Тема: Урок физической культуры как основная форма формирования культуры здоровья у обучающихся 21 века
Доклад подготовила:
учитель физической культуры Настругова О.В.
Учитель физической культуры – профессия особенная. Избрав её, педагог становится в ответе за здоровье детей, их физическое, психическое, нравственное и социальное развитие.
Что такое культура здоровья? Культура здоровья определяется умением жить, принося пользу своему организму. Культура здоровья - это культура отдыха, труда, сна, питания, физической, психической и духовной жизни. Человека нельзя заставить соблюдать культуру здоровья. Он может и должен прийти к ней сам через знания, через понимание ценности здоровья, через удовольствие от радостного, светлого, здорового ощущения полной жизни.
От учителя – основной фигуры педагогического процесса - в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровье сберегающими являются образовательные технологии и вся внутри школьная среда.
Основной формой физического воспитания и укрепления здоровья является урок физической культуры, где кроме образовательных задач решаются оздоровительные, воспитательные, коррекционные задачи, почти на каждом уроке применяются упражнения для профилактики плоскостопия, осанки, дыхания.
Преподавание учебного предмета «физическая культура» в нашем образовательном учреждении, наполнено новым интересным содержанием, которое: - способствует кардинальному изменению отношения обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, - формирует у обучающихся устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни. В связи с тем, что сегодня более 50% своего времени дети проводят в школе, то эти условия мы создаем именно здесь, в нашей школе.
С помощью чего это делается? С помощью уроков физической культуры, внеурочных занятий и спортивных секций, а ещё с помощью педагогов XXI века. Педагог XXI века – это педагог, который не теряется во много информационном мире, который может правильно использовать информацию, умеет обработать её и преподнести. Тот, чьи уроки и внеурочная деятельность не скучные и насыщенны разнообразными видами двигательной деятельности. Этот человек должен быть эрудированным, и готовым принять различные субъективные мнения. Учитель должен быть исследователем и экспериментатором. Уроки физической культуры ХХI века – это жизнь идет вперед, появляются новые виды спорта и увлечения. Современный урок физической культуры требует новых подходов, новых взглядов на преподавание.
В своей педагогической деятельности я использую элементы инновационных технологий, которые подразделяю на традиционные и нетрадиционные. Это способствует организовать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность, развивает их творческие и музыкальные способности.
Т р а д и ц и о н н ы е.
Здоровьесберегающие технологии на моих уроках предусматривают:
- строгие дозированные физические нагрузки с учетом физического развития всех обучающихся, их группы здоровья;
-строгий контроль температурного режима, вентиляции помещения;
-проверка и контроль за состоянием спортивного оборудования и инвентаря, своевременный их ремонт и починка, содержание их в чистоте;
- применение специальных упражнений для профилактики и коррекций осанки;
- использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационно-коммуникативные технологии во всех сферах жизни.
Современные образовательные учреждения не должны отставать от требований времени, а значит, современный преподаватель должен использовать информационно-коммуникативные технологии в своей деятельности, т.к. главная задача образовательного учреждения - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
В работе преподавателя физкультуры можно использовать программы для подсчета результатов, компьютерное тестирование, создание собственных сайтов для распространения опыта, наглядности к урокам, поиск информации для методической работы, исследовательская работа, проектная деятельность, использование компьютера.
На уроках физкультуры применение компьютера позволяет облегчить процесс обучения технически сложных видов спорта (волейбол, баскетбол). Преподаватель, работая с ИКТ, имеет возможность, разбив технический прием на слайды, показывать их с такой скоростью, с какой это необходимо для детального изучения и понимания в данной группе, с помощью показов слайдов рисуются стрелками направления движения ног, рук, туловища. Возможен разбор ошибок. Можно стрелками предположить полет мяча при неправильной работе рук и ног. Такой метод обучения техническим действиям и приемам очень эффективен, нагляден и нравится учащимся.
Соревновательные технологии позволяют обучающимся проявить себя в личном первенстве, работать в составе команды. После прохождения каждой темы проводить уроки-соревнования, в которых задействую в качестве судей и секретарей освобожденных от уроков физкультуры обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к спецмедгруппе и ЛФК.
Игровые – использую почти на каждом уроке (сюжетно-ролевые игры, спортивные игры, эстафеты). В конце каждого урока проходит учебная игра. Существует много подвижных игр на основе баскетбола, волейбола, легкой атлетики. Разнообразие этих игр позволяет повысить интерес учащихся к уроку. Игровые технологии активно использую на внеклассных спортивно-массовых мероприятиях.
Технология уровневой дифференциации – это проведение два раза в год разноуровневого тестирования физической подготовленности учащихся. Даются различные задания для обучающихся основной физкультурной группы и обучающихся с ослабленным здоровьем. Контрольные испытания, задания, тестирование дают мне исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых – учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если этого не произошло, то я вношу в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими, а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Для этого задания делаю реальными и стимулирую учащихся к активной работе. И, конечно же, при выборе форм, содержания и методов работы я учитываю возраст, пол учащихся, состояние здоровья, уровень их развития и подготовленности.
Н е т р а д и ц и о н ы е
· Оздоровительные технологии (гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика и т.д.);
· Фитнес технологии (стрейчинг, фитнес-аэробика, степ-аэробика, кроссфит, скиппинг, элементы художественной гимнастики и т.д.).
Технология портфолио. Цель: приобрести опыт по накоплению, систематизации и представлению учащимися результатов и достижений по предмету «Физическая культура». Задачи: определение динамики показателей физической подготовленности для создания ситуации успеха, повышения самооценки и уверенности в собственных возможностях; раскрытие индивидуальных способностей, развитие познавательных интересов по предмету «физическая культура»; приобретение навыков самооценки; укрепление взаимодействия семьи и обучающегося.
Одним из главных направлений здоровьесбережения считаю создание здорового психологического климата на уроках. Широко использую возможности образовательной среды для обеспечения качества образования, такие как: светлые, просторные, чистые, хорошо освещённые и оснащённые залы.
При построении класса в начале урока учитываю настроение каждого ученика и создаю оптимистический настрой на урок. Применяю разнообразные способы стимулирования, для поддержания активности обучающихся. Такие как: похвала, назначение проведения разминки, назначение оценивания одноклассников, назначение судейства, игры по желанию, танцевальный комплекс упражнений под музыку.
Оценка по предмету «Физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения учащимися двигательных умений и навыков, роста физических качеств, строго индивидуально, с учетом возможностей каждого обучающегося и отношения к медицинской группе.
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации. Постоянно прохожу обучение на курсах повышения квалификации во Всероссийском форуме «Педагоги России», в Государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Донецкий республиканский институт развития образования» и использую полученные знания на практике. Участвую в профессиональных конкурсах (1 место – IV Всероссийский конкурс Фестиваля творчества и мастерства среди детей и работников образования «Грани таланта», конкурсная работа: Педагогический проект для учащихся 5-9 классов и их родителей «Фитнес-аэробика – здоровье всей семьи» 26.08.-20.09.2024г.; 1 место – IV Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Призвание-педагог», конкурсная работа: Разработка родительского собрания «Фитнес-аэробика – здоровье всей семьи» 26.08.-20.09.2024г; ГБОУ ДПО «ДОНРИРО» участие в Ярмарке педагогических идей «Успешные практики реализации Федеральной образовательной программы начального общего образования» в рамках постоянно действующего семинара «Эффективная начальная школа: ключевые вопросы реализации ФГОС НОО», Методический материал: авторская Программа
внеурочной деятельности по физической культуре
начального общего образования «Спортивная аэробика», 20.11.2024г.
Кроме уроков физической культуры формой для укрепления физического здоровья детей является работа ШСК «Виктория. На базе ШСК работает 8 секций (105 обучающихся) по следующим видам спорта: «Спортивная аэробика» (1 группа - руководитель Настругова О.В., 2 группа- руководитель Гасанова И.М.), «Волейбол» (1 группа - руководитель Настругова О.В., 2 группа- руководитель Гасанова И.М.), «Настольный теннис», «Баскетбол» 4 группы руководитель Куликова Ю.В.
За 2024-2025 учебный год учителями физической культуры Наструговой О.В., Гасановой И.М., Дубинка В.Д., Куликовой Ю.В. были подготовлены команды по баскетболу, волейболу, настольному теннису:
№ п/п | Название | Место | ФИО обучающихся |
1. | II этап (муниципальный) Республиканской Спартакиады школьников на Кубок главы Донецкой Народной Республики в рамках проекта «Детский спорт» в 2024-2025 учебном году по баскетболу | II место | Доматошенко Артем, Скорохватов Илья, Ботичев Захар, Соколов Владислав, Фоменко Максим, Есипов Леонид |
2. | II этап (муниципальный) Республиканской Спартакиады школьников на Кубок главы Донецкой Народной Республики в рамках проекта «Детский спорт» в 2024-2025 учебном году по настольному теннису | II место | Яковлев Платон, Бобина Александра |
3. | II этап (муниципальный) Республиканской Спартакиады школьников на Кубок главы Донецкой Народной Республики в рамках проекта «Детский спорт» в 2024-2025 учебном году по волейболу | III место | Доматошенко Артем, Яковлев Платон, Волков Максим, Таиров Ринат, Клевцов Никита, Клименко Павел, Волков Кирилл, Яворовский Александр |
Таким образом, использование элементов инновационных технологий обучения на уроках физкультуры 21 века помогает добиться более высоких результатов образовательного процесса, увеличивая мотивацию обучения и интерес детей к урокам, актуализируя личность ребёнка, сохраняя показатели физического и психического здоровья.