СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок для учащихся 6класса на тему "Выделение у растений и животных" .

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по данной разработке успешно был проведён для учащихся 6 класса. Урок составлен по программе "Биология 5-9классы" концентрического курса по линии УМК "Сфера жизни", авторы - Н.И. Сонин, В. Б. Захаров. На овладение данной темы по программе даётся 1 час.

Просмотр содержимого документа
«Урок для учащихся 6класса на тему "Выделение у растений и животных" .»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Преображенка











Методическая разработка урока

для 6 класса

на тему

«Выделение у растений и животных»














Работа выполнена

учителем биологии и химии

МКОУ СОШ с. Преображенка

Верхотуровой Н.И.
















с. Преображенка, 2023.



Пояснительная записка

Предмет: биология

Класс: 6

Тема: Выделение у растений и животных.

Курс биологии реализуется по авторской программе «Биология 5- 9 классы», концентрический курс по линии УМК «Сфера жизни», авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров., 1 час в неделю.

Данный урок из раздела «Жизнедеятельность организмов» изучается после тем «Питание и пищеварение», «Дыхание», «Транспорт веществ в организме» и имеет функциональную связь с данными темами.

На овладение данной темы по программе даётся 1 час.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (дальнейшее развитие и закрепление знаний темы на следующем уроке по теме «Обмен веществ»).

Основные виды деятельности учащихся на уроке:

- изучают и приводят примеры выделительных систем животных,

- характеризуют особенности процесса выделения у растений и животных,

- устанавливают взаимосвязь систем органов организма в процессе обмена веществ,

- находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении, осуществляют поиск, отбор и систематизацию информации в соответствии с учебной задачей.

Все этапы урока логически связаны между собой.

На уроке используются следующие методы:
• словесные методы (слово учителя, беседа);
• наглядные методы (мультимедийная презентация, листы с заданиями);
• проблемные методы (проблемные вопросы);
• метод стимулирования и мотивации;
• метод контроля и самоконтроля.
Данные методы создают оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого ученика и прививают любовь к самостоятельному поиску и осмыслению нового. 
























Тема урока: Выделение у животных и растений.
Цель: изучить процесс выделения веществ как важный процесс для жизнедеятельности живых организмов; познакомиться со способами удаления продуктов распада растений и животных; показать роль процесса выделения в жизни организмов;

познакомить учащихся с особенностями строения органов выделения и со способами удаления продуктов распада у животных;

показать учащимся эволюционные изменения органов выделения у животных.


Планируемые результаты

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями выделения у животных и растений; учатся определять значение выделения в жизни животных и растений; объясняют роль жабр, лёгких, кожи, почек в удалении продуктов обмена веществ.
Научатся называть способы удаления продуктов распада растений и животных. Получат возможность научиться объяснять роль процесса выделения в жизни организмов.

Метапредметные УУД:

П: осуществляют поиск необходимой информации и развивают навыки работы с биологическими текстами; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера, продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, работать с различными источниками информации.

К: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу.

Личностные УУД: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.


Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: поисковый, проблемный.

Оборудование: презентация, рисунки и текст в учебнике, листы с заданиями, «таинственная шкатулка» с объектами.


Ход урока


1.Мотивационно-целевой этап. Приветствие учащихся.

Этап вызова - вызвать познавательный интерес к проблеме; обеспечить эмоциональное восприятие новой темы; организовать самостоятельную постановку цели.

Фронтальная беседа по вопросам 12 параграфа и индивидуальное тестирование по теме «Транспорт веществ в организме».

Тест по теме «Транспорт веществ в организме»

Задание 1. Выберите один правильный ответ.

1. Транспорт веществ у одноклеточных животных осу­ществляет:

А. Сократительная вакуоль В. Цитоплазма

Б. Жгутики Г. Тончайшие каналы

2. Гемоглобин — это:

А, Форменный элемент крови

Б. Вещество, входящее в состав плазмы

В. Бесцветная жидкость

Г. Красный железосодержащий пигмент крови, бе­лок, переносящий кислород

3. У насекомых и моллюсков по сосудам течет:

А. Бесцветная жидкость — плазма В. Цитоплазма
Б. Гемолимфа Г. Кровь

4. У земноводных сердце:

А. Однокамерное В. Трехкамерное

Б. Двухкамерное Г. Четырехкамерное

5. Функции кровеносной системы:

А. Транспортная Г. Теплорегуляторная

Б. Дыхательная Д. Все выше перечисленные ответы

В. Выделительная


Задание 2. Найдите соответствие.

1. Найдите соответствие между типом кровеносной сис­темы и ее характеристикой.

1. У насекомых и моллюсков кровеносная система

2. У дождевого червя кровеносная система

А. Замкнутая

Б. Незамкнутая


2. Найдите соответствие между видами сосудов и их функцией.

1. Артерии

2. Вены

А. Несут кровь от сердца

Б. Несут кровь к сердцу


3. Найдите соответствие между типом клеток крови и их функцией.

1. Красные кровяные клетки

2. Белые кровяные клетки

А. Защитная функция — фагоцитоз

Б. Дыхательная функция — гемоглобин


Ответы:

Задание 1. 1-в, 2-г, 3-б, 4-в, 5-д.

Задание 2. 1). 1-б, 2-а. 2). 1-а, 2-б. 3).1-б, 2-а.

Обмен тетрадями и взаимопроверка, самооценка и взаимооценка работ.


2.Введение в новую тему с помощью интеллектуальной разминки (объекты в чёрном ящике, т.е. «таинственной шкатулке»).

Сегодня в «таинственной шкатулке» — два объекта. Первый вам хорошо знаком. Именно про него говорят: сидит — зеленеет, летит — пожелтеет, упадет — почернеет. Второй объект весьма странный. Он тоже хорошо знаком каждому человеку, хотя про него обычно не принято говорить вслух, а уж если говорят, то называют его не иначе как «живая вода».

Проблемный вопрос: Что находится в «шкатулке» и какой процесс жизнедеятельности связывает эти объекты?

(в «таинственной шкатулке» вместе с осенним листом может быть раствор фурацилина в качестве имитатора мочи.) (Учащиеся думают, рассуждают, отгадывают загадки).

Между любым живым организмом и внешней средой постоянно осуществляются процессы обмена веществами и энергией. В процессе обмена организм получает воду и вещества, необходимые для построения и обновления структурных элементов клеток и тканей, а также в нем образуются продукты распада, которые могут быть вредны для организма, поэтому их необходимо удалить.

Таким образом, процессы выделения заключаются в удалении из организма соединений, образующихся при обмене веществ.


Изучение нового совместим с формированием важного информационного умения — поиска в тексте точных ответов на вопросы (приём «Восстанови текст»).

Чтобы помочь шестиклассникам, вместе с вопросами предлагаю «подсказки» — предложения с пропусками, которые необходимо заполнить. После выполнения задания в тетрадях получится краткий конспект основного содержания учебной статьи по данной теме. (Объяснить учащимся, что сами вопросы списывать не нужно).

Задания для самостоятельной работы по теме «Выделение», параграф 13.

Цель: научиться находить в тексте необходимую информацию и точно формулировать ответы на вопросы.

Ход работы.

Изучите текст учебника на с. 84 – 88, рассмотрите рисунки по теме. Найдите и сформулируйте самостоятельно точные ответы на вопросы (левый столбик). Запишите ответы в тетрадь, используя частичные ответы «подсказки» (из правого столбика). При работе старайтесь быть предельно внимательными, точными и краткими. (можно выдать данные бланки с заданиями, в которых учащиеся допишут ответы, работая с текстом учебника).


Вопросы

Частичные ответы

Что такое выделение? Какие вещества при этом удаляются?

Выделение — это _________________________

из организма _____________________________

(воды, _______, ___________, ______________).


У каких животных имеется сократительная вакуоль? Каково ее значение?

У _________________________сократительная вакуоль удаляет __________________________.

Как называются органы выделения у червей?

У червей _______________________ - выделительные канальцы.

У каких животных выделительная система имеет вид трубочек?

У __________________________- выделительные трубочки.

Какие органы образуют выделительную систему позвоночных животных?

У позвоночных выделительную систему образуют _____________, _____________, ______________, _____________________.


Какие еще органы могут участвовать в удалении воды?

Н20 (вода) может удаляться через ________________ и _____________________.


Есть ли выделительная система у растений и грибов? Куда поступают ненужные вещества у этих организмов?

У растений и грибов _______________ выделительной системы ____________. Ненужные вещества у них _______________________________________________.

Что такое листопад? Каково его значение?

Листопад - это __________________________. Вместе с листьями из растения удаляются _______________________________________________. _______________________________________________

Что такое гидатоды? Что удаляется через них?

Избыток __________________ и ___________________ растения удаляют через гидатоды — специальные ________________________________________.



Подумайте и ответьте на вопрос: «Какой общий принцип можно обнаружить в работе органов выделения у разных животных?»

(Кто закончит работу раньше других, советую вернуться к тексту на с. 86,89 и найти дополнительную информацию об органах выделения).

Что же такое выделение?

Прием «Собери информацию».

Из предложенных слов собрать определение понятия «выделение».

(выделение, выведение, из, организма, конечных продуктов, обмена веществ, избытка воды, солей, ядов, образовавшихся, в организме, или, поступивших, с пищей).

Какое же определение понятия у вас получилось?

Обсуждение в классе полученных результатов.

Выделение – это выведение из организма конечных продуктов обмена веществ - избытка воды, солей, ядов, образующихся в организме или поступивших с пищей.

Физминутка (2 мин)

1.упражнения на снятие утомления с плечевого пояса.

2. упражнения на снятие утомления с кистей рук.

3.на снятие напряжения с глаз.

Беседа по вопросам с использованием слайдов презентации и рисунков учебника.

Цель: при осмыслении полученной информации учимся обращать внимание на мелкие детали текста.

  1. Почему в тексте сказано, что у дождевого червя выделительные канальцы окружены многочисленными капиллярами, но ничего не написано про капилляры у плоских червей?

  2. Чем похожи органы выделения плоских и кольчатых червей?

  3. Можно ли выделительную систему насекомых рассматривать как приспособление к жизни на суше? Найдите в тексте слова, помогающие правильно ответить на этот вопрос.

  4. Выделяют ли насекомые мочу в привычном для нас понимании? Какие слова учебника являются ключом к ответу?

  5. У кого из позвоночных туловищные почки, а кого — тазовые? Найдите ответ на рисунках учебника. Найдите в тексте подсказку для ответа на этот вопрос.

  6. На с. 86 есть совершенно потрясающая фраза, которая не может не разбудить любознательность учеников: «А минеральные соли, некоторые органические вещества выводятся через кожу, кишечник и специальные приспособления. Некоторые животные имеют особые клетки, в которых накапливаются продукты обмена веществ. Это «почки накопления».

Эти три предложения на с. 86 рождают у учащихся поток вопросов: «Какие органические вещества выводятся? А через кожу и кишечник выводятся одинаковые вещества или разные? А выводятся ли органические вещества через кожу у человека? Какие специальные приспособления есть у животных? Как они называются? У каких животных есть такие приспособления? Какие животные имеют особые клетки? Как выглядят эти клетки? Какие вещества в них накапливаются, в каком виде - жидком или в твёрдом? Почему их назвали почками, если это - клетки? Как выглядят «почки накопления»? В какой части тела они расположены? Как решается проблема защиты организма от отравления продуктами обмена? Какова продолжительность жизни животных, имеющих почки накопления?» (самым любознательным захочется найти ответы на эти вопросы в дополнительной литературе, это будет предложено выполнить дома).

3.Осмысление, закрепление и применение знаний. Размышляем над проблемными вопросами и задачами.

1) Почему у морских простейших сократительная вакуоль сокращается значительно реже, чем у пресноводных?

2) Почему путешественникам в пустыне рекомендуют пить подсоленную воду?

3) Иногда на краю листа появляются капельки воды. Откуда они взялись? В какую погоду — влажную или сухую — обычно наблюдается это явление? Почему?

4) Объясните поговорку: «Не червивый гриб опасен, а старый».

5) Объясните биологический смысл поговорки: «Не от добра дерево лист роняет».

Почему осенью листья меняют окраску? Когда деревья быстрее желтеют — в ясную или в пасмурную погоду? Почему?

6) Произойдет ли пожелтение листьев и листопад у березы, если ее пересадить в кадку с почвой и поставить в комнате? Дайте обоснованный ответ.

Учащиеся получают карточки с незаконченными предложениями, которые каждому необходимо закончить. Прочитав задания, дети многие понимают, что информации для ответов у них пока недостаточно.

Задание. Закончить данные предложения

  1. Вода всегда стремится туда, где ……..

  2. Вместе с потом из организма ………

  3. Хлорофилл разрушается ……….

  4. На живые организмы влияет …………

Вместе устно разбираем некоторые вопросы, которые каким-то образом связаны с заданиями. Задача ребят: услышать в ходе обсуждения нужные подсказки.

- Объясните, почему соленый огурец не такой упругий, как свежий. (С помощью схематических рисунков объясняем направление движения воды из области меньшей концентрации солей в область большей концентрации.)

- Какого вкуса пот? (При ответе ограничимся одним словом: соленый!)

- Вспомните осенние наблюдения. Где раньше желтеют листья — по краям кроны или в глубине? (Причину объяснять не будем: к мысли о том, что хлорофилл быстрее разрушается на свету, каждый ученик должен прийти самостоятельно.)

- Почему в разные годы птицы улетают на юг всегда в одно и то же время? {Должна прозвучать мысль о реакции птиц на длину светового дня.)

После беседы учащиеся выполняют работу самостоятельно.

Выводы урока:

В процессе жизнедеятельности организма – как растительного, так и животного – образуются ненужные и даже вредные вещества, которые необходимо из него удалять. Чем сложнее организм, тем сложнее его выделительная система.

В какую сторону шла эволюция выделительных систем?

Эволюция выделительной системы шла по пути создания специализированных органов, обеспечивающих удаление из организма ненужных, вредных веществ, которые образуются в процессе жизнедеятельности.


4.Рефлексия.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Что нового узнали?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться?

- Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, все ли было понятно?


Так как в этой теме много фактов, обычно вызывающих удивление учеников, в конце урока можно предложить каждому закончить предложение: «А я и не знал, что...».


5.Домашнее задание: 

 Изучить § 13., стр. 90 ответить на вопросы устно

Найти в биологической литературе ответы на вопросы:

  1. Что такое «почки накопления»?

  2. Какой биологический смысл имеет выражение «крокодиловы слёзы».




Литература:


1. И.А. Акперова «Уроки биологии к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». ¬ М: Дрофа, 2006.

2. Н.И. Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. - М: Дрофа, 2006.

3. Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина (электронное учебное издание), Дрофа.

4. Википедия - выделительная система.



Приложение


Почки накопления — выделительные органы некоторых круглых червей и других, не выделяющие наружу, а накапливающие в себе продукты жизнедеятельности. Представлены особыми звездчатыми клетками, поглощающими различные частицы из полостной жидкости.

У иглокожих, которые вообще почти не имеют обособленных выделительных органов, огромную роль в экскреции играют странствующие амебоциты, которые нагружаются продуктами распада и затем покидают организм, выползая наружу через поверхность кожи, кишечник, водные легкие (у голотурий), бурсы (у офиур) и т. д. Наряду с этим во многих местах тела происходит и накопление экскретов в нерастворенном виде.

Таким образом, иглокожие по характеру своей экскреции стоят на одном уровне с кишечнополостными и губками, как правильно замечает В. А Догель (1938), и такой характер их экскреции вполне соответствует общему низкому уровню их организации. Не выше организация экскреции у оболочников. У многих асцидий (например, Сіопа) имеется большое количество нефроцитов, скопляющих в себе зерна экскрета и представляющих диффузные почки накопления. У других асцидий происходит усо­вершенствование почек накопления, которые представляют множестве мелких или даже один крупный (сем. Molgulidae) мешочек, стенки которого построены из экскреторного эпителия, а полость содержит конкреции.


Почки накопления асцидий


 

Рис. 149. Почки накопления асцидий А — клетка крови Ascidia mentula\ Б — один из фолликулов почки накопления Ascidiellaa spersa (по Azema, из Preuant); В — Molgula, целое животное, освобожденное от туники (по Lacaze Duthiers, из Prenant): 1 — ротовой сифон; 2 — половая железа; з — почка; 4 — печень; б — клоакальный сифон; в — конкреция; 7 — эпителий почечного фолликула.

У моллюсков нефроциты развиваются за счет эпителия перикардия; последний нередко образует разрастания, служащие для увеличения по­верхности экскреторного эпителия (перикардиальные железы брюхоногих, кеберов орган пластинчатожаберных, придатки жаберных сердец голово­ногих). Экскреты подобных нефроцитов с распадом последних по­падают обычно в целом и выводятся наружу нефридиями или целомодуктами. У пластинчатожаберных посторонние частицы, например, тушь, введенные в кровяное русло, фагоцитируются блуждающими амебоцитами, которые потом выползают в мантийную полость или перикардий и выводятся наружу.

Среди членистоногих разбросанные в полости тела нефроциты, способные концентрировать аммиачный кармин, играют до­вольно большую роль в экскреции у раков и хелицеровых. У насекомых и многоножек ту же функцию несут так называемые перикардиальные клетки, лежащие вдоль сердца. Кроме того, соли мочевой кислоты скапливаются в клетках жирового тела.


Крокодиловы слезы — притворные слезы, неискренние сожаления. Выражение возникло в русском языке в результате буквального перевода сложного немецкого слова Krokodilstranen. Первая запись - в "Немецко-латинском и русском лексиконе" Вейсмана 1731 г. Появление соответствующего образования в немецком языке связано с поверьем о том, что когда крокодил пожирает человека, то он плачет (ср. в "Азбуковнике" XVIII в.: Крокодил зверь водный. Егда имат человека ясти, тогда плачет и рыдает, а ясти не перестает).

Что такое "крокодиловы слезы"? Когда хотят подчеркнуть неискренность человеческих переживаний, говорят: «Льет крокодиловы слезы». Действительно, из глаз крокодила постоянно льются слезы. Существует древняя легенда о том, что крокодилы плачут горькими слезами, поедая человека.

На самом деле крокодил плачет вовсе не от жалости к своей жертве и не от стыда. Этому явлению есть научное объяснение. Дело в том, что почки этого животного несовершенны, поэтому для удаления из организма избытка солей у него имеются особые железы, расположенные возле глаз. Когда эти железы работают, то создается впечатление, что хищник плачет. А эмоций у рептилий вообще нет. Так что горевать крокодилы не могут...