, карточки, распечатанные схемы плодового тела
понятия: гриб, плодовое тело, шляпка, ножка, мицелий, сапротрофы, симбиоз, ядовиты, съедобные.
Ход урока
-
Актуализация познавательной деятельности.
-
Какие Царства живой природы вы знаете?
-
Какие Царства мы изучили?
-
По количеству клеток, организмы делятся на?
-
Что такое клетка?
-
Изучение нового.
Ученики находят конверты, в которых лежат краткие зашифрованные описания царств живой природы, ответив на вопросы, называют эти царства. (работа в группах)
Тема урока?( формулируют ученики)
Целепологание учащимися
Мы переходим к изучению нового раздела биологии-Царству Грибы.
Давайте отправимся в путешествие по этому необычному Царству
Окунемся под полог сказочного леса, где дружат между собой три сестры-науки:
-
Одна сестра любит собирать различные травинки. Веточки. Листочки, цветочки. Что же это за наука?
-
Вторая все время с сочком, удочкой любит слушать пение птиц, стрекотание кузнечиков и из-подтяжка наблюдать за зайчатами и медвежатами. Кто же это?
-
А третья-все все время ходит с таинственным лукошком, в которое складывает необычных обитателей леса. Ни растения и ни животных? (грибы)
Микология-наука о грибах.
Запись в тетради
Отгадайте загадку:
-С виду он похож на зонтик
Только меньше во сто крат
Он бывает очень рад
Когда дождик и тепло,
Он считает - повезло.( гриб)
Что такое гриб?( зачитывают в учебники)
Царства
Г
Д
Ж Р
Грибы:
кто нам скажет, что такое лишайники?
шляпка
ножка слайд 1
Шляпка + ножка – плодовое тело.
зарисовать в тетрадях и подписать части плодового тела гриба.
Гриб-это не только наземная часть (плодовое тело), но и скрытая подземная – мицелий, грибница.
Грибница - тонкие ветвящиеся нити гриба-ГИФЫ.
Грибы предпочитают соседство определенных деревьев - взаимодействие растений и грибов (МИКОРИЗА)
Гриб имеет, сочетает признаки растений и животных, поэтому их определили к особому царству.
Под сосною у дороги
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка
Шляпка есть- нет головы.( гриб)
В тетрадях таблица.
«Признаки характерные для растений и животных в строении грибов» (слайд 2)
№ | признаки | растительные | животные |
1. | хитин клеточных стенках | | |
2. | Накапливают гликоген | | |
3. | Не имеют хлорофилла | | |
4. | гетеротрофы | | |
5. | Выделяю мочевую кислоту | | |
6. | тело состоит из тонких белых нитей-гифов, образующих мицелий | | |
7. | Неограниченный рост | | |
8. | Неподвижны, нет активного движения | | |
9. | Размножение делением, частями мицелия, спорами | | |
Какой вывод мы можем сделать?
Итак, грибы сочетают в себе как признаки растений, так и животных.
По строению шляпки, грибы разделяются на
Трубчатые: Пластинчатые:
Трубочки на нижней части шляпки пластинки, на которых созревают споры
Слайд 3
На шляпке споры
А что же за грибы обитают в нашем лесу?
Он ( царь) любил больше всего отдыхать среди зеленых мхов под деревьями и раскидистыми кронами. Все грибы относились к нему с почтением. Неподалеку жили братья: один – под деревьями, у которых листочки дрожали в сухую погоду.
Что за грибы?.......белый –боровик (слайд 4)
Брат-подосиновик
(слайд 5)
Грибы существуют в симбиозе с растениями. (МИКОРИЗА)
Где обитают грибы?
Обитание: почва, вода, Жилища. Пищевые продукты.
тело человека и животных.
Почему растут под деревьями? Они не могут фотосинтезировать, воду и питательные вещества берут из корней деревьев, а из почвы всасывают органику.
Классификация Грибов
(слайд 6)
шляпочные
сообщение
грибы-паразиты
плесневые
(слайд 7)
Смотрят в микроскоп микропрепарат плесени, выращенной заранее. Ученик зачитывает сообщение о пенициллине и пиницилле . Сообщение ученика
дрожжи (слайд 8)
Шляпочные:
-
Съедобные
-
Ядовитые :содержат яды, смертельные для человека
Накапливают из почвы, воздуха радиацию, тяжелые металлы. Следовательно, причиняют вред здоровью.
«Ладошки»
«нет»-показываем тыльную сторону
«да» - ладошкой кверху
-
Особое вещество в клетках грибов – это хитин (да)
-
Растениям присущ фотосинтез (да)
-
При фотосинтезе из СО2 и Н2О на свету растения создают органические вещества (да)
-
Фотосинтез протекает в хлоропластах (да)
-
У грибов есть хлоропласты (нет)
-
Грибы способны к фотосинтезу (нет)
-
Грибы питаются готовыми органическими веществами (да)
-
Грибы имеют в клетках хлорофилл(нет)
-
Грибы образуют симбиоз с растениями (да)
-
Любые грибы можно собирать (нет)
Зарядка для глаз: нарисовать воображаемый гриб глазами.
Грибы по типу питания: записать
В царстве жили грибы-выскочки, наделенные ядовитым характером, гордые тем, что их иногда поедали лоси и волки, когда болели, но никогда ни белки, ни ежи, ни люди их не рвали, т.к. они очень ядовиты-(это были поганки) (слайд9)
Запишем признаки ядовитости:
-
Пленочное кольцо (кроме опенка)
-
Цвет нижней стороны шляпки (синий)
-
Изменение цвета мякоти
-
Бородавки и лоскутки на шляпке
-
Яркоокрашенная пластинка, запах.
Ученикам раздаются карточки с изображением грибов. В парах или по 4 человека. Они должны определить съедобные и ядовитые грибы, выписать их названия в тетради. Правильность проверяют с учителем.
А кто еще обитает в нашем царстве, в этом сказочном лесу?
Ученик читает сказку, после чего учащиеся называют грибы, прозвучавшие в этой сказке.
Где шишки пустышки
Ощерили лапки
Живет под сосною
В лесной тишине
Гражданка поганка
В коричневой юбке
И модном кашне.
Заходит поганка
Погодою летней
К соседям попить
Голубую росу
И всюду разносит
Поганые сплетни
Про тех, кто живет
В этом лесу:
Судачит о белке
О том, что орехи
От всех она прячет
В дупле под листком.
Что ходит лисица
В искусственном мехе
И дразнит волчицу
Пушистым хвостом.
Про дятла пускает
Недобрые слухи
О том, что мол портит
Деревья в лесу.
Болтает про зайца,
Что трус длинноухий
Взобрался на ель,
Увидав стрекозу.
Бездельем ее возмущаются .
Опенки ее попрекают враньем.
Волнушки, волнуясь
Заводят с ней споры
И лишь ядовитые
Грибы мухоморы
Поганке поддакивать любят во всем.
А если придут грибники спозаранку,
То сев на виду
Под сосновым стволом,
Ненужная людям
Гражданка-поганка
Прикинутся любит
Хорошим грибом.
Цвет шляпки меняет
Обманщица в спешке,
Чтоб стал он на шляпки другие похож
И делает вид, что она
Сыроежка, а может опенок.
А может волнушка
А может лисичка –
Никак не поймешь.
Жизнь царства коротка. В процессе развития под шляпкой появляются споры. Они попадают в землю, из них прорастают новые грибницы, а на них образуются маленькие бугорки – плодовые тела. Они растут медленно, Но не любят, когда разрывают подстилку, от этого они погибают.
Если мицелий не разделен перегородками – низшие грибы.
Если мицелий многоклеточный – высшие грибы.
Значение грибов (слайд 10)
Гриб на 80-95 % состоит из воды
20-40% - белки
17- 60% - углеводы
2-10%- липида
6-25%- минеральные элементы.
Смолы, эфирные масла придают особый вкус грибам, запах. Яды устойчивы к кипячению.
Вот мы потихоньку и выходим из нашего сказочного леса и заканчиваем путешествие.
Роль в природе и жизни человека:
-
Разложение органических остатков-почвообразование
-
Образование микоризы- грибокорень. 80% растений связаны с грибами корневой системой.
-
Корм для животных
-
Пища для человека
-
Медицина
-
Хлебопечение, пивоварение. виноделие, спирт, сыроварение
-
Разрушают древесину, заболевания, отравления.
-
Закрепление разно уровневые задания
-
Рефлексия
-
Что изучили?
-
Что поняли?
-
Что узнали нового?
-
Понравилось или нет?
-
А
нкета
Вот мы и закончили путешествие по этому удивительному Царству. Но
только на сегодня. НА СЛЕДУЮЩЕМ УРОКЕ НАС ЖДЕТ ПРОДОЛЖЕНИЕ И НЕ МЕНЕЕ УВЛИКАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.
Д/З: Ş 52, мини-проект «Их разыскивает грибник»
хронометраж
-
Актуализация…………………………………………5 мин.
-
Изучение нового……………………………………20 мин
-
Обобщение, закрепление……………………………5 мин.
-
Рефликсия …………………………………………...7 мин.
-
Д/З…………………………………………………….3 мин.