воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, развивать умение выслушать, понять.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Стадия вызова |
1. Орг. момент (1-2 мин.) | Я рада вас всех видеть. Чтобы начать работу, проверим, всё ли готово к уроку. | Класс готовится для работы, включаются в деловой ритм. |
2. Целе- полагание и мотивация (3-5 мин.) | Текстовый фрагмент 1 (вводный). Название нашей темы урока состоит из двух слов. В толковых словарях первое слово имеет три значения 1. Участь, судьба, рок, жребий 2 Русская единица веса, употреблявшаяся до введения метрической системы мер, равная 1/96 золотника или 44 миллиграммам. 3 Часть чего-нибудь Как вы думаете, о каком слове идет речь? А чтобы узнать второе слово, разгадайте ребус. (Приложение 1) Так какая тема сегодняшнего урока? Правильно, - «Доли и дроби». Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Доли и дроби». Игра «верю и не верю» Вопрос | “+” - верю, “-” не верю | 1. Верите ли вы, что дробь состоит из числителя и знаменателя? | | 2 Верите ли вы, что правильная дробь больше 1. | | 3. Верите ли вы, что доля – это равная часть от чего-то целого. | | 4. Верите ли вы, что современное обозначение дробей берет своё начало в Древней Индии? | | 5. Верите ли вы, что число, записанное над чертой дроби, называется знаменателем. | | 6. Верите ли вы, что впервые оперировать дробями начали на территории древней Руси? | | Давайте, сформулируем цель нашего урока. | Открывают тетради и записывают тему в тетрадь. Заполняют таблицу индивидуально. Выбирают или придумывают цель, записывают в тетрадь. |
Стадия осмысления |
3. Актуа- лизация (10 мин.) | Найти данную тему в оглавление учебника, прочитать, заполняя таблицу Задание 1. Познакомьтесь с информацией. Задание 2. Заполните таблицу «Инсерт».(Приложение 2) Задание 3. Изучив таблицу, дайте понятия определения понятий, используя ключевые слова. (Приложение 3) Задание. 4.Составить схему определения обыкновенной дроби, по вопросам: а)Как называется число2 б)Как называется число 3 в) что показывает числитель? г) то показывает знаменатель? | Парами работают с информацией. Заполнение таблицы. Работа индивидуально. Заполняют таблицу индивидуально, затем работа в парах и озвучивают информацию. Ведущим приёмом могут стать гроздья (кластеры). Грозди – графический приём в систематизации материала. простые. Рисуем в середине дробь, и к ней стрелочки. |
4. Физ. минутка (2 мин.) | Ребята, давайте перед практической работой сделаем разминку. Сядьте ровно. Упражнения для глаз Рисуем глазами треугольник, Теперь его перевернём Вершиной вниз. И вновь глазами мы по периметру ведём. Рисуем восьмёрку вертикально, Теперь на бок её кладём, Затём ведём горизонтально, Начертим точку, тихо сядем, Глаза закроем, отдохнём. Молодцы! | Выполняют разминку. |
5. | Упражнение для тренировки памяти Ученикам предлагается таблица. Таблица показывается несколько секунд, затем она закрывается, а ученики должны нарисовать её в тетради. (Приложение 4) После проверки ученикам предлагается ответить на вопросы 1.Какую часть фигур составляют: А) круги Б) квадраты В) треугольники | |
5. Практич. работа №1 (5 мин.) | Можно ли разделить прямоугольник на две равные части разными способами. Попробуйте это сделать (тетрадь – тренажер № 190) и запишите соответствующую дробь. Приготовили линейки и карандаши. | Учащиеся выполняют практические задания Учащиеся делают вывод: что, хотя части визуально разные, а запись соответствует одна и та же. |
6. Историч. справка (3 мин.) | Первым пристанищем дробей считается древний Египет или же Вавилон. Однако первые дроби сильно отличались от современного варианта, а их смысл заключался вообще в другом. Дробями их считают, потому что они имели очень похожий вид современных дробей. Дроби параллельно начали развиваться в разных государствах в Египте и Вавилоне, но их прогресс был сильно замедлен. Первыми полноценными дробями считаются ½ ¼ и так далее. Это было высочайшие математическое открытие того времени, так как человечество и не представляло, что целое число можно разделить на составляющие. Первые записи дробей дотируются пятью тысячами лет назад. Они изображались на папирусе и глиняных табличках.На русской земле первым математиком, изложившим деление целого на части, стал новгородский монах Кирик. В 1136 году он написал труд, в котором привел в том числе и деление часа на части: пятые, двадцать пятые и так далее доли. Само слово «дробь» появилось на Руси в VIII веке. Оно произошло от глагола «дробить, разделять на части». | Просматривают, прослушивают и запоминают |
7. Практич. работа №2 | Работа в виртуальной лаборатории (электронное приложение к учебнику УМК «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс) | Работа в парах |
8. Информ. о д/з (1 мин.) | На дом учащимся предлагаются задания по выбору уровня сложности (2 уровня). 1 уровень: №474,475,476 2 уровень : №477,478,479 (Математка Арифметика Геометрия .Учебник. 5 класс. Е.А. Бунимович) | Учащиеся самостоятельно выбирают себе уровень и по желанию можно сделать не только тот уровень, который выбрали, но и уровень выше. |
Стадия рефлексии |
9. Подведен. итогов. Рефлексия (5 мин.) | Подведение итогов. Рефлексия. Ответьте на вопросы Достигли ли вы своей цели на уроке? Что делали? Зачем делали? Как делали? Для чего делали? | Отвечают на вопросы, поставленные на уроке. Учащиеся заполняют свои оценочные карты. Некоторым можно дать возможность высказать свое мнение, ассоциации, мысли. Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Я попробую…. Меня удивило… Мне захотелось… |
| | | |
Приложение 4.