СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - экскурсия для 1 класса " Наступила зима"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - экскурсия для 1 класса по окружающему миру " Наступила зима"

Просмотр содержимого документа
«Урок - экскурсия для 1 класса " Наступила зима"»

Урок-экскурсия по окружающему миру для 1 класса

Тема: Наступила зима.

Цели: провести наблюдения за изменениями в природе зимой; познакомить с особенностями жизни растений и животных зимой; учить узнавать деревья, распознавать следы животных на снегу; воспитывать бережное отношение и любовь к окружающему миру.

Оборудование: корм для птиц.

Ход урока

I.Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

-Ребята отгадайте загадку и узнаете тему нашего урока:

Запорошила дорожки, Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила

( Зима)

III. Экскурсия

1 этап

- Обратите внимание на то, как выглядят небо, земля.

-А сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы на них называть отгадки:

1. В белом бархате деревня-

И заборы, и деревья,

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет. ( Иней)

2. Гуляю в поле, летаю на воле.

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. ( Метель.)

3. Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер.)

-Ребята, как можно назвать все отгадки?

( Явления природы.)

-Посмотрите на небо, опишите какое оно сегодня, какое солнце, какой воздух.

-Есть ли у воздуха запах?

2 этап

-Продолжаем отгадывать загадки:

Он все время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути. ( Снег)

-Правильно, это снег. Опишите снег. Какой он? ( Белый, пушистый.)

-Рассмотрите снежинки. Какие они?

Снег состоит из множества снежинок. Каждая снежинка имеет свою неповторимую форму. Нет двух одинаковых снежинок. Вот так устроена наша природа.

- Послушайте стихотворение, автором которого является Н. Браун

Весь игольчатый с мороза,

На заре он нежно-Розов,

Он вдали - в тени, в низине-

Голубой и даже синий, А когда закат огнями

Запылает, он и сам,

Как раскинутое знамя,

Пламенеет по холмам.

А луна взойдет- и разом

Миллиардами алмазов

Поле все запорошит,

Цветом радуг задрожит.

3 группа

-Сейчас мы с вами разделимся на группы и каждая группа получит загадку и вы должны будете описать то дерево, которое является отгадкой.

1 группа

Ее всегда в лесу найдешь-

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая как еж

Зимою в платье летнем. ( Ель.)

2 группа

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. ( Сосна.)

3 группа

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки. ( Лиственница.)

-Подойдите к этим деревьям. По каким признакам вы их узнали?

4 группа

-Как изменился по сравнению с осенью лес?

( Дети вместе с учителем рассматривают лиственные деревья и кустарники, хвойные деревья и высохшие стебли высоких трав, наблюдают за птицами и кормят их, ищут следы птиц и животных на снегу.)

-Сравните все деревья на нашей полянке.

-Подойдите к какому-нибудь дереву и скажите, к какому дереву вы подошли.

-Как вы определили, что это за дерево? ( По коре и семенам.)

5. Рассказ учителя

Птицы, которые могут прокормиться зимой, остаются дома. К таким птицам относятся синицы, дятлы, снегири, галки, воробьи, голуби, вороны. Зимующие птицы питаются плодами и почками, которые остались на ветках деревьев, семенами, сохранившимися на торчащих из-под снега сухих стеблях травы. Синицы отыскивают свои запасы.

Но случается так, что птицы голодают. В метель, во время снегопада, при жестоких морозах корм найти тяжело. После нескольких часов голодания птицы часто погибают.

-Как вы думаете, ребята, можем ли мы помочь птицам? Да, если сделаем кормушки и будем насыпать туда корм:

-семена сорняков, подсолнечника, льна, крошки белого хлеба- для всех птиц;

-пшено, просо, овес - овсянкам, воробьям, синицам;

-семена дыни, тыквы, кабачков- поползням, воробьям, синицам;

-рябину, калину – снегирям, свиристелям;

-несоленое сало - синицам.

Так мы спасем много птиц. Без помощи человека за зиму погибают девять синичек из десяти. Другие птицы также погибают в большом количестве.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна, -

И нестрашна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

А. Яшин

-Увидели ли вы следы животных?

-Сейчас я вам расскажу о народных приметах, связанных с зимой.

-Дым столбом - к морозу.

-Кошка клубком – будет мороз.

-Туман зимой – к оттепели.

-Ребята, а вы знаете, где ночуют птицы?

-Послушайте.

Длинную зимнюю ночь птицы проводят по- разному. Вороны и галки ночуют большими стаями в парках, садах, рощах, на деревьях, распушив перья и прижавшись, друг к другу. Синицы, поползни, дятлы укрываются от холода в дуплах. В кроне густой елочки, тесно прижавшись друг к другу и уткнув клювик под крылышко, ночуют синицы длиннохвостые, а воробьи укрываются под крышами, за наличниками и на чердаке у отопительных труб.

IV. Подведение итогов урока

- С какими растениями мы познакомились?

- Как помочь птицам зимой?

- Я вам предлагаю дома нарисовать рисунок по сегодняшней экскурсии.












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!