Тема: «Единицы времени»
Цель урока: систематизировать знания детей о известных единицах времени.
Задачи урока:
Создать условия для формирования понятий: «Время», «Единицы времени».
Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение.
Способствовать развитию навыков перевода из одних единиц времени в другие.
Создать условия для формирования:
-коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать;
-социальной компетентности: взаимное сотрудничество.
Воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.
ХОД УРОКА
I. Орг.момент. Запись число, классная работа
- Предмет нашего разговора на уроке необычен. Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно. О чём я говорю?
II. Разминка
Даю вам минуту на выполнение примеров на карточке. Постарайтесь сделать как можно больше. А поможет вам в этом наш таймер.
III. Определение темы урока
Ребята, вы работали минуту.
– Как вы думаете, 1 мин – это много или мало?
За 1 минуту изготавливают:
220 т стали 1200 т угля
1200 пар обуви 2700 экз. книг
Пройдут годы, и вы уже не в школе, а на работе будете стараться за 1 минуту выполнить как можно больше заданий. 1 минута для страны – это много.
Научитесь ценить минуту и время вообще. Это очень важно. В народе говорят: «Копейка рубль бережёт», потому что из копеек складываются рубли. А что складывается из минут? (часы, дни, недели, месяцы, годы)
Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Единицы времени)
Итак, что же такое время?
В словаре Ожегова звучит так:
«Время – понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т.е. определить, на сколько секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого»
Время» - одно из самых употребительных слов. С этим словом встречается немало выражений с этим словом. Какие вы знаете?
Ученики: Нет времени.
Время летит.
Тратить время.
Убить время!
Времени хоть отбавляй!
Экономить время.
-Как вы понимаете данные выражения?
- Давайте не будем зря тратить время и вспомним всё, что знаем по этой теме.
IV. Работа по теме урока.
- Ребята, какие единицы времени вы знаете? Проверьте, все были названы вами?
- Соотнесите единицы времени между двумя столбиками
- Сделайте данную запись себе в тетрадь
2) - Ребята, скажите, сколько месяцев в году? (12)
- Сколько в месяце суток? (30 или 31)
- Ребята, а как мы узнаём, сколько суток в месяце? (По календарю)
- Есть один, очень интересный способ узнать, сколько дней в месяце без календаря. Это можно узнать по руке.
- Сожмите в кулак кисть левой руки. Ставим палец на костяшку, от нее мы будем начинать считать, сколько дней в месяце. Костяшка - это месяц, в котором 31 день, а впадина между костяшками – месяц, в котором 30 дней. Давайте попробуем посчитать дни. Начинаем считать с начала года, с января.
- Откройте учебник на странице 47.
- На полях учебника изображен рисунок, давайте рассмотрим его.
- Какими цифрами на рисунке показаны месяцы? (Римскими)
- Назовите по порядку все месяцы в году. (Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)
- Зимние, весенние, летние, осенние месяцы. (Зимние: декабрь, январь, февраль. Весенние: март, апрель, май. Летние: июнь, июль, август. Осенние: сентябрь, октябрь, ноябрь.)
- Месяцы, в которых по 30 дней. Сколько их? (Апрель, июнь, сентябрь, ноябрь. Всего 4 месяца)
- Месяцы в которых по 31 дню. Сколько их? (Январь, март, май, июль, август, октябрь, декабрь. Всего 7 месяцев)
- Сколько дней бывает в феврале? (28 или 29)
- Ребята, сколько суток в году? (365 или 366)
- Кто знает, как называется год, в котором 366 суток? (Високосный)
- Правильно. Год, в котором 366 дней называется високосным.
- Сколько раз бывает високосный год? (Високосный год бывает раз в 4 года)
V. Решение задач
1)Давайте решим задачу 217 и узнаем, когда последний раз был высокосный год и когда ещё будет?
2) Задачи-шутки
Золушка должна была покинуть дворец в полночь, но все дворцовые часы были переведены на час назад. Во сколько часов карета станет тыквой, а наряд Золушки превратится в простое платье?
Кот Леопольд терпел обидные выходки мышат 1 месяц и 3 дня. Через сколько дней его терпение кончилось?
Незнайка сочинял стихи о своих друзьях 3 часа 17 минут. Сколько минут он занимался этой «трудной» работой?
Если в 12 часов ночи идёт дождь, то можно ли ожидать, что через 48 часов будет солнечная погода?
Самолёт покрывает расстояние от города А до города В за 1 час 20 мин. Однако обратный перелёт он совершает за 80 мин. Как вы это объясните?
3) - Прочитаем задание №218:
- О ком эта задача?
- Что рассказали про Юру? (Что Юра провел июнь и июль у бабушки, потом на турбазе 2 смены по 12 дней)
- Какие слова мы возьмем для краткой записи? (у бабушки, турбаза, осталось)
- Запишем краткую запись у доски и в тетрадях. Какие слова возьмём для кр.записи?
- Что найдем первым действием? (Сколько дней Юра был у бабушки)
- Что найдем вторым действием? (Сколько дней Юра был на турбазе)
- Что найдем третьим действием? (Сколько дней у Юры длились каникулы)
- Запишем решение в тетрадь.
1) 30+31=61(д) Юра был у бабушки
2) 12+12=24 (д) Юра был на турбазе
3) 61+24+7=92 (д) длились каникулы
Ответ: 92 дня длились каникулы
VI. Тест «+», «–». Слабые учащиеся получают индивидуальный тест
1 час в двадцать четыре раза меньше, чем 1 сутки.
1 минута в 60 раз больше чем 1 секунда
1000 лет – это 1 век
1958 год – это 20 век
3 месяца – это 100 суток
26 часов – это одни сутки
80 секунд – это одна минута 20 секунд.
1 час 25 минут – это 125 минут
6 минут – это 1/10 часть часа
2 минуты больше 120 секунд
Проверка: + + – + – – + – + –
VII. Итог урока
– Итак, 40 минут пролетели очень быстро. Можно ли сказать, что мы их провели с пользой? Почему так думаете? Обоснуйте свой ответ. Чем занимались? Что было интересно? Что затрудняло?
С Маршак.
Мы знаем: время растяжимо
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течет
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
Д.З:
1) У многих из вас мобильные телефоны. Сосчитайте, сколько времени вы тратите за сутки на телефонные разговоры.
2) № 355, 353 страница 65
– Спасибо за урок.