Урок по химии: «Электролиз»
Учитель: Васильева Елена Михайловна, МАОУ «Урмарская СОШ им.Г.Е.Егорова»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: сформировать у учащихся понятие процесса электролиза, как одного из способов получения металлов.
Задачи:
обучающие:
Научить учащихся определять процессы, происходящие на электродах, составлять суммарные уравнения реакции электролиза.
Научить учащихся пользоваться опорными знаниями, полученными ранее, относящиеся к этой теме.
Углубить знание окислительно – восстановительных процессов, понимание практического значения электролиза в природе и жизни человека.
развивающие:
Развивать мышление учащихся, научить их делать логические выводы.
Умение работать с учебником и справочной литературой, опорными схемами.
воспитывающие:
Формирование интереса к изучению химии, понимания практического значения электролиза в жизни человека.
Тип урока: Изучение новой темы.
Оборудование: Таблица растворимости, компьютер, проектор
Этапы урока:
Организационный момент.
Этап мотивации к учебной деятельности.
Актуализация знаний.
Основная часть. Самостоятельная работа по учебнику, по справочным материалам в группах.
Защита минипроектов.
Закрепление.
Рефлексия.
Домашнее задание.
этап. Организационный момент. Приветствие учителя и учащихся.
Мотивация к учебной деятельности. Выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Определение темы урока. Регулятивные УУД Целеполагание: выяснение того, что известно учащимся и того, что неизвестно. Проблемные вопросы к классу:1. Что такое электролит?( Вещества, водные растворы, которых проводят электрический ток).2.Что происходит с электролитом, когда его растворяют или расплавляют? (диссоциируют на ионы). Какой процесс произойдет, если через раствор или расплав электролита пропустить электрический ток?
Затруднение? Выбрать ответ из 4-х вариантов: а) электрон б) электрод в)электролиз г) электролит. Выбирают ответ- электролиз.
Тема урока: Электролиз.
Цель урока: Раскрыть сущность этого процесса.
Актуализация знаний. Что такое ионы? (Ионы- заряженные частицы, которые образуются при отдаче или присоединении электронов). Какие бывают ионы? (Катионы и анионы). Как они заряжены? Катионы положительно, анионы отрицательно. Что произойдет с ионами , если пропустить электрический ток через электролит?
Изучение новой темы: Электролиз. Самостоятельная работа учащихся по учебнику, справочным материалам, по Интернету. Групповая работа. Формирование коммуникативных УУД. Каждая группа выполняет свой вариант.
Алгоритм изучения темы: Электролиз:
Определение явления электролиза.
Устройство для электролиза.
Явления происходящие на электродах.
Факторы, влияющие на электролиз.
От чего зависит эффективность электролиза.
Закономерности электролиза.
Применение электролиза.
Первая группа: Расплав KBr и раствор КBr
Вторая группа: Расплав СаI2 и раствор МgSO4.
Третья группа: Расплав K2S и раствор Na2CO3.
Четвертая группа: Расплав Zn(NO3)2 и раствор АgNO3
Пятая группа: Расплав СuSO4 и раствор СuSO4 c растворимым анодом Cu. 4-ое и 5-ое задания более сильным группам. При возникновении затруднений спрашивать у учителя.
Отчет групп: защита минипроектов.
1 группа:
Расплав КBr ↔K+ + Br- На катоде: К+ + е → Кo
На аноде: 2Br- -2e→ Br2 o
Суммарная реакция:2 КBr →2 Ко + Вr2o
H2O ↔ H+ + OH-
На катоде: 2 Н+ + 2е → Н2 о
На аноде: 2 Вr- -2e → Br2o
Суммарная реакция:2КBr + H2O → H2 + Br2 +2 KOH
Вторая группа:
На катоде: Са2+ +2e → Ca2+
На аноде: 2I- - 2e → I2
Суммарная реакция: СаI2 → Cao + I2o
H2O ↔ H+ + OH-
На катоде:2 H+ + 2e → H2o
На аноде: 4OH- → O2 + H2O
Суммарная реакция: MgSO4 + H2O → H2 + O2 + MgSO4
Третья группа:
На катоде: 2К+ + 2e → 2Ko
На аноде: S2- -2e →So
Суммарная реакция: K2S →2 Ko + So
H2O ↔ H+ + OH-
На катоде:2 H+ + 2e → H2
Fe3+ +3e → Feo
На аноде: 4OH- → O2 + H2O
Суммарная реакция: Fe2(SO4)3 + 2H2O →2 H2 + O2 + 2Fe +3H2SO4
Расплав Zn(NO3)2 Zn(NO3)2 ↔Zn2+ + 2NO3-
На катоде: Zn2+ + 2e ↔ Zno
На аноде: 2NO3- - 2e →2NO2 + O2
Суммарная реакция: Zn(NO3)2 → Zno + 2NO2 + O2
Раствор AgNO3 AgNO3↔ Ag+ + NO3-
H2O↔ H+ + OH-
На катоде: Ag+ + e → Ago
На аноде: 4OH- → O2 + H2O
Суммарная реакция: 4AgNO3 + 2H2O → 4Ago + O2 +4 HNO3
На катоде: Сu2+ + 2e → Cuo
На аноде: SO42- - 2e → SO32- +O2
Суммарная реакция: 2СuSO4 →2 Cu2+ +2SO3 + O2
Раствор СuSO4 CuSO4 ↔ Cu2+ + SO42-
H2O ↔ H+ + OH-
На катоде: Сu2+ + 2e →Cuo Сuo -2e→ Cu2+
На аноде: Сuo -2e→ Cu2+
4OH- → O2 +2 H2O Ионы Сu2+ поступают к катоду и разряжаются на нем.
Суммарная реакция: 2СuSO4 +2H2O →2Cuo + O2 +2H2SO4
Закрепление: Выводы.
Рефлексия.
Домашнее задание.